Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1044) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 5

Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 5

№3 (1044) / 21 января ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029) 2019–№2 (1043), 2020

Сегодня мы будем говорить о сотворении самого человека – это был совершенно особый Божественный акт. В прошлой беседе мы кратко, но очень емко, ибо дни творения – это важная тайна, которую нам Господь открыл через Священное Писание, говорили о них. Это важный вопрос в жизни человека, и всякий человек интересуется этим: выдвигались разные гипотезы о сотворении мира, но все-таки библейское повествование остается единственно верным и принимается всем человечеством – его невозможно оспорить.

Сегодня будем говорить о человеке, ибо Господь его творит совершенно по-особенному. Когда мы читаем о днях творения, там сказано: повелел, сказал, и стало так – все происходило моментально, от одного Божественного повеления. А здесь только в Предвечном Совете Святой Троицы был создан человек. То есть Они совещались и говорили: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему» (это очень четко передает Священное Писание, подсказывая, что Бог есть Святая Троица, Единосущная и Нераздельная).

И Господь, конечно, особым способом творит человека – Он берет землю и создает образ человека: не тот Божественный образ, а тот, который мы сегодня имеем с вами. Человек был как статуя – у него не двигались руки, ноги, у него не было еще дыхания, его глаза не видели, его органы еще ничего не чувствовали. И Господь дает ему особое Божественное дуновение – душу живую: дыхание жизни влагает в человека. И человек, получив душу, становится таким, каким мы сегодня его знаем – человек наполнен жизнью: он дышит, слышит, видит, общается, разу-меет. То есть Господь удивительно создает человека.

В чем же заключается Божественный образ? Святые отцы говорят, что образ Божественный заключается в том, что человек имеет святую волю, у него чистый разум, он совершенно необычайный в своей чистоте и своем стремлении. И здесь Господь, конечно же, влагает в него Свой Божественный образ.

Сразу когда Господь сотворил человека, Он помещает его в рай – Эдемский сад, который наполнен удивительными деревьями, что питают и дают силы человеку. Ото всех деревьев можно было вкушать плоды, кроме древа познания добра и зла. Господь дал заповедь человеку, что он должен вкушать плодов не от древа познания добра и зла, а от древа жизни, и это древо поддерживало жизнь в Адаме. В Эдемском саду течет река, есть источники, в которых Адам прохлаждает себя. Адам должен был жить в раю долгое время… К сожалению, произошло грехопадение. Но пока человек в раю, в это особое время великой благодати и чистоты к Адаму приходят все животные. Обладая чистым, светлым разумом, Адам видит не только внешнюю, но и внутреннюю суть каждого животного, и он дает им имена, которые до сих пор присущи им. Он каждого называет согласно присущим им внутренним качествам, которыми они обладают. Мы знаем, насколько это точно выражает сущность каждого животного – когда мы смотрим на большого животного (например, медведя), мы понимаем, какие мощные качества заложены в этом животном, когда на зайчика – тоже видим, через имя, которое дал ему Адам, какие свойства и качества заложены в нем.

Но животные приходили и уходили, а Адам оставался один, и было ему грустно. И Господь сделал так, что Адам впадает в крепкий сон, берет у Адама ребро и из ребра создает ему жену. Увидел Адам жену и говорит: «Кость от костей моих и плоть от плоти моей».

Конечно же, Адам увидел в ней и красоту и узнал удивительность общения в раю – и общение было замечательно, пока человек не согрешил. Грех вошел через врага рода человеческого, который воспользовался свободой человека. Сначала Евы – соблазнил ее и сказал: «Съешь плод от древа познания добра и зла. Посмотри, какой он удивительный и хороший»... «Нельзя нам, Господь не разрешил этого делать», – говорила Ева.

Надо сказать, что Адам с Евой не нуждались ни в чем: каждый полдень и в прохладе дня к ним приходил Господь и беседовал с ними, они знали, что можно и что нельзя. Но все равно враг рода человеческого их искусил, и они лишились райских обителей.

Господь призывал их к покаянию – если бы они покаялись, не покинули бы рай. Но не было покаяния… К сожалению, и в нашей жизни грешить мы грешим, а каяться не хотим, только оправдываем себя.

Оправдывает себя человек – значит, обвиняет Бога, что Господь не создал нам определенные условия для этой жизни. И конечно, в этом отношении было серьезное падение Адама. Господь спросил: «Адам, где ты?». И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

Никто из них не принес покаяния, а принес оправдание. А если бы они покаялись, то, возможно, Господь простил бы их и жизнь всего человечества не была бы такой трагичной, болезненной, потому что в раю не было ни болезней, ни скорбей, ни печали – все было направлено к добру. Адам не мог грешить: он был создан чистым и, хотя он обладал свободой, его воля не была направлена к злу.

А уже после грехопадения человеческая воля направлена к злу и человек волей или неволей согрешает – он не может управлять своей волей, поэтому невольно совершает грех, за который приходится ему впоследствии приносить покаяние и плакать. Многие страдания приходят через грех, и не только страдания, неприятности, но и болезни – сама смерть вошла в нашу жизнь через грех… Господь не создал человека для смерти, а создал его для бессмертия, но из-за нарушения заповеди входит в эту жизнь смерть.

Это явление временное: до времени Второго Пришествия Господа на землю, когда наши тела соединятся с нашими душами и мы уже в полноте нашего бытия, существования придем к Господу на суд – и верим, что будем пребывать в радости нашего Господа. Господь оставил бессмертной душу: она никогда не умирает, живет – и, самое главное, подтверждений этому очень много, и они были в прошлые времена, есть сегодня и будут в последующие, ведь Господь открывает верующему особые тайны, подтверждающие существование нашей бессмертной души: это происходит через общение с людьми, которые либо живут, либо ушли, но которые достигают такого состояния... С одной стороны, это достигается при помощи святости. С другой стороны, это достигается тогда, когда размываются понятия жизни и смерти, когда человек приобщается к вечности.

Вечность не имеет границ, но дается возможность некого общения для укрепления веры или чтобы остановить какой-то неправильный шаг в человеческой жизни.

Много есть свидетельств о бессмертной нашей душе. Описывался один случай, который произошел в Англии, в XIX веке, когда жена священника за вечерним чаем увидела в окошке свою соседку, бежавшую к ним (она прикрывала уста своим платком). «Ой, почему-то наша соседка так поздно идет в гости», – сказала женщина мужу, побежала открыть дверь, – но за ней никого не было. Но перед глазами у нее был четкий образ соседки, как она ее увидела, и тогда она обращается к своему супругу: «Что-то там произошло, мы должны срочно поехать к ней». Они сели в коляску и поехали к своей дальней соседке – и увидели, что у нее приоткрыта дверь. Они зашли и увидели ее 2-м этаже, окровавленную, но еще живую: муж в приступе сумасшествия нанес ей несколько ножевых ран, и она, истекая кровью, была еще жива. Они успели отвезти ее в больницу, и врачам удалось спасти ее жизнь. А муж в этот момент утопился, думая, что он ее насмерть зарезал. Вот такой удивительный случай – и их немало; я буду вам сегодня о них говорить, чтобы мы имели четкое подтверждение, что наша душа бессмертна.

Господь сотворил человека – и наша ценность огромна, ибо Он ставит царем, венцом Своего творения человека. Как говорит Священное Писание, умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его; и поставил еси его над делы руку Твоею. Создал его быть разумным существом и обладать этим миром. Человек – это особое существо, бессмертное творение Божие, и в этом радость и красота наша, поэтому мы должны ценить свою бессмертную душу.

Случаи, о которых мы с вами сегодня говорим, подтверждают особенность человеческой души, ее ценность – и ценность самого человека, призванного жить в вечности. И когда происходит таинство Крещения, в последовании читается: «Ты сын и наследник (ты дщерь и наследница)».

Что Господь дает нам в наследство? Конечно, Он дает нам в наследство вечность – не дачу подмосковную, не машину, но ценность вечной жизни. Ничего, кроме жизни, нет ценнее у нас. Сама жизнь – это великая ценность. И Сам Господь подтверждает это бессмертием нашей души.

Другой случай очень интересный. Он произошел в недавние времена – в 90-е годы прошлого столетия, когда я был молодым священником. Произошло это с близкими нам людьми в одной из областей, расположенных неподалеку от Москвы. Это была священническая семья (в принципе, она есть и сегодня) – один из сыновей поступил в университет на биологический факультет и к концу учебы стал человеком неверующим.

Он не признавал Бога, и когда его сестра вышла замуж за семинариста, он с другом семинариста стал спорить. А другом этого семинариста был я. Он говорил: «Бога нет», – а мы, будучи семинаристами, доказывали бытие Божие через знания, полученные в семинарии: мы уже заканчивали семинарию, поэтому для нас было очень важно отстоять честь, показать свои знания и отстоять свою веру. Убедить его не удалось. Он остался при своем мнении. Мы доказывали свое, а он говорил свое. Он прекрасно окончил университет и поступил со своим другом в аспирантуру. С другом они снимали часть дома в частном секторе; у друга был брат, который жил в соседней области. И вот однажды, когда они вернулись из университета, увидели, что брат друга заглянул в окно, услышали стук. Подумали, что он приехал – выбежали на улицу, но никого не увидели. Они удивились, а потом заметили, что между ними в доме создается какая-то плотность воздуха и как бы ходит какое-то существо. Через некоторое время опять раздается стук в дверь, входит почтальон, приносит телеграмму, в которой написано, как погиб брат друга – его зарезали в тот вечер: буквально тогда, когда у них было это видение. Они уехали на похороны, а потом поняли, что брат приходил проститься с теми, кого очень сильно любил. Здесь очень важно подчеркнуть существование загробного мира.

Это событие перевернуло жизнь этого студента, сына священника – он тут же бросил аспирантуру и поступил в семинарию, стал священником, сейчас у него много детей, он очень активный священник, искренне служит Богу, восстанавливает храм. Такое чудо произошло с ним.

И с этим чудом мы связаны непосредственно, потому что это было с нашими близкими сверстниками, с теми, которые и сегодня живут среди нас. Таких случаев немало.

Рассказывал о себе удивительный человек – князь Владимир Сергеевич Долгоруков. Он был при Фридрихе Великом, при прусском дворе посланником нашей Российской империи. В те времена те, кто попадал на Запад, встречали вольнодумство. Атеизм шагал по Европе, нигилизм приживался в нашем обществе; начинали посмеиваться над всем святым и над невежеством нашего народа. Об этом узнал его брат Петр Сергеевич, и он стал брата просить: «Брат, ты не должен так делать, не должен так поступать». Но Владимир Сергеевич не слушал брата, читал разных философов, которые глумились над верой человека. Однажды он пришел после утомительного дня, захотел отдохнуть – лег на кровать, но почувствовал холодную руку и услышал голос брата: «Только верь, только верь». Он тут побежал, спросил: «Где мой брат?»; прислуга говорит: «Не было никого». Для него настолько это было впечатляющим: он слышал внутри голос брата: «Только верь!». Он записывает этот день, и через некоторое время ему приходит послание, что скончался его брат в такой-то день, в такой-то час. Этот случай настолько его поразил, что он стал глубоко верующим человеком и уже никогда не подвергал сомнениям существование человеческой души, загробного мира и Самого Бога.

Еще удивительный случай произошел с одним очень известным писателем – Кельсиевым. Он родился в Петербурге, поступил в училище. Его отец жил с семьей на Васильевском острове, будучи государственным служащим до революции. Он жил в казенной квартире, а Кельсиев уже поступил и жил на съемной квартире. Что он вспоминает о своем отце? Что отец много работал и мало уделял времени своим детям. Это было понятно. Если человек трудится, супруга занимается детьми, а сам он трудится, чтобы было что попить, поесть, во что одеться: семьи до революции были большими, поэтому забот и попечений хватало. И мы в своих семьях так же – особенно священники на городских приходах, которые занимаются не только совершением богослужений, но и активной общественной деятельностью – она пронизывает не только свободное время, и времени уже не остается… И вот Кельсиев рассказывает, что его отец мало уделял им внимания, а однажды вечером он пришел домой, сел, чтобы почитать книги, и видит, как дверь приоткрывается, заходит отец и говорит: «Сынок, ты только храни веру в Бога, и Господь тебя никогда не оставит. Господь будет тебе всегда помогать». Сказав эти слова, отец вышел из квартиры. Он подумал, что отец просто зашел, и как бы не обратил на это особого внимания: отец иногда говорил такие фразы, заходя в комнату и выходя, ведь ему некогда было заниматься с ними.

Через некоторое время, когда Кельсиев лег спать, к нему постучал в дверь кучер и сказал, что час назад умер отец Кельсиева – и именно час назад в это время отец заходил к нему. Он не уделял своему сыну много времени при жизни, но когда ушел, почувствовал, что ему надо прийти к сыну и сказать ему очень важные слова, которые будут основополагающими в его жизни – которые означают, что есть Бог, бессмертная душа, которые объясняют, каким Бог сотворил человека. Господь не сотворил человека для смерти. И Кельсиев был всю жизнь верующим человеком.

Вот такие удивительные размышления подарил нам 1-й член Символа веры. На этом мы заканчиваем его изучать. Мы говорили с вами о нашем Боге в трех Ипостасях, видимом и невидимом мире, творении мира, самого человека как царя, венца творения Божия, а уже в следующей беседе будем говорить о 2-м члене Символа веры: «Верую во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша». Конечно, это удивительные слова, и, насколько возможно, мы будем говорить об этом в рамках наших огласительных бесед. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс