Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1045) → Главное – это открытое Богу покаянное сердце

Главное – это открытое Богу покаянное сердце

№4 (1045) / 27 января ‘20

Размышление

Очень часто нам кажется, что святость можно найти только в каких-то далеких прекрасных странах, великих монастырях и храмах, у мощей известных на весь мир святых, а рядом с домом у нас ничего такого не было и нет. Забываем о том, что Господь везде один и Тот же, и благодать везде одна.

Разговор у Царского креста

В монастыре Царственных Страстотерпцев мы были с моим другом отцом Олегом. И после службы пошли помолиться у поклонного креста, пройти по галерее и просто молча постоять в этом святом месте. Когда помолились и приложились ко кресту, к нам подошел молодой мужчина и, глядя на отца Олега, вежливо спросил: «Вы священник?» Услышав утвердительный ответ, он сказал: «А Вы могли бы благословить меня на новую жизнь возле Царского поклонного креста? Мне это очень нужно».

Его звали Алексей, и он приехал на Ганину Яму из Омска. Он каждый год сюда приезжал, а еще ездил в Верхотурье, к святому праведному Симеону, и жил там по неделе. После монастыря ему хочется завязать со старыми грехами, но это тяжело. Когда все в жизни снова наперекос, он снова едет сюда, к Царственным Страстотерпцам, просить их о помощи.

Алексей попросил отца Олега прочитать вместе с ним молитву, а когда молитва была прочитана, благоговейно поцеловал подножие поклонного креста, а потом склонил голову для благословения у священника. После разговора в глазах у него стояли слезы. Отец Олег обнял его и сказал, что по молитвам Царственных Страстотерпцев у него в жизни все обязательно исправится – только нужно за себя бороться, никогда не опускать рук, даже когда очень хочется и кажется, что помощи нет. Нужно молиться в минуты искушений и никогда не сомневаться, что все будет хорошо. Потом мы молча шли по монастырю, и я тихо сказал: «Какая неожиданная встреча, прямо у поклонного Царского креста. Словно мы специально пришли ради этой встречи и разговора с этим человеком». Отец Олег покачал головой и ничего не ответил, но ответ я и без него знал, ибо нет на Небе большей радости, чем о едином грешнике кающемся.

Маленький храм и большая благодать

В Екатеринбурге мы с женой ходим в один из самых больших и красивых храмов города – храм Александра Невского в Ново-Тихвинском монастыре, который по великолепию и красоте очень напоминает Храм Христа Спасителя в Москве. Там службы всегда красивые и торжественные, поет изумительный хор сестер монастыря, над головой раскачиваются удивительной красоты хоросы, со стен, иконостасов смотрят лики святых, написанные лучшими иконописцами России, в инкрустированных камнями серебряных ларцах покоятся мощи самых известных православных святых. Вся обстановка вокруг говорит о византийском, царском величии православного богослужения: стоишь и не знаешь, на Небе ты или на земле, – так красиво. Сюда постоянно приезжают иностранцы, и надо видеть их изумленные от окружающего великолепия лица.

А недавно я был в монастыре Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, где жил неделю и ходил на раннюю Литургию в маленький надвратный храм Иверской Иконы Божией Матери. Там служил один монах-священник, а вместо хора пел единственный певчий (он же чтец и алтарник). В отличие от многолюдного храма Александра Невского здесь на службы приходило около 10-ти человек. После великолепных и безупречных греческих распевов сестринского хора в монастыре пение единственного певчего казалось безыскусным, а паузы от вычитывания священником записок длинными. Красоты вокруг тоже особо не было: иконостас обычный, скорее всего софринский, иконы, какие на стенах, тоже можно встретить в любом храме… Но все это самым удивительным образом становилось для тебя неважным, службы пролетали быстро: я стоял и молился так, как когда-то давно, когда только пришел в храм. Господь неведомо касался сердца, когда слезы сами текли из глаз, а сердце трепетало и благоговело. После службы я выходил на улицу и не мог поверить, что Литургия с Часами и обязательной Исповедью перед Причастием пролетала так быстро. К чему я это все рассказываю?

Очень часто нам кажется, что святость можно найти только в каких-то далеких прекрасных странах, великих монастырях и храмах, у мощей известных на весь мир святых, а рядом с домом у нас ничего такого не было и нет. Забываем о том, что Господь везде один и Тот же, и благодать везде одна. Главное же – это открытое Богу покаянное сердце. Как когда-то сказал один офицер Белой армии и поэт, участвовавший в попытках спасения Царской семьи:
В томлении
изменчивых путей,
Блуждая в темноте
усталыми ногами,
Об истине тоскуем
мы сильней,
Не зная, что Она всегда,
везде пред нами.

Надувная память и бабушка, которая мыла памятник

Как-то раз иду возле памятника с именами героев Великой Отечественной войны, смотрю: какая-то бабушка с бутылкой воды и тряпкой отмывает покрытые дорожной пылью буквы. Она делала это как-то по-особенному благоговейно и бережно, словно бы оттирала от грязи великую драгоценность: помоет, тряпку положит, наклонится к именам, повздыхает, слезы утрет – и снова моет. Потом ее образ долго не выходил у меня из головы. Я шел и думал: как же надо любить и помнить героев той войны, чтобы в обычный день (а не на 9 Мая) отмывать их имена и плакать над ними.

Сегодня принято поступать по-другому. О Великой Отечественной войне сейчас стало модным снимать блокбастеры – говорят, людям это нравится, очень поднимает патриотический дух. И вправду, когда видишь, как на экране советский солдат с шашкой на коне рубит вражеские «Тигры» и «Пантеры», это воодушевляет и наполняет гордостью. Взять последний такой фильм «Т-34» (который собрал в прокате какое-то невиданное количество долларов), где заключенные концлагеря, приготовленные фашистами на убой, сели в родной танк и устроили фашистам кровавую баню.

Помню, как я удивился, когда один умный человек сказал мне про этот фильм, что ничего более глупого и отвратительного, чем эта фэнтези, бессовестно эксплуатирующая тему священной для нас войны, не видел.

Оказывается, настоящая история тех реальных советских заключенных была кровавой и страшной. Правда в фильме лишь в том, что русских пленных солдат использовали на стрельбище в танке как живую мишень, на которой фашисты тренировались уничтожать советскую технику. Когда по дороге на полигон танк заглох и заключенные не смогли его завести, их вернули обратно в лагерь и в этот же день (якобы за саботаж) расстреляли. Такой была реальная история. Но разве это кому-то сегодня интересно? Нам предлагают другую реальность, где наши побеждают глупых фашистов: раз-два – и «Гитлер капут».

Я задумался потом: а понравилось бы моему деду-фронтовику, инвалиду войны и герою, чей портрет украшает стелу на аллее славы в моем родном Камышлове, если бы я ходил и рассказывал всем, как он взял в плен Гитлера и в одиночку из пистолета расстрелял около сотни танков?

Мой дед рассказывал мне совсем другие истории. Как гибли товарищи в тех страшных битвах, сама земля горела; как убитый солдат бежал, пока не повисал на колючей проволоке, как бравый и необстрелянный политрук из училища в новой с иголочки форме выскакивал на бруствер под обстрелом, воодушевляя солдат идти в атаку, – и через минуту умирал, не успев крикнуть: «За Родину!» Дед вспоминал, как ему было страшно и как он не хотел умирать. 17-летний мальчик, убежавший защищать свою Родину, он попал в госпиталь, даже не доехав до фронта: эшелон, в котором они ехали, разбомбили. Но, выписавшись через год из больницы, уже инвалидом, он пошел в школу минометчиков, потом участвовал во многих битвах, брал Кенигсберг и закончил войну героем уже в звании офицера. О своих подвигах дед особо не распространялся, а боевые ордена надевал только на парад Победы, куда обязательно брал меня с самого раннего возраста, от чего я был на седьмом небе от счастья. Наградной пистолет, офицерскую форму, много раз прожженную и латанную, отдал в музей.

Дед говорил мне, что нет ничего на свете страшнее войны и надо ценить мир как самое дорогое сокровище.

А сейчас историю той Великой Победы, купленную кровью наших дедов, сделали комиксами и блокбастерами, подменяя реальность картонными подвигами в стиле Рэмбо. Такая новая реальность для людей с клиповым сознанием. Реальные герои войны, живые ветераны, всеми забытые, тихо умирают в старых хрущевках, а мы смотрим глупые бравые сказки и гордимся. А потом спешишь вот по делам и вдруг видишь, как бабушка моет имена настоящих героев и плачет, и неожиданно для себя начинаешь за них молиться, ибо они вправду выстояли и победили – не благодаря, но вопреки.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-razgovor-u-tsarskogo-kresta;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-malenkiy-hram-i-bolshaya-blagodat;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-naduvnaya-pamyat-i-babushka-kotoraya-myla-pamyatnik

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс