Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1044) → Архимандрит Савва (Мажуко): Культура и пустота

Архимандрит Савва (Мажуко): Культура и пустота

№3 (1044) / 21 января ‘20

Свет невечерний

Друзья мои, в хорошее время мы живем, согласитесь: ведь сколько всего нам дает наш XXI век! Мы можем читать Писание в разных редакциях, в разных переводах, на разных языках, а если есть желание и усидчивость, даже найти сайт, на котором выкладываются фотографии Кумранских свитков, и прочитать их, как их читали несколько тысяч лет назад, увидеть почерк людей, которые были современниками Христа (а кто-то был даже старше). Мы можем читать тексты великих философов. У большинства есть возможность посетить практически любую часть земного шара – было бы только желание, и… Многие люди так и делают – путешествуют, слушают музыку, которой очень много. И бывает даже грустно, что жизни не хватает на все книги, музыку, статьи, на изучение разных наук: этого всего очень-очень много.

Недавно я был в Москве, зашел в православный книжный магазин и, честно скажу, растерялся. Давно я не был в православных книжных лавках (каюсь: хожу в основном в светские книжные магазины), и после долгого перерыва я вдруг увидел, что выросло целое поколение новых православных авторов и сколько печатают книг на разные темы: и богословие, и церковная история, пухлые тысячестраничные монографии по каким-то конкретным узким вопросам, интересным раньше только специалистам – все это охватить просто невозможно, и я поймал себя на мысли, что теряюсь в этом море образов, авторов, текстов (а это ведь только Православная Церковь, только «русскоязычный ее сегмент», как сейчас говорят). Люди образованные сейчас находятся в настоящем вулкане культуры, извергающемся с какой-то неслыханной, невиданной силой – успевай только хватать, слушать.

Мы действительно живем в очень щедрое, плодотворное время: подумайте, писали ли раньше авторы так много книг, как они пишут сейчас, издавали ли многотомные собрания сочинений, которых теперь очень много? Очень много книг, музыки, фильмов и других культурных продуктов. Все это связано еще и с тем, что политическая, общественная жизнь пестрит новыми сюжетами, лицами. Доходит до некоторого невроза, которым одержимы политики, публицисты. Этот невроз – ужас потерять себя, «выпасть из обоймы» часто цитируемых авторов. Если тебя не упоминали несколько недель, считай, что ты уже умер, растворился, – настолько интенсивное настало время.

Это очень хорошо, с одной стороны. С другой стороны, все мы чувствуем, что просто тонем в этом море культурных продуктов, захлебываемся в них. Нечто подобное я пережил после посещения этого замечательного книжного магазина. И это для нас звучит некоторым духовным вызовом. Почему? Изобилие культурных продуктов – это испытание для каждого человека. Ты становишься настолько плотно окружен и упакован культурными продуктами, что тебе уже не интересны живые люди, состоящие из плоти и крови – и, что самое грустное, тебе уже не интересен живой Бог.

Я вспоминаю, как в моем детстве мама удивлялась нашей с братьями любви к лимонаду. Она никак не могла понять, почему мы любим лимонад, что мы в нем нашли. «Вот компот!» – она ставила замечательный компот, который варили и она, и моя бабушка – с каким-то изумительным привкусом чернослива и замечательных гомельских груш, которых больше нигде на свете не попробуешь: я не знаю, как они это готовили, но это было очень вкусно.

Но мы предпочитали лимонад – искусственный продукт в красивых бутылках. Потом стали предпочитать всему прочему натуральному изобилию «Кока-колу» (говорю сейчас за себя) – домашний вкусный бабушкин компот почему-то проигрывал этому искусственному продукту!

И только со временем начинаешь понимать, что любой лимонад, любая «Кока-кола» не конкуренты и просто в подметки не годятся настоящему бабушкину компоту. В нем была душа, в нем был дух города, наших гомельских садов, и любовь и забота бабушки и мамы сходились в этом совершенно неповторимом аромате.

Мы сейчас живем в мире искусственных произведений, которые соревнуются в изяществе, стерильности и подражании живому: они настолько успешны и ярки, что живое проигрывает им в конкуренции. И с этим я связываю рост секулярности в нашем мире, секулярности как отсутствия даже нужды в живом Боге. Это осталось бы абстрактной философской проблемой, если бы отсутствие нужды в живом Боге не было связано с отсутствием нужды в живом человеке.

Если все твои эмоциональные и культурные запросы удовлетворяются культурными продуктами (хочешь азарта? Вот тебе компьютерные игры. Хочешь интеллектуального сражения? Есть специальные клубы. Хочешь эстетической взволнованности? Есть спектакли, концерты) – все это может тебе дать твой ноутбук, и ты, не выходя из дома, получаешь весь спектр эмоций, причем стерильно, ярко, неповторимо и с бесконечной продуктивностью, которую демонстрируют киностудии, издательские дома или компании, производящие компьютерные игры. Все это обрушивается на тебя – и жизни не хватит, чтобы все это потребить.

Так ускоряется время, так пресыщается человек и так портится вкус потому, что, как мне кажется, мудрого человека отличает вкус к живому. Мудрый человек обязательно поставит предел культурным продуктам, скажет: «Хватит. Здесь я остановлюсь, дальше не пойду». В Троице-Сергиевой лавре жила когда-то старушка, которая всю жизнь читала одну-единственную книгу – «Луг духовный» и других знать не хотела: ей этого было достаточно. А в древнем патерике есть история о монахе, который пришел учиться к старцу, заучил наизусть один из псалмов и потом сказал: «Все, мне этого достаточно».

Оказывается, забота о вкусе к живому – это духовная забота, духовная проблема, она требует поддержки. И ни в коем случае нельзя позволить себе утонуть, потерять себя в этом изобилии культурных продуктов: это не просто вопрос вкуса, цивилизационного выбора и культурных предпочтений, это вопрос духовный.

Записал:
Игорь Лунёв

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс