Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (1043) → Священник Владислав Береговой: Мы должны творить добрые дела по любви к Богу

Священник Владислав Береговой: Мы должны творить добрые дела по любви к Богу

№2 (1043) / 5 января ‘20

Беседы с батюшкой

Батюшка, ответьте, как относиться к словам Феофана Затворника, что многозаботливость отвлекает от Бога?

– Буквально. Вот у тебя хлопоты (по дому, по семье, работе, когда берешь две-три работы, чтобы выплатить ипотеку, купить машину получше, чтобы одеваться побогаче). А предела совершенству нет, каждый раз, перешагнув через какой-то социальный уровень, ты жаждешь ползти к следующему. Сначала покупаешь одежду в секонд-хенде, потом в стоковых магазинах, потом бренды побогаче, поинтереснее, потом глядишь – и жизнь прошла. А о душе совсем не позаботился, потому что тебе всегда было мало. На нашей памяти немало войн, которые «вправляют мозг». Когда понимаешь, что в какой-то момент все это может перестать иметь смысл (бренды, дорогие вещи, атрибуты богатой жизни), начинаешь задумываться о смерти и загробной жизни.

Если Бог есть (я точно знаю, что Он есть), надо же отношения с Ним организовать. Что для этого надо? Одно, второе, третье, а для этого – время и желание. Значит, мы меньше работаем, чаще в храм ходим, готовимся к Причастию, читаем Писание. Но, если честно, мы просто совершенно безумно тратим данное нам время попусту. Сериалы, соцсети, просто рассматривание лампочки... Если продумать нашу повседневную жизнь, можно в нее вместить очень много важных знаний и поступков. Едешь в автомобиле, в автобусе, у тебя 15 минут до метро, а дома ты не прочитал утреннее правило. Надень наушники, послушай или прочитай. Писание? Никто не читает Писание, только протестанты, еще католики немножко. Мы вообще не читаем. Нам кажется, что достаточно помолиться у какой-нибудь иконы – и все будет хорошо. А Писание, слово Божие, не слышим. Господь говорит, а мы, как те обезьянки, – ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не говорю. Почитаю в другой раз – там непонятно. А потом еще спрашивают: «А Коран, батюшка, можно почитать?». – «А Писание давно читали?». – «Вообще не читал». – «А Коран зачем хочешь почитать?». – «Ну так, для общего развития». Не грех почитать, почитай как-нибудь, но сначала в своем Писании разберись.

Нам всем нужна внутренняя дисциплина. Духовная жизнь в современном мире возможна, но в те минуты, когда ты свободен. Распиши порядок дня для себя: вот тут я читаю это, причащаться буду раз в две недели. Для этого надо в эти дни соблюдать пост, на службу сходить. Продумать все можно, было бы только желание.

Вопрос телезрителя: «Почему на людей ложится грех наших прародителей? Какой у младенцев может быть грех?».

– Никак не ложится. Господь Иисус Христос искупительной Своей Жертвой давно его искупил на кресте. Вы носите нательный Крест (я тоже ношу) – все, нет греха. Но мы несем его последствия. Знаете, бывают фантомные боли, когда человеку ампутировали ногу, а у него все равно боль. Или рана побаливает иногда из-за погоды. Так и здесь. Мы не несем никакой ответственности за грех Адама и Евы. Господь полностью понес его на Себе и распял его на Кресте, уничтожил, исцелил. Но мы как потомки Адама и Евы еще немного предрасположены к нему. Но в отличие от ветхозаветного человека мы имеем возможность в себе это уничтожить, испепелить, можем очиститься с помощью решимости, участия в таинствах Исповеди и Причастия и благодаря добродетельной жизни во Христе. То есть мы никакого первородного греха на себе не несем.

Вопрос телезрительницы: «Почему мы сначала встречаем Новый год, а потом Рождество, хотя, по Писанию, сначала родился Христос, а потом уже отмечался Новый год? Второй вопрос: не люблю голубей, так как они приносят антисанитарию, не приносят никакой пользы природе. А люди их жалеют, подкармливают. Я считаю эту птицу бесполезной. Как Вы думаете, как бы Господь посмотрел на то, что я их не люблю?».

– Насильно мил не будешь, конечно же. Писание говорит: блажен, кто и скотов милует… Насчет антисанитарии… Вы были на площади Сан-Марко в Венеции? Наверное, не были, я тоже не был. Там огромное количество голубей, все венецианцы их любят. Это туристическая достопримечательность, и никто не ругается. Голубь несколько раз упоминается в Священном Писании. Сначала в связи с историей потопа: Ной выпускал голубку несколько раз, именно она принесла ему оливковую ветвь, свидетельствуя о том, что потоп кончился и деревья плодоносят. Если вы видели картину Пикассо «Голубь мира» – именно голубь символизирует мир во всем мире. Конечно, это история библейская.

Но если вы их не любите, никто вас не заставляет их любить. Главное – их не уничтожать. Ну а насчет пользы… Многие в блокадном Ленинграде выжили только благодаря тому, что голуби какое-то время там еще летали. Так что кому-то они спасли жизнь. Вообще, это птица красивая, благородная. Многие разводят декоративных голубей, скоростных. Многие тысячелетия голуби использовались для почты. Поверьте, если в какой-то момент вырубится электричество, не будет ни интернета, ни этого телеканала, ни света у вас в доме, а вы захотите передавать письма, через каких-нибудь 10–15 лет все голуби будут использоваться в качестве почты. Так что вы ими не пренебрегайте, а то Господь может всякое сотворить, потом будешь еще сокрушаться: я-то думала, что они бесполезные, а моя внучка письмо от меня получила…

Первый вопрос был такой: почему Рождество празднуется позже Нового года?

– Вы сказали, в Евангелии написано, что это правильный порядок. Но на самом деле в Евангелии вообще об этом не говорится. О Новом годе говорится в Священном Писании. Если не ошибаюсь, он в израильском народе праздновался в сентябре. Но Рождества еще не было в Ветхом Завете. Поэтому тут вы немножко не правы.

Почему же так происходит? Потому, что мы живем по юлианскому календарю, а весь мир – по григорианскому. В этом есть некоторое несоответствие (в России и некоторых других государствах). В других странах, где Церковь перешла на григорианский календарь, такой последовательности нет. У них сначала идет Рождество, потом Новый год. Сказать, что в этом для христианина есть какая-то проблема, нельзя. Мы не относимся так трепетно к Новому году, как весь окружающий мир, не слишком знающий и любящий Христа. Для нас Рождество Христово – праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха, Рождество – это наши самые любимые дни. Новый год – ну, хорошо. У нас, церковных людей, Новый год вообще празднуется 14 сентября, если на то пошло, даже более торжественно, чем календарный Новый год. Начинается новый богослужебный год с праздника Торжества Пресвятой Богородицы, читается специальный молебен на новый год. Есть Церковь, есть мир. Мы, живя в миру, больше тяготеем к церковным ценностям.

Вопрос: «Может ли считаться дьявол истинным злом и почему? Ведь он был ангелом. Значит, в нем есть что-то доброе?».

– Он был добрейшим из добрейших ангелов, но так этим возгордился, что стал злейшим из злых. Прошло уже колоссальное количество времени с момента грехопадения, но ясно, что это было еще до сотворения мира. Как говорят отцы, он настолько укоренился во зле, что уже не в состоянии творить добро. На сегодняшний день в нем нет ни тени добра. Спаситель говорит, что он ходит по земле, как лев рыкающий, ища, кого поглотить. В нем нет ни сострадания, ни жалости, ни любви – ни к Богу, ни к нам.

Почему же Господь допустил существование злых ангелов, почему нельзя было их уничтожить? Не было бы стольких проблем.

– Если кратко, Господь создавал разумных существ, которых уничтожить невозможно. Душа человеческая не может быть уничтожена. Если уже ты создаешь по образу и подобию своему разумное существо со свободной волей, ты его уничтожить не можешь. Не можешь уничтожить человека, не можешь уничтожить ни одну из ангельских сил и ждешь их покаяния, преображения, изменения. Здесь же покаяния нет, и Господь говорит даже с некоторой грустью: ад – уготованное для дьявола место, в котором он и будет существовать в вечности.

Вопрос: «Я замужем, у нас с мужем не очень крепкое здоровье. Хотим иметь детей. Что делать, чтобы они были, и как молиться Богу, чтобы были силы их вырастить?».

– Не знаю, что сказать конкретно об этой семье. Надо общаться, поговорить с мужем, с женой, понять, что за ситуация.

Надо понять, почему так. Как понять? Покопаться в себе, в своей духовной жизни. Нам надо просто принять волю Божию. Пока ты не можешь ее принять, не дашь Богу возможности действовать. Молиться о даровании ребенка необходимо, но при этом всей душой говорить: «Да будет воля Твоя, Господи!». И жить так, чтобы быть достойным ребенка. Ведь если Господь действительно его не дает, то надо понять – почему. Бог знает будущее и почему-то тебе, сегодняшней, ребенка не дает. Или мужу твоему – сегодняшнему, такому, какой он есть, не дает. Значит, надо меняться, воцерковляться. Не просто оградить свою жизнь огромным количеством правил, предписаний, ритуальных обрядов. Надо по-настоящему жить во Христе.

По-настоящему живя в Боге, по-другому смотришь на свои желания. Ты наконец-то успокаиваешься и говоришь совершенно чистосердечно: как будет, так будет. Когда ты принимаешь свою ситуацию как душеспасительную, в этот момент ты меняешься. Тогда тебе сегодняшнему, изменившемуся, новому человеку, Бог может дать ребенка, которого ты воспитаешь, уже будучи другим. Если, допустим, у тебя будет один ребенок и ты (сегодняшняя, какая есть) воспитаешь одного ребенка, он может стать тяжелым эгоистом, думающим только о себе, живущим для самого себя, не исполняющим никаких заповедей. Кто знает, как он воспитает своих детей и кто в результате, лет через пятьдесят, будет управлять нашей страной. Может, ты будешь бабушкой будущего президента, а он будет хуже Гитлера. Мы думаем, что наши дети будут самые лучшие дети в мире. Да откуда, извините? Столько хороших маленьких детей. Откуда берется столько негодяев? Мы уверены, что у них какие-то другие матери – асоциальные, и странные отцы. Но тобой может быть воспитан будущий уничтожитель всего человечества и всего доброго, разумного, вечного. Поэтому надо самой измениться, быть достойной того, чтобы воспитать настоящего христианина. Тогда что-то изменится.

Я знаю множество случаев, когда через три, пять, семь, десять лет люди получали желаемое. Во-первых, они осознавали наконец это рождение как чудо и еще больше укреплялись в вере. Когда врачи говорят, что невозможно, а ты молишься, просишь у Бога помощи и получаешь желаемое, ты понимаешь, что это ребенок Божий. И ребенка по-другому воспитываешь, и сама себя по-другому ведешь. Мы, священники, неоднократно видели рождение детей, следующее за преображением жизни родителей.

Следующий вопрос очень часто возникает у наших телезрителей (и даже противников). В чем разница между Казанской иконой Божией Матери в обычном приходском храме и чудотворной Казанской иконой Божией Матери? Мы ведь восходим к первообразу. Почему нужно стоять многотысячные очереди к святыне, хотя эта же икона или даже частичка мощей есть в соседнем храме?

– Человеку нужен подвиг. Если хотите, стояние в очереди – это форма паломничества, форма давно утративших свою актуальность городских крестных ходов. Еще в царское время, сто лет назад, были долгие крестные ходы. Сейчас они восстанавливаются. Многодневные крестные ходы из одного города в другой. Кто из нас сейчас на камне стоит? Кто из нас по-настоящему постится, не вкушая ничего сорок дней? Кто истязает плоть свою, чтобы не быть рабом ее? Практически никто. У православных христиан телесного подвига практически нет, хотя это нонсенс, потому что достичь благополучного духовного результата можно только трудясь телом и духом. Ты и молишься, и трудишься. Трудишься во славу Божию, как апостол Павел говорит: в телах своих прославляйте Господа.

Все поклоны – поясные, земные, крестные ходы, утруждающие тело, являются тоже одним из духовных деланий. Человек, отстоявший двенадцать часов к мощам святого Николая (в частности, я возил туда паломническую группу от нашего храма, хотя у нас в храме есть частица мощей святого Николая), понимает, что это особый труд. Не просто тот «святее», чем этот. Но только когда ты отстоял, прошел, поклонился, устал, ты чувствуешь и телом эту благодать, действенность. Ты потрудился – и больше получил. Чем больше трудишься, тем больше получаешь. Это любой монах знает.

С одной стороны, я понимаю, что и здесь мощи, и там мощи, и здесь икона, и там такая же, не менее благодатная. Но человек потрудившийся, по-настоящему уставший, имеет больше возможностей принять Божию благодать. Одна и та же благодать дается и перед Казанской иконой ламинированной в храме или дома, и перед аутентичной иконой, списком с которой является та ламинированная икона. Но там ты потрудился и больше вместил. Человек соделывает себя способным вкушать Божию благодать трудясь.

Тем более мы знаем, что Господь часто тем, кто приходит в храм с обыкновенной, простой, незатейливой просьбой (может, она со временем тебе даже стыдной покажется), таким новоначальным верующим людям часто с лихвой дает желаемое, чтобы тот укрепился в вере и дальше шел своими ногами.

Вопрос: «Мы из сельской местности. Служба у нас только по воскресеньям. Когда мы должны делать земные поклоны во время Литургии?».

– А посмотрите на священника. Если храм маленький, вы увидите в Царских вратах, когда он делает поклоны во время воскресной Литургии.

Любой священник каждое воскресенье, кроме периода от Пасхи до Пятидесятницы, делает в алтаре два земных поклона. Хоть Троица, хоть Рождество, хоть Крещение, хоть воскресный день – священник делает минимум два земных поклона. А иногда делают еще несколько поклонов при входе в алтарь. Первый поклон – когда на клиросе поется «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи…» – во время так называемого Евхаристического канона и преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господни. Второй раз – перед тем, как причаститься. Завеса закрывается, Царские врата закрываются, священник поет из алтаря: «Святая святым». В этот момент на клиросе поют «Един Свят, Един Господь Иисус Христос…», потом начинают читать молитвы перед Причастием или какие-то духовные песнопения. В этот момент священник причащается в алтаре и перед Причастием обязательно делает земной поклон.

Соответственно, в момент, когда он с Чашей выходит к людям, не будет грехом сотворить поклон, даже в воскресный день. Отменяются земные покаянные поклоны, а не поклоны благоговения. Воскресный день, царство радости и счастья, нет места твоему личному покаянию. А поклон благоговения вполне приветствуется.

Вопрос: «Один человек просто делает добрые дела, а другой делает их во имя Господа. Чем отличается механизм делания добрых дел?».

– Когда ты их делаешь во славу свою, славу общества – это одно. Когда делаешь во славу Божию – немножко другое. Если бы наше спасение зависело только от добрых дел, тогда не надо было бы приходить в мир Спасителю. Делай добрые дела и спасайся. Но никто из ветхозаветных праведников не смог достичь Царствия Божия. «Сниду к сыну моему, сетуя, во ад», – говорит праведный Иаков о своем сыне, прекрасном Иосифе. Даже Иоанн Креститель после смерти своей сошел во ад. До воскрешения Спасителя невозможно было спастись никакими добрыми делами.

Разница в этом. Мы творим добрые дела не для спасения, а по любви к Богу, Который нас спас, в Которого мы крестились и в качестве благодарности Которому стараемся не превращать жизнь других людей в ад, стараемся распространять Царствие Божие вокруг нас. Как говорит Спаситель, «так да просветится свет ваш перед людьми, чтобы, видя ваши добрые дела, прославили Отца вашего Небесного». Христианин, делая добрые дела, надеется, что окружающие, зная, что он христианин, делает эти дела не столько потому, что он хорош, добр и человеколюбив, а потому, что хочет быть христианином, понуждая себя. Ибо Царствие Божие силою берется. Это особенно хорошо действует в семейной жизни. Мужья приходят к вере не потому, что ты читаешь мужу Осипова или постоянно заставляешь смотреть православный телеканал, а потому, что муж видит, как жена потихоньку становится молчаливая, скромная, принимает иерархические ценности семейной жизни. Он думает: наверное, что-то хорошее в этом храме говорят, надо походить туда, послушать.

Через любовь, через дела любви, через принуждение себя к этим делам Христа ради. Сам я злой человек и ничего доброго делать не хочу и не буду. Но Христос сказал – придется делать. Через силу. Необязательно любить весь мир. Можно относиться к этому нехотя (на первом этапе), но все равно творить добрые дела, и Господь примет это. Даже больше примет, чем доброе дело человека, который делает это по естеству. Доброе дело человека, который не хочет его делать, скупердяя, сребролюбца, что жертвует средства нуждающимся, может быть, даже выше перед Богом, чем дело человека, щедрого от рождения. Потому что тот не понуждает себя. Труд особо ценится Богом.

Ты болтун – попробуй молчать. Тяжело. А кто-то молчалив от рождения, вообще людей сторонится. У кого больше добродетель?

Есть интересная история. Один старец приехал в монастырь и спрашивает наместника: «Кто из вас самый добродетельный?». – «Вот такие-то старцы». И ему было ночью видение, что самый добродетельный человек – гневливый повар, который всех обзывает, на всех ругается, ведет себя крайне не по-монашески. Старец спрашивает: «Как же так? Я и подумать не мог, что он из спасающихся». Ангел Небесный ему ответил: «Если бы повар себя не сдерживал, он бы всех поубивал». А другие – они добрые, тихие, молчаливые, негневливые. Им легко. А когда ты человека задушить хочешь, а сам только сказал крепкое словцо, но себя сдерживаешь – вот труд какой…

Можете обратиться к нашим телезрителям.

– Друзья, берегите друг друга, распространяйте любовь среди своих друзей, коллег, членов семьи. Старайтесь быть милосердными, терпеливыми, снисходительными. Пусть Господь наш Иисус Христос подаст вам и человеколюбие, и терпение, и долготерпение к окружающим людям, вознаградит вас за ваши труды, даст вам крепкое здравие земное, небесное благополучие на многие годы.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс