Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1044) → Милость Божия открыта всем без исключения людям на земле

Милость Божия открыта всем без исключения людям на земле

№3 (1044) / 21 января ‘20

Размышление

Кто может сказать, вспоминая свой путь обращения к Богу, когда мы пришли в церковь, что мы были достойны, чтобы Господь снизошел до общения с нами, до помощи к нам? Если спросить свою совесть, чаще оказывается наоборот.

Сектанты – это не приговор

Когда Господь сидел у древнего колодца, выкопанного праотцем Иаковом, к колодцу пришла женщина-самарянка – пришла и пришла: она каждый день так делала. Чего-то, что было бы достойным повествования Евангелия, в этом вроде бы нет. Но неожиданно Христос заговорил с ней, попросил воды. Просвещающий апостолов заговорил с самарянкой – язычницей из народа, который правоверные иудеи считали языческим и гнушались общаться с этими людьми (не то что общаться, а воды в жаркий день постыдились бы попросить: самаряне были еретиками, некогда познавшими Бога, но смешавшими веру с языческими предрассудками; по-нашему это самые обычные сектанты).

И вот женщина-сектантка пришла за водой, а Тот, Кого народ почитал за пророка, а знать как Человека высшей праведности и благочестия, Чья жизнь целиком была посвящена Богу, неожиданно заговорил с ней и обратился к ней с просьбой. Мало того что она была сектанткой, но, как мы узнаем из Евангелия, она была совсем не образцом поведения – в разговоре Господь сказал ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Было пять мужей, шестой тоже не муж, но Господь спокойно обращается к этой женщине: «Дай Мне напиться». Она удивлена: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Разве этим Ты не осквернишься?», но вместо рассуждений о том, с кем общаться и чем можно оскверниться, Христос говорит этой женщине: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» – Он предлагает той, каких в мире, где они живут, считают людьми второго сорта, дар, о котором мечтали все ветхозаветные пророки и цари: жизнь вечную и Царство Небесное, общение с Богом. И, как мы знаем из истории, женщина откликается на слова Христа и впоследствии становится вестницей спасения, верующей.

В этой истории открывается новая страница в жизни человечества – милость Божия; она оказывается открытой для всех без исключения людей на земле: нет ни эллина, ни иудея, ни белого, ни черного, ни хорошего, ни плохого, но все люди достойны спасения, ибо они люди, они достойны милости и любви Божией.

Кто может сказать, вспоминая свой путь обращения к Богу, когда мы пришли в церковь, что мы были достойны, чтобы Господь снизошел до общения с нами, до помощи к нам? Если спросить свою совесть, чаще оказывается наоборот. Мы жили-жили, а потом какие-то скорбные, тяжелые обстоятельства, в которых из людей никто нам не помог, вдруг разрешились с помощью Божией. А мы тогда, может, были даже и не язычниками – язычники хоть во что-то верят, а современный человек чаще вообще ни во что не верит, кроме успеха, денег, славы и тому подобного. Господь властно вмешался в нашу жизнь и все в ней чудесным образом исправил – разве мы этого были достойны? Нет. И разве это не чудо? Конечно, чудо. Чудо любви. И, откликнувшись на эту святую любовь, мы пришли в Церковь и стали менять свою жизнь. И когда мы видим сейчас в своей жизни людей, которые, по нашему мнению, далеки от праведности веры, и осуждаем их, хорошо вспомнить, какими мы были когда-то – и вспомнить Евангельскую историю с самарянкой.

О милостях Божиих

Любой верующий знает, что на святых местах милость Божия настигает человека решительно и верно, даже когда это кажется совершенно невозможным. В монастыре Царственных Страстотерпцев такие истории случались со мной постоянно. Например, только выхожу из храма после вечерней, где помолился Царственным Страстотерпцам, исповедался у монаха – священника, опытного в духовной жизни, стою и смотрю на свежепосаженную яблоневую аллею, одевшуюся первыми розовыми бутонами в своей жизни, думаю о чем-то не духовном совсем, а о каких-то бесконечных проблемах и отсутствии сил и мыслей, как их решить. И вдруг неожиданно ко мне подходит женщина и говорит: «Вы могли бы нам помочь?» – «Конечно – как не помочь?».

А помощь заключалась в том, чтобы из машины возле монастыря достать две большие намоленные иконы Пресвятой Богородицы из Боголюбского мужского монастыря, которые, оказывается, обошли с крестными ходами множество городов и сел по России, Украине и Беларуси, а теперь прибыли к Святым Царственным Страстотерпцам в их монастырь. И вот несешь эти огромные святые и намоленные иконы в храм, а сердце трепещет и волнуется от неожиданно свалившейся на тебя милости Пресвятой Богородицы, доверившей тебе нести святой образ. К иконе то и дело прикладываются люди, они улыбаются и радуются этим великим святыням, и ты тоже начинаешь улыбаться и тихо радоваться – когда так, значит, сердце говорит: все точно у тебя будет хорошо.

Ради спасения

Немецкий ученый, врач Ханнес Линдеманн исследовал возможности человека, попавшего в кораблекрушение и другие неожиданные трагедии. Чтобы лучше понять тему, он совершал немыслимые тогда (в середине прошлого века) путешествия – в одиночку переплыл Атлантический океан на самодельной лодке, выдолбленной из ствола дерева, и опытным путем выяснил, что самое важное – это психологическая устойчивость, вера в свои силы. К плаванию он тщательно готовился физически, технически, взял какие-то навигационные приборы, но его психика была уязвима, и он выяснил на себе, что часто люди гибнут не из-за того, что какие-то страшные и невероятные обстоятельства их окружают, а впадая в отчаяние даже когда, казалось, вполне можно бы выжить.

Чтобы подтвердить эту мысль, ученый совершил второе одиночное плавание уже через Атлантику, на обычной складной байдарке, и после этого путешествия вывел для себя несколько важных психологических формул, которые буквально вбил себе в память. Это простые формулы: «я справлюсь», «не сдаваться», «продолжай всегда идти на запад». Эти усвоенные до бессознательного уровня словесные формулы помогли ему выжить и добраться до цели. Однажды его байдарку перевернул шторм, всю ночь он балансировал на ее скользком днище, но когда уже не было ни сил, ни воли держаться, он повторял: я справлюсь и не сдамся. Утром шторм стих, он перевернул байдарку в нормальное положение и продолжил плавание.

Примерно в те же годы, когда немецкий ученый покорял океанские просторы, в России жил монах-подвижник игумен Никон (Воробьев). У него был дар непрестанной молитвы, которую он тщательно скрывал от окружающих. Известно об этом стало лишь случайно. Однажды, когда он парился в бане, ему стало так плохо, что он потерял сознание. Его перенесли в дом, и окружающие с удивлением увидели, как игумен Никон, не приходя в себя, непрерывно произносит Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного».

Ни в коем случае не ставлю рядом методику самовнушения Линдеманна и умную молитву православного подвижника – слишком разные у них цели, методики и вообще почти все разное, кроме одного: и формулы Линдеманна, и молитва игумена Никона произносились ради спасения. Немецкий врач-мореход повторял их, чтобы спастись от грозной стихии и собственного отчаяния, а русский монах – чтобы спастись от вечной погибели. Линдеманн уповал на силу своего тела и тренированную психику, игумен Никон – на Господа, милующего и любящего всех нас.

Подвиги ни того, ни другого мне не грозят – слишком я себя люблю и жалею. Но вот хотя бы в малой степени вместить в свою жизнь их опыт мне может быть вполне по силам. Например, встретив на пути трудности и, казалось, непреодолимые преграды, твердо сказать себе: с Богом я все смогу. И никогда не сдаваться. И хотя бы иногда повторять слова Иисусовой молитвы, с которой игумен Никон прожил свою жизнь: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Чтобы в смертный час, когда уже не останется ни сил, ни памяти, ни надежды, эти спасительные слова до последнего мгновения помогали удержать правильный курс.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-sektanty-eto-ne-prigovor;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-o-milostyah-bozhiih;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-radi-spaseniya

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс