Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1042) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 3

Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 3

№1 (1042) / 1 января ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029) – №48 (1041), 2019

Мы продолжаем наши огласительные беседы. В прошлый раз мы говорили о Святой Троице, пытались, насколько возможно, проникнуть в ее тайну – и нам что-то удалось понять. Мы узнали, что имя Святой Троицы для нас очень важно: во имя Святой Троицы мы крестимся, живем, подвизаемся – и, конечно же, именем Ее побеждаем всякие испытания в нашей жизни.

Сегодня будем говорить о невидимом мире – мире духовном. Господь сотворил видимый мир, и мы знаем о нем, изучаем его, насколько это возможно, и, конечно же, он – перед нашими глазами. Но есть еще невидимый мир, который называется миром ангелов, миром добрых духов, которые, как мы говорим, на Небе. Но на каком небе?.. Кто видел этот духовный мир? Тайну невидимого мира мы тоже узнаем из Священного Писания как Ветхого, так и Нового Завета: что Господь открыл нам об этом невидимом мире, то мы и имеем.

Через что мы еще узнаем о невидимом мире? Через святых угодников Божиих, для которых нет разделения между видимым и невидимым миром. Более того, они общаются с ним, ведь Господь сказал: Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят – даже Бога можно увидеть, если достигнешь определенной чистоты. Святые угодники Божии достигали этой высоты, и для них открывался невидимый мир. Мы знаем, что блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен на Небо и общался с этим невидимым миром, и святой апостол был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы – Господь открывал святым тот мир, но возвращаясь оттуда они могли открыть другим только маленькую толику, некую тайну, нужную для укрепления человеческой веры, надежды и упования на Господа.

Конечно, мы понимаем, что невидимый мир где-то далеко – он не здесь. Действительно, это не небо, о котором мы говорим, – это мир, находящийся за нашим сотворенным миром. Если говорить о звездах, то – за звездами, где-то еще выше (если звезды находятся далеко, то насколько далеко находится этот мир)… Но мы знаем, что Бог Вездесущ, Он живет в этом мире – значит, здесь живут и ангелы, которые суть служебными духами: они находятся на службе у Господа, поэтому есть тоже здесь, на земле; у человека есть и ангел-хранитель – он тоже всегда с ним. Мир духовный располагается во всей вселенной – нельзя сказать «где-то здесь находится духовный мир». До конца об этом мы не можем знать, однако, повторяю, тайну, которую Господь нам открыл, мы можем знать из Священного Писания.

Чем же занимаются ангелы? В Священном Писании говорится, что они не имеют плоти и кости – естественно, они ведь духи: они не женятся, не постятся, говорится в Евангелии от Матфея, и даже умирать не могут. Они одарены разумом и свободою, выну видят лице Отца Небесного, славословят Господа, исполняют Его святую волю. Псалмопевец говорит: «Умален от ангел, хотя и малым чим». Конечно, они совершеннее человека, обладают более тонким умом, но мало чем отличаются от человека, ибо к человеку Господь приковал огромное внимание и явил всю полноту Своей любви, благости и милосердия. Ангелы делятся на 9 чинов: серафимы, херувимы, престолы; средний чин, или три лика: господства, силы, власти; низшие три – начала, Архангелы, ангелы.

Мы с вами сказали, что они суть служебные духи: мы знаем, что они славословят Господа, исполняют Его волю, доносят ее до человека. Конечно, Господь заботится о человеке – человек не остается без попечения и заботы Господних, поэтому Он дает человеку ангела-хранителя, берегущего его в течение всей его жизни (бывает, человек идет, задумается, начинает переходить дорогу и не видит, что едет машина, – и его кто-то останавливает; в самый последний миг сохраняет от погибели) и во время сна.

Конечно, велико значение ангела-хранителя на земле: он дается человеку при Крещении и в жизни сохраняет его, а по смерти помогает ему пройти мытарства и приводит к Престолу Божиему для суда. Единственное, ангел-хранитель может покинуть человека, когда человек сам отказывается от ангела и не принимает добрых наставлений, которые тот дает, предлагая каждому из нас выбрать исполнение воли Божией через соблюдение, сохранение заповедей. Но если человек согрешает, ангел-хранитель старается всячески направить его на покаяние.

Мы знаем много различных рассказов об ангелах и знаем, что ангел дается не только человеку, но и определенному помещению: церкви, дому, который освящает священник, автомобилю. В чине, который совершает священнослужитель, как раз и говорится, что вместе со священниками входят в дом святые ангелы – только священник уходит, а ангелы остаются. В молитве, читающейся на освящение автомобиля, говорится, чтобы Господь дал ангела-хранителя, спутника человеку, который будет совершать свое путешествие.

Ангел-хранитель остается до тех пор, пока человек сам своими действиями не изгоняет его из своего дома. А какие это могут быть действия? Это могут быть страшные действия какого-то греха, но самое большее – это немирная жизнь в семье. Если ссорятся, ругаются, употребляют в доме матерную брань, ангел-хранитель уходит из этого дома – в него приступают бесы и возмущают семью до сильных раздоров, скандалов и даже до убийства.

Один из святых описывает, как некий человек целовал углы дома. «Что ты делаешь?» – «Я прикладываюсь к ангелам-хранителям, которые были изгнаны из этого дома и уже во внешней стороне стояли и плакали о жителях, изгнавших их из дома». Ангел-хранитель выходит из дома, где нет мира.

Водителя, который курит в машине и употребляет матерную брань, нарушает скоростной режим и правила дорожного движения, ангел-хранитель не будет сохранять и покинет его автомобиль.

Ангелы-хранители даются и церкви: ангел-хранитель, который дается престолу Божиему, до конца существования жизни на земле охраняет это место, даже если церковь разрушена (это мы можем встретить в житиях святых, об этом много рассказывается).

Каждый человек должен стремиться общаться с ангельским миром, – но не только общаться, а стараться пребывать в мире с ангелом-хранителем через пост, молитву, добрые дела, которые мы можем совершать и совершаем в своей жизни. Такое доброе отношение к ангелу-хранителю привлекает его к нам, и он начинает нам помогать в жизни.

Что еще мы можем сказать об ангельском мире? Конечно, Священное Писание многое нам открывает, но не во всей полноте мы можем говорить об ангелах и служении, совершаемом ими. Мы можем говорить, что ангелам дана возможность контролировать стихии: огонь, воду – в Священном Писании есть ангелы огня, воды и говорится об ангелах четырех ветров, которые есть на земле, поэтому и стихиями Господь управляет посредством ангелов-хранителей.

Мы знаем, что большую роль играют в домостроительстве Божии Архангелы – тоже служебные духи, исполняющие или возвещающие людям волю Божию.

Так вкратце мы можем сказать об ангелах-хранителях – только в контексте, который нам открывает о них Священное Писание.

Невидимый мир состоит не только из добрых ангелов, но и из злых – мы их называем ангелами-губителями. Они тоже вышли из ангельского мира и воспользовались свободой, которую Господь дал всем ангелам – Он не создал ангельский мир развивающимся в одном направлении: ангелы свободны и вправе выбрать тот или иной путь. Господь создал их бесплотными, с утонченным разумом – они очень умны и стремились к совершенному служению Господу.

Но был среди них самый красивый, самый приближенный к Господу – Денница, который возгордился, захотел подняться выше Бога и рекл еси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу: взыду выше облак, буду подобен Вышнему: он возгордился и решил потягаться с Господом. Конечно, он увлек за собой немало ангелов, но был низвергнут с просторов Небесных – невозможно тьме находиться со светом. И тьма опустилась в наш – видимый – мир, и среди нас невидимо есть злые духи. Священное Писание их называет духами нечистыми, духами злобы, бесами или демонами. А главарь их, Денница, называется дьяволом, сатаной, князем мира, князем власти воздушной, князем бесовским.

Некоторые скажут: а почему они злые? Откуда мы знаем, что они злые? Может быть, они могут быть и добрыми? Мы можем внимательно почитать Священное Писание (о невидимом мире мы узнаем через Священное Писание, а оно есть Божественное Откровение). Господь открывает нам все необходимое для нашего спасения – мы узнаем о нечистых духах из Священного Писания, какие они. Апостол Павел говорит: Аггел сатанин немало мне пакостей деет, – или мы встречаем рассказы о бесноватых, которых исцелял Господь: бесы входят в определенного человека, и действительно он очень сильно мучается. Помните бесноватого юношу? Бес его кидал то в огонь, то в воду. Мы можем говорить и о гадаринских бесноватых мужах, о которых нам рассказывает Священное Писание: какой они приобретали вид, когда становились бесноватыми – били себя и бились о камни, раздевались догола, рычали и кричали так громко, что на всех находил ужас, и жили в гробах, и цепи рвали – обладали огромной силой. Господь нам показал, какое страдание бес приносит человеку!

Неслучайно в жизни происходит борьба двух миров: мира духовного и мира злобы поднебесной. Наша брань не простив плоти и крови, – говорит апостол Павел, – а против духов злобы поднебесной. Под небом находится враг рода человеческого, он хочет отомстить Богу, он во всем копирует Бога: как среди ангельского мира, Божественного мира, где Господь – Царь и каждый имеет свой чин, свое определенное служение, так и у бесов есть князь тьмы, есть иерархия и ставятся определенные задачи; это злая копия Божественного мира, я бы так сказал.

Здесь мы также можем говорить, что если по жизни человеку дается ангел-хранитель, то бес дает ангела-губителя. Если ангел-хранитель стоит по правую сторону, то бес – по левую и постоянно искушает человека.

Никто не имеет права руководить человеком: он всегда сам принимает решение, но ангел всегда наталкивает его на доброе, а бес предлагает злое. Как? Не случайно всякая реклама направлена на какие-то человеческие страсти – и за счет этих страстей человек попадает в сеть или покупает что-то ненужное. Враг рода человеческого – хороший психолог. Господь никому не позволяет проникнуть в сознание человека и управлять его мыслями – это исключено, только Сам Господь ведает наши мысли; ни ангелы, ни архангелы, ни злая сила не обладают знаниями о наших мыслях. Бес же очень изворотлив, он имеет хороший ум, ведь мы говорили, что он был создан Господом как служебный дух; конечно, он видит, что хочет человек. А когда человек чего-то хочет, он постоянно делает какие-то телодвижения, и через них можно узнать, что он хочет: поесть, попить, выпить, покурить или заняться каким-то другим грехом (как сегодня компьютер распознает, что мы ищем: церковную утварь – тебе на каждой страничке, через каждую новость будут присылать информацию о церковной утвари. Если мы ищем новости политического характера – значит, они у тебя постоянно. Тебя вычислили). Но бес вычисляет человека в превосходной степени и начинает ему предлагать то, что человек хочет, и тот, если не имеет духовной закалки, попадает в сети дьявола.

Все ли может враг рода человеческого? Конечно, нет: Господь без Своего Промысла и попечения не оставляет этот мир – Он заботится о нас, и врагу рода человеческого позволяет мучить человека настолько, насколько это будет спасительно для самого человека.

Сила у врага огромная: и один бес имеет огромную силу, а много бесов имеют еще большую силу – бесноватый человек рвал на себе цепи, а когда бесы ушли, он приобрел совершенно другой, человеческий образ.

Поэтому Господь дает все настолько, насколько это полезно для самого человека, а порой мы сами изгоняем Бога из своей души и полностью открываем дверь для врага рода человеческого. Душа не терпит вакуума – в Священном Писании говорится, что бес вышел от одного человека, ходил по пустынным и безводным местам, а затем говорит: «Ну что я здесь хожу? Вот душа человеческая, в которой я был, – убранная храмина, где чистота. Вернусь-ка я туда». И он вернулся уже не один, а привел с собой еще семь более злых духов. И было человеку последнее хуже первого.

Пустоты никогда никакой не бывает: либо человек живет с Богом и Божественной благодатью наполняет себя через таинства Церкви Христовой, через Причастие Тела и Крови Христа Спасителя, либо враг рода человеческого видит, что храмина пустая, приходит и поселяется в ней – и начинает мучить человека.

Мы очень часто порой не понимаем: почему нас не слушаются дети, почему они ругаются матом. А мы не заботимся наполнять их храмину Божественной благодатью… Почему мы сами порой так неадекватно себя ведем? Мы грешим – и не каемся, не исправляемся, и эти страдания очень четко входят в нашу жизнь: Бог попускает их ради того, чтобы у нас было исправление. Если бы человек в жизни не имел этих испытаний и трудностей, то давно потерял бы облик Божий в самом себе, но Господь, чтобы не лишить нас вечной жизни, посылает страдания или открывает путь их – с надеждой, что мы исправимся, покаемся.

Вечность дороже нашей временной жизни, поэтому и встречаются скорби и переживания, поэтому мучимы бываем от врага рода человеческого: чтобы обрести путь сначала в Церковь, а потом через Церковь Божию – к спасению. Определенный путь каждый человек и совершает в своей жизни.

Как избежать этого тяжелого состояния беснования в нашей жизни? Есть определенные средства, и Господь очень четко открывает нам эти средства посредством Святой Церкви.

Конечно, мы должны помнить: первое средство есть призывание имени Божия. Поэтому мы всегда призываем Святую Троицу, всегда говорим о том, что Иисусова молитва имеет огромную силу. Второе средство – Животворящий Крест Господень: конечно, крестное знамение побеждает врага рода человеческого – неслучайно мы поем: «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам», трепещет ибо и трясется враг рода человеческого – он не может взирать на силу Животворящего Креста. И третье средство, которое доставляет победу над врагом рода человеческого: пост и молитва. Об этом Сам Господь сказал – ученики Его спросили: «Кто же может сие сотворить? Кто же может изгнать беса из человека?» Тогда Господь сказал: «Сей род изгоняется постом и молитвою». Конечно, о посте и молитве мы никогда не должны забывать.

Четвертое средство нашей борьбы и победы над дьяволом – смирение и кротость: об этом сам бес свидетельствует в житии Антония Великого, что Антоний побеждает кротостью и смирением врага рода человеческого. Другое средство – стяжание «рассуждения духов», как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): нужно быть очень внимательным в духовной жизни и, конечно, помнить, что враг рода человеческого – лжец и обманщик. Он может и прельстить тебя, и обмануть, поэтому это нужно видеть.

Для нас это, может быть, и не страшно (мы – не люди высокой духовной жизни и прельщать нас особо нечем – можно только говорить о наших грехах и недостатках), а ведущему духовную жизнь этот дар, конечно, просто необходим.

Шестое средство в борьбе с демонами – препоясывание чресел наших истиною: обложение себя кругом истинами христианского вероучения. Здесь все понятно, конечно: враг рода человеческого ограничен в своих действиях, когда мы живем в правде и по нашей вере, а не уходим в какие-то глубочайшие еретические рассуждения, когда происходит падение. Поэтому надо иметь глубокую веру – верить каждому слову Священного Писания (а если что-то не понимаем, обращаться к толкованиям святых отцов, которые очень тонко и ясно разъясняют нам все) – и не нужно каких-то суждений и учений искать в другом месте: это станет гибелью – здесь враг рода человеческого подловил уже не одну тысячу людей и подловит еще множество, которые будут отходить от истин святого Православия.

И последнее средство – помощь святых угодников Божиих: никогда не нужно гнушаться братьями нашими старшими – святыми угодниками Божиими. Они молятся о нас и имеют такую благодатную силу, что отражают своими молитвами любые вражеские напасти на нас, – потому мы с ними и общаемся, молимся им и просим, чтобы они были нашими помощниками и заступниками в этой жизни. Без них, конечно, невозможно победить силу врага рода человеческого.

Вот такая сегодня огласительная беседа о мире невидимом, а следующая беседа будет уже о мире видимом.

К сожалению, мы не можем короче говорить о Символе веры – здесь глубина нашего вероучения, и каждый, кто идет по пути познания веры, должен знать эти истины, которые нам помогут правильно слагать свою духовную жизнь. Сегодня я прощаюсь с вами. Храни вас всех Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Юлия Мережко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс