Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1045) → Архимандрит Савва (Мажуко): Право на сомнение

Архимандрит Савва (Мажуко): Право на сомнение

№4 (1045) / 27 января ‘20

Свет невечерний

Друзья мои, неделя Святой Пасхи или, как ее еще называют в церковной традиции, Светлая Седмица завершается воскресеньем, которое называется Антипасхой, или же Неделей святого апостола Фомы, а еще называется Фоминой Пасхой.

Это очень интересное время, когда для церковного осмысления, для духовного упражнения дается сюжет, связанный с апостолом Фомой, который в простонародье получил имя «неверующего Фомы», и для нас это большой вопрос и вызов.

Как люди, воспитанные в православном благочестии, мы понимаем, что существует определенная иерархия святых: на самом верху ее находится Богородица, святые апостолы, потом святители, преподобные и так далее. Даже когда совмещаются службы разным святым, предпочтение отдается тому, который принадлежит к более высокой иерархии. Так вот, апостол Фома принадлежал не просто к иерархии апостолов, но к самой ее сердцевине – 12-ти апостолам: мы знаем, что вокруг Христа был внутренний круг учеников – 12 апостолов (и даже в нем были избранные, апостолы Петр, Иоанн, Иаков – самые ближайшие ученики, но самый ближайший круг верных учеников – 12). Внешний апостольский круг – это 70 апостолов, учеников, их имена тоже известны церковной традиции, и день памяти каждого из них мы отмечаем в церковном календаре.

Вдумайтесь в этот парадокс – неверующий апостол! Через неделю после Пасхи мы вглядываемся в фигуру неверующего апостола. В чем здесь суть, соль?

Дело в том, что мы не обличаем его безбожие, но прославляем его неверие – вот как раскрывается этот парадокс.

Как можно вообще верующим людям – ведь Церковь состоит из верующих людей – прославлять неверие не просто некоего человека, праздного зеваки, а неверие апостола, который является по определению учителем веры? Ведь от апостолов ведет свою генеалогию епископская преемственность: апостолы – это первоепископы, а епископ есть учитель веры.

Апостол, учитель и проповедник веры, прославляется как образец неверия? Это же просто вызов, скандал, если хотите, ведь церковные песнопения этой недели каждый день повторяют один и тот же текст, в котором звучит фраза «О доброе неверие Фомино!» – вы можете проверить, открыв Цветную Триодь и посмотрев: каждый день почему-то повторяется настойчивая стихира со скандальными словами «О доброе неверие Фомино!», и они произносятся не с укором, а с восхищением – есть неделя, когда мы, верующие, прославляем неверие, и это очень необычно, это звучит как вызов.

В чем суть неверия Фомина? Мы с вами вспоминаем историю, когда апостолам является Господь после Воскресения. Очень много свидетельств, и мы как будто бы слышим эту Евангельскую суету, когда перечитываем страницы Священного Писания: как будто в утреннем свете Господь является мироносицам и Своим первым апостолам, именно в этом странном, веселом, радостном, обнадеживающем освещении. Мы как будто постоянно слышим топот ног – постоянно кто-то куда-то проносится: мироносицы бегут ко гробу, потом убегают от гроба, непременно носятся апостолы, топочут по этим тропинкам к пещере погребенного. Один ученик бежит быстрее другого, это какой-то спринт, состязание в беге. Апостолы Лука и Клеопа идут в Эммаус, к ним присоединяется какой-то путник, и как только Он им открылся, они тут же стремглав бегут в Иерусалим. Это какая-то беготня, которая воспроизводится, между прочим, в Пасхальном богослужении беготней священников с кадилами и с криками «Христос Воскресе!» – Евангельский топот, топот евангельских ног, топот благовестников. Это очень красивое время!

Но одно из противоречивых и вызывающих наше любопытство событий – это явление Христа ученикам в тот самый момент, когда одного среди них не оказалось. Это ведь не случайность – Христос мог бы подождать: постоял бы за дверью, пока зайдет Фома, чтобы уже было 12 человек, чтобы все Его видели и всем можно было бы засвидетельствовать… Нет, Он почему-то явился тогда, когда Фома был в отлучке: нужно было человеку за чем-то уйти, он вспомнил, что, может быть, где-то что-то забыл (мы не знаем всех подробностей). Но Фомы не было! И когда Христос исчез, возвращается Фома – это какой-то человек, который никак не мог попасть в мировую гармонию: все у него получалось невпопад. И 11 учеников (народ достаточно надежный) ему говорят: «Вот, являлся Христос, показывал раны, беседовали – это Он, можем засвидетельствовать». Фома отвечает: «Нет. Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Проходит неделя, и Христос вновь является ученикам. Фома уже был на месте, и Господь предложил ему потрогать Его раны, чтобы тот убедился.

Это неверие, это сомнение прославляется Церковью. Это очень интересно, ибо неверие Фомы было обратной стороной его верности. Что он хотел сказать своим неверием? Что он верен только Христу! Кто бы ни явился им, кто бы ни пришел к апостолам – может быть, очень сильный чудотворец, эффектный человек, может быть, даже добродетельный, – но Фома верен только Христу: даже если Христос не Воскрес, он верен Ему. Это потрясающее неверие – это удивительная верность Тому, Кто, может быть, проигрывает неизвестному чудотворцу в эффектности появления, ведь Фома остался верен Христу, Которого он знал, и никакими чудесами его нельзя было сбить, привлечь на свою сторону.

Друзья мои, это значит, что нам следует говорить не только о вере, но и о верности избранному нами пути, и проверять свою веру и верность. В обыденном сознании людей за верующими укрепилась репутация людей легковерных – мы говорим «верующий» и привносим в это слово элемент легковерности: будто покажи человеку какое-то чудо – и он в него тут же поверит.

Вера основана на верности – это не просто впечатлительность, взволнованность от какого-то чуда («сказали, что где-то какой-то старец сказал, что нужно читать некую молитву, или отвалился сук и на срезе появилась икона Богоматери – и все идут, исцеляются. Вот слышали, что какой-то иностранец приезжал, приложился, и у него на голове выросли волосы, понимаете ли. Ах, давайте! Сказали – будем это делать!»). А мы должны усомниться – неверие Фомино дает нам право на сомнение.

Если Церковь хвалит неверие Фомино, значит, и наш здоровый, нормальный скепсис, нашу привычку все проверять логикой и здравым смыслом Господь тоже похвалит: становясь христианином, человек ни в коем случае не обязан отрекаться от разума, но разум свой освящает – и имеет право на благословенное, оправданное и благородное сомнение.

Записала:
Анна Солодникова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс