Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №2 (1043), 2020
В предыдущей передаче мы разбирали очень длинное письмо одной сестры. Она делилась своими переживаниями, рассказывала о своем покаянии, о том, что пытается наблюдать за собой, замечать свои страсти. Иногда она правильно рассуждает, иногда неправильно (мы рассуждали об этом тоже). И дальше она продолжает свое письмо. У нас не хватило времени, чтобы разобрать все письмо, давайте продолжим. У сестры вопрос: есть ли некий план развития добродетелей? Давайте об этом сегодня поговорим…
Напомню, откуда взялись страсти – они появились после грехопадения Адама. Они не появились в душе человека из ниоткуда: все страсти, которые у нас есть, – это искаженные добродетели. В душе Адама были добродетели, а после грехопадения все изменилось, стало шиворот-навыворот: светлое стало темным, все, что тянуло к Богу, стало тянуть к страсти, плоти, сатане. Поэтому план пути к добродетелям, может, где-то и расписан пошагово, но есть общий путь, общее направление. В чем оно заключается? Если мы понимаем, что страсть – испорченная добродетель, то нам не надо делать то, что просит страсть, а делать то, что просит добродетель.
В Псалтири царь Давид говорит: «Не делай зла, но сотвори благо». Но благо надо понимать не так, что мы будем бегать по городу, искать нищих и раздавать имение. Не в этом суть – надо оказывать милостыню, но это не единственное, что нам нужно делать. В чем суть добродетелей и где их взять? У святителя Игнатия (Брянчанинова) в «Аскетических опытах» есть статья, где расписаны страсти по основным блокам: чревоугодие, блуд, сребролюбие и так далее. Добродетели описываются точно так же, блоками, и становится понятно, какая добродетель противоположна той или иной страсти.
Если у нас есть страсть чревоугодия, то какая противоположная ей добродетель? Воздержание. И если мы боремся с чревоугодием, то не даем этой страсти расти, а учимся быть воздержанными – учимся бороться со страстью, делаем конкретные шаги в добродетели. В этом суть, и так получается в каждой страсти – такой план, такой путь к добродетели. Есть путь обучения добродетелям.
Дальше сестра пишет: «Как жить по добродетелям? Как страсть проявляется, в чем суть добродетелей?».
У святителя Игнатия можно об этом узнать и в своей жизни пытаться это делать. Но это непросто: что касается плотских страстей, проще, а с духовными страстями – печалью, унынием, тщеславием, гордостью – это очень непросто. Сестричка наша предполагает, что, может быть, сначала нужно воздержание приобрести, потом чистоту, безгневие и так далее…
Все немножко по-другому развивается. Конечно, надо в любом случае начинать с воздержания. Это закон: борьба с чревоугодием – начало борьбы с любой страстью. Но бороться особенно активно надо с той страстью, которая сейчас больше всего проявляется в нас.
Если у человека сейчас печаль (а по письму видно, что сестричка склонна к печали) и если вы начнете сейчас бороться не с печалью, то она еще больше усилится: ущемленные страсти начинают печалить. Человек говорит: «Скучно стало, неинтересно». – «Развлекись, утешь себя. Купи булок с газировкой – утешься». И так человек печальный, а будет еще хуже.
Надо начинать со страсти, которая более активна. Не убирая воздержание, конечно, ибо оно дает возможность прийти в себя. Сестричка перечисляет добродетели и размышляет по поводу того, как они развиваются. Она перечитала книгу преподобного Иоанна Лествичника «Лествицу» и предполагает, что эта лестница и есть лестница приобретения добродетелей. Она предлагает порассуждать вместе с ней, пишет: «Я встретила такую фразу: „Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от блудной похоти, ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей и свет Божий не оскудеет в сердце твоем“». И она предполагает, наверно, что это высшая ступень.
Такие аскетические книги написаны не совсем для нас с вами, современных христиан: это больше наставление монахам. Конечно, это можно читать, есть советы, которые нам подходят. Но что касается ступеней добродетелей или вот этой конкретной цитаты («Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека»), – это означает, что тебя кто-то начинает обижать, высказывать несправедливые претензии, а, может быть, и справедливые, но в такой форме, что обидно. Об этом идет речь: об этом поругание – от слова «ругать», «ругань».
Надо иметь большой опыт, чтобы отнестись к поруганиям как к воде живой. Конечно, вы правильно пишете, что это высокая степень, но не наивысшая, да? Это большой опыт: если попробовать поставить с нами такой эксперимент, то мы начнем защищать права человека. Поэтому тут надо быть крайне внимательным.
Она пишет: «Я все время думаю, что нужно ответить чем-то на заслуженное оскорбление. А что говорить о незаслуженных…». Это правда: на самом деле мы все такие. Даже если мы промолчим, потом нас эти помыслы догоняют – мы в душе спорим, ссоримся с нашим обидчиком. И даже не то что попили воды живой, а захлебнулись в собственном гневе, обиженной гордыне. О чем тут преподобный Иоанн Лествичник пишет? Конечно, о борьбе, но нам пока не очень свойственной.
Вот она пишет далее: «„Лествица“и есть тот путь. Конечно, я дочитала книгу до конца. Но реальные трудности начались на четвертой ступени – про послушание. „Невидимую брань“ я тоже прочла. Там зависла на воздержании языка». Сестра – ищущий человек, она действительно желает получить правильное понятие.
Но мне хочется подсказать ей и вам, братья и сестры, что на самом деле вопрос хороший: есть ли путь развития добродетелей? Конечно, есть. Если «Лествица» непонятна, давайте обратимся к тексту Евангелия, где Господь наш Иисус Христос дает заповеди блаженств – это тоже ступени и тоже путь. Вспомните, с чего они начинаются: каждую Литургию мы их поем – как правило, 3-й антифон на Литургии, где мы слышим заповеди блаженств почти каждый раз – по воскресеньям точно. С чего они начинаются? Их вообще надо выучить, чтобы мы их на память знали. Начинаются они так: Блаженны нищие духом – вот этот путь точно наш. «Пей воду поругания» – это сложно пока, «нищие духом» – тоже сложно, непонятно: нам понятно, кто такой нищий – бомж, который побирается, на помойке сидит, а как к нам это применимо? Мы такие умные, хорошие, у нас хорошая зарплата, мы хорошо выглядим, у нас все современно, нормально… Но к нам эта заповедь тоже относится – вообще она ко всем относится: нищий духом – это человек, нищий не вещами или материальными богатствами, а духовно. Как получается, что человек ощущает духовную нищету? Это происходит, когда человек начинает замечать свои грехи. Тогда он понимает, что без Бога он никто, ничто, пыль, которую лукавый носит туда-сюда по этой земле. И больше начинаешь понимать: что на самом деле ты никто и гордиться тебе нечем, хвастаться нечем – чуток где-то похвастался и тут же потерял то немногое, что сделал с духовной точки зрения; что бы ты ни делал, везде страсти вылезают, как гвоздь в подошве – куда бы ни шел, везде на них наступаешь, и каждый раз больно. И человек, понимая это, пытается заповеди выполнять, а у него ничего не получается. Он перестает гордиться, хвалиться, он понимает, что он вообще никто – без Христа мы вообще ничего из себя не представляем. Чем лучше человек это поймет, тем лучше он освоит эту важнейшую ступеньку, без которой невозможно представить жизнь христианина.
Бывают разные рассуждения в нашей Церкви о пути радости, духовных наслаждений, но мне непонятно: как это с Евангелием связано? Даже вот недавно слышал от знакомого священника, к которому хорошо, по-братски отношусь, такую фразу непонятную, что покаяние должно исходить из радости. Как это может быть? Как это с заповедями стыкуется?
Как женщина, которая сделала аборт и переживает, из радости может покаяться? Или наркоман, который на краю могилы стоит и пытается к Христу приползти, как это будет делать от радости? Непонятно вообще. Просто теоретизирование, душевность. Ну, бывает с нами такое: мы придумываем сами что-то себе.
Так вот, первая ступенька, важная для христианина: блаженны нищие духом. Я нарисую несколько ступенек, а вы уже возьмете Священное Писание, толкования святых отцов и будете это изучать дома – вам тоже надо трудиться. Это понять легче, чем Лествичника: он писал для опытных, а мы неопытные пока – мы детсадовские.
Следующая ступенька – блаженны плачущие.
Кто это «плачущие»? Нам не хочется плакать, мы хотим радоваться, веселиться, жить беззаботно. Но не получится: плачет нищий, понимая, что в нем ничего доброго нет, в нем все перемешано. Все попытки сделать добро оказываются кривизной какой-нибудь. Попытки борьбы оказываются немощными: снова ты на лопатках лежишь – лукавый тебя поборол. И эти слезы – не в виде воды из глаз: это внутреннее, сердечное переживание своего несовершенства. Не самоедство, не печаль духовная, от которой опускаются руки и не хочется ничего делать, а покаянная молитва, когда человек видит свои несовершенства и обращается к Христу.
Господь говорит: Блаженны плачущие. Он говорит не «блаженны идущие на православную дискотеку», а блаженны нищие духом, блаженны плачущие, ибо они утешатся. Утешатся – это не значит, что мы искусственно выдавливаем из себя слезы (часто бывает, на Исповедь приходит неопытный человек – он слышал где-то, что «должны быть слезы», и мучается, выдавливает их из себя). Не надо ничего выдавливать – не надо показухи. Эти слезы – в виде тихого-тихого вопля сердца, когда их никто не замечает. Когда ты посреди работы сидишь в офисе и понимаешь, что увлекся, тихо попросил в сердце у Господа прощения: «Опять я осуждаю – опять делаю что-то не то». Такая молитва, такое духовное состояние называется «слезами» в Евангелии. И чтобы эту ступеньку осваивать, не надо ждать, когда Бог нам так даст по голове какими-то обстоятельствами так, что мы заплачем. Нам не надо этого – нам самим надо настраиваться, чтобы понуждать свое сердце каяться, понуждать себя к духовной работе. Мы же напрягаемся, чтобы взойти на какой-то этаж – так и здесь надо волевым усилием что-то делать, искать нищеты духовной. Не надо смиренничать, показывать перед людьми, что вы недостойный: про себя так думай, Христу об этом рассказывай – зачем перед людьми рисоваться? Не надо этого делать.
Следующая ступенька – плач. Это не плач от обиды. Некоторые нехристиане думают, что христиане – это такие вечно забитые тряпкообразные граждане. Вовсе нет. Это совсем другое – это внутренняя работа, не на показуху: внутренняя молитва о своем несовершенстве и своих грехах.
Ибо они будут утешены. Когда? Скоро. Лукавый нападает на человека – человек понимает, что он нищий, ему нечем обороняться; он начинает звать Христа, мысленно плакать в сердце, искренне молиться, и Господь, видя его искренность, делает так, что помысел перестает надоедать.
Утешение человек получает тут. Это слово утешатся и к Царству Небесному относится, и к нашей жизни тоже: если там уже ничто бороть не будет – лукавого там нет, здесь-то он есть. Но это утешение и здесь уже есть – человек видит: тайная страсть начинает действовать меньше, и не от того, что мы мышцы напрягли, а от того, что Христос помогает. И как раз нищета духа помогает не просто понять это теоретически, а прочувствовать, что это все – не ты, и не хвалиться перед другими: «Смотрите, я стал менее гневным, менее тщеславным». Нет. Это все внутренне происходит.
Сестра пишет и о гневе. Следующая ступенька – блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Кротость – как раз безгневие, и Господь тут говорит, какую человек наследует землю. В одном из толкований говорятся очень глубокие вещи: это – земля нашего сердца. Она нам с вами сейчас не принадлежит ни мне, ни вам, смотрящим эту передачу. Почему? Потому, что мы не можем закрыть свое сердце, чтобы лукавый на него не действовал; страсти лезут, прут на нас, разбирают нас на запчасти.
Мы не совсем вольны над своим сердцем, не управляем им (представьте, что у вас есть дача, а на этой даче постоянно веселая гулянка у соседей, и вы их выгнать не можете; вот наше сердце такое).
А Господь говорит: человек, видящий, что он гордый и гневный и, как собака, всех вокруг кусает, со временем понимает, что он сам нищий и это греховное качество у него есть, – и он начинает его оплакивать; и со временем гнев будет утихать, а добродетель кротости – расти. Это не быстрый забег на следующий этаж, а постепенное восхождение.
Наследовать землю – это наследовать землю своего сердца: когда человек со временем становится безгневным, кротким, то это не размазня, не манная каша, которую можно размазать по тарелке. Это очень собранное внутреннее состояние, человек безгневный, его просто так не прошибешь какими-то нападками. Он очень кроткий – он землю своего сердца уже получил. Он уже соседей-гуляк туда не пустит, не разрешит устраивать в своем сердце дискотеку. Он – уже воин Христов, он уже здесь со Христом.
Это человек, который получил опыт, кто он такой на самом деле, – опыт утешения и глубокой борьбы.
И заповеди идут дальше. Если вам интересно, братья и сестры, я рекомендую вам разбираться дальше самостоятельно.
Следующая ступенька – блаженны милостивые. Милость можно понимать по-разному: как, скажем, материальную деятельность – записаться в службу милосердия, помогать немощным. Это неплохо, но если у вас нет первой ступеньки, то любое христианское дело милосердия может быть во вред.
Если нет первой ступеньки и любых попыток встать на нее, то любое участие в таинствах, церковных делах, борьбе будет бесполезно. Сейчас, в современной жизни, мы ищем способы работы с прихожанами, молодежью, создания общины – это правильные поиски.
Но если поиски основаны не на первой ступени Евангелия, тогда зачем это все? Что это: клуб по интересам – кому за 15, 30, 40?
Когда у нас будет знание, что эта ступенька есть, чтобы у нас не было кривизны... Хотя бы будем пытаться встать на эту ступеньку, и дело добродетели тоже пойдет правильно.
К чему относится милость? Представьте: человек имеет опыт духовных падений, грехов, развитых страстей – он все в себе увидел, понял свою нищету, стал плакать Богу в молитве, бороться (это обязательно), получил все-таки в руки землю своего сердца – уже обладает собой. Как вы думаете, если он увидит другого грешника, как он будет к нему относиться? Я думаю, следуя Евангелию, он должен относиться к нему милостиво.
Вот мы говорим: «Как бороться с осуждением?». Мы осуждаем, ибо мы гордецы – мы себя считаем чуть ли не принцами на этой земле, а все остальные – мусор. И когда мы видим, что этот «мусор» начинает что-то делать, мы начинаем осуждать, даже если вслух говорим, что мы грешники…
Если есть осуждение, значит, ты принц или принцесса в душе. А нищий духом прекрасно понимает, как тяжела борьба, насколько лукавый хитер и насколько мы немощны. И нищий духом, увидев согрешающего человека, будет сочувствовать ему (не греху, а человеку) и по-настоящему прощать его – это и есть милость и, как Господь обещает, они помилованы будут. Не за то, что, не исправив свое сердце, продали квартиру и раздали неимущим деньги или построили храм, монастырь, а за то, что я в сердце своем сделал. По этому судится вообще все, что происходит в нашей духовной жизни.
Особенность Евангельских ступенек в том, что если ты вступил на третью ступеньку, это не означает, что первую можно забыть. Этот опыт накапливается – это больше похоже не на лестницу, по которой ты первый этаж пробежал, второй пробежал, а на пирамидку: они же не разваливаются – стерженек там есть, как, допустим, вера во Христа. И начинает насаживаться самая базовая, широкая деталь – блаженны нищие духом, и они идут дальше, но базируются друг на друге.
Это очень важно понимать, чтобы у нас было представление о духовной жизни не как о чем-то одноразовом – нет, это базовая пирамидка духовная.
И потом приходит состояние чистоты сердца – не просто неимение блудных помыслов, чувств (это в том числе, но нечистота сердца бывает от каждого греха – не только от блуда, но и от гордости, тщеславия тоже возникает духовная нечистота)…
Получается, заповеди блаженств говорят о духовной борьбе, покаянии, молитве, труде над собой – и Господь обещает, что если человек трудится, то эти детали пирамидки потихоньку в человеке появляются. А если мы начнем с борьбы за чистоту, без первой ступеньки ничего не получится.
Спасибо, братья и сестры, что вы смотрите нашу передачу, пишете интересные, глубокие письма, которые позволяют разбираться, думать вместе, сравнивать слышимое и применять на деле, если получится.
Если вы захотите о чем-то спросить, я вам предлагаю писать на адрес электронной почты kanev@tv-soyuz.ru или на адрес почты телеканала «Союз». Живые письма, написанные от руки, очень приятно получать, они теплее электронных. Если у вас будет желание, давайте вместе нашу передачу создавать. Желаю всем вам Божией помощи! (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Наталья Культяева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.