Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1042) → Протоиерей Андрей Канев: Если мы хотим бороться с любой страстью, нам надо начинать с чревоугодия

Протоиерей Андрей Канев: Если мы хотим бороться с любой страстью, нам надо начинать с чревоугодия

№1 (1042) / 1 января ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №48 (1041), 2019

Продолжим разбирать вопросы, которые вы присылаете; итак, еще одно письмо от сестры – она пишет: «Меня очень сильно борет чревоугодие (даже начала поправляться), бывает уныние, часто самодовольство. В храм хожу уже более 10-ти лет, 2–3 года регулярно исповедуюсь и причащаюсь. Мне кажется, что я не могу правильно подобрать пост и молитвенное правило. И нет до сих пор твердой решимости бороться со страстями и изменить свою жизнь. Посоветуйте, пожалуйста, что делать».

Это очень распространенная беда, когда мы берем некий образец поста – допустим, некий написанный устав; это легко сделать, купив какой-либо настенный календарь, а купив несколько календарей, даже можно что-то сравнить, увидеть различие в уставе поста. Это нормально – в каждом монастыре свой устав (неслучайно есть пословица «со своим уставом в чужой монастырь не ходят») не только каких-то богослужебных особенностей, но и устава поста, который входит в общий монастырский устав. Поэтому один монастырь может иметь более строгий устав, касающийся пищи, а другой – менее строгий: все зависит от внутреннего устройства. И вот, человек берет некий монастырский устав и пытается ему следовать.

Часто так бывает, что человек неопытный не соразмерил свои силы: «Во что бы то ни стало буду исполнять» – и по прошествии времени он уже начинает не любить пост, терять к нему всякий интерес, ибо это чрезмерно, через силу; сил не хватает у человека – и он отходит от поста, или бросает чрезмерно поститься, или равнодушен к этому.

Пост – серьезное средство, чтобы мы увидели в себе страсти. Правильно сестра формулирует проблему: «Не могу подобрать пост и молитвенное правило» – мы с вами как-то уже говорили, что и пост, и молитвенное правило нужны человеку… Не человек для правила, а правило для человека – что это означает? Мы должны подобрать молитвенное правило, которое соответствовало бы силам, возможностям, положению человека.

Понятно, что, допустим, военнослужащий и студент имеют разное свободное время для молитвы, у студента «домашнего» и студента в общежитии тоже разные условия для жизни. Тут надо смотреть, разбираться – для этого и существуют священники в храмах…Кто-то так делает, кто-то так не делает… Мне ближе другой подход: разобраться и помочь человеку подобрать то, что ему сейчас по силам.

То же и относительно поста: его надо брать исходя из того, опытный человек или неопытный, какие у него болезни, и так далее – весь комплекс рассмотреть, а потом уже назначать человеку тот или иной пост. Это не отход от православных традиций – наоборот, мне кажется, настоящая традиция в том и заключается, чтобы не убить человека какими-то правилами, которые он не понесет, а сделать его опытнее.

Я как-то рассказывал, что у меня был личный опыт – подходит человек, который раньше не постился, и у него страх: «Как я буду поститься? Получится ли у меня? Вдруг не смогу?!». В первый пост я предлагаю ему: что больше всего любишь, от того и откажись. Человек это делает, и к следующему посту он уже вполне может поститься как средний христианин – его уже не пугает опыт воздержания.

Что касается чревоугодия, эта страсть, конечно, очень серьезная. Святые отцы пишут, что чревоугодие – дверь в душу для других страстей. Если мы хотим бороться с любой страстью, нам надо начинать с чревоугодия – понятно, что мы все чревоугодники, если по-честному. В чем эта страсть проявляется? Мы любим себя – любим вкусно и сладко покушать, любим изнеженность (в страсть чревоугодия входит не только то, что на столе у нас, на кухне или в холодильнике, это вообще отношение к телу, когда мы тело свое не держим в боевом состоянии, в работоспособном, а оно у нас раскормлено, изнежено – мы привыкли к роскоши, к мягкому, чтобы было комфортно. Собственно, современный мир нас подталкивает к этому).

И вот получается: мы, христиане, не задумываемся, что борьба со страстями – это не только то, что мы делаем в храме на Исповеди, а вообще наша ежедневная забота о себе, духовная забота и духовная борьба; должна быть аскетика и для мирян – это тоже важный момент: не только для монахов должна быть тема борьбы с грехами, тема аскетических подвигов, экспериментов и дел – это касается и нас, живущих в миру.

Но мера у нас другая. Это не значит, что все надо отменить – и живи как живешь. К чему придем, когда будем жить как живем? Придем к тому, что страсти у нас будут все сильнее и сильнее, и мы в итоге проиграем.

Как бороться с чревоугодием? Было бы хорошо и правильно, если бы мы взяли аскетическое правило режима питания. Как его выбрать? Очень просто. Я бы предложил попробовать так: три раза в день… Ночью есть не надо – это совершенно неправильно (бывают люди, которые встают ночью поесть: это надо считать серьезным нарушением). Завтрак – утром, обед – в обеденное время, ужин – не в 12 часов ночи, а часов в 5–7–8, когда возвращаетесь с работы.

Получается, какая беда у христианки? Она 10 лет в храм ходит, но с чревоугодием как борется? Может, совсем не борется, судя по тому, как написала: нет решимости бороться – и даже набирает вес. Отчего это происходит? Мы невнимательны ко времени питания, а это очень важно.

Если человек здоровый, все в порядке с организмом, сделать такой режим питания (я пример приведу условно). Допустим, в 8 часов завтрак. Бывает, люди говорят: «Мы не завтракаем, не хотим завтракать», а потом целый день что-нибудь грызут – печенье, яблочко, шоколадку. Это совершенно неправильно – нужно нормально позавтракать, чтобы у тебя были силы полдня работать.

В 8 часов человек позавтракал – причем не кофе с булочкой, а это нормальный, традиционный для России, для национальной кухни завтрак, чтобы человек был сыт. А потом пообедать – допустим, в час: у человека есть обеденный перерыв. И чтобы было часов 5 перерыва между приемами пищи – даже диетологи нам подсказывают, что это самое удачное время: в 5-й час сжигаются как раз наши внутренние накопления, которые мы накапливаем, питаясь неправильно, занимаясь чревоугодием.

Если человек соблюдает этот режим, 5-часовой перерыв, он должен почувствовать голод, когда уже хочется есть: это хорошее чувство – не надо бояться чувства легкого голода, оно полезно. Потом человек обедает – и тоже не сухариками и чипсами, а поесть нормальной пищи (что такое нормальная пища, поговорим чуть позже). И потом снова делайте 5-часовой перерыв – уже после работы приезжаете домой и можете спокойно поужинать.

Если человек поел мало, понятно, что перед сном он снова захочет есть. А если поел нормально (не объелся, не пыхтит за столом и встать не может), сыт, тогда ко сну он отойдет с ощущением легкости – организм переработал пищу, которую получил. 5-й перерыв дает возможность тело держать в порядке.

На пищу надо не набрасываться, а соблюдать правило: помолиться перед едой и есть размеренно, пережевывая пищу нормально – по опыту известно, что насыщение приходит позже…

Если человек неспешно ест, пережевывает пищу, с молитвой это делает или в семейном общении, то можно почувствовать насыщение (не пресыщение) – человек сыт: мог бы еще что-нибудь съесть, но уже сыт вполне.

Что касается режима питания... Кто-то делает 4 приема пищи: завтрак, обед, полдник и ужин – смотрите по своим физическим возможностям, но режим нужен. Есть еще одно правило: между этими приемами пищи ничего не хватаем – никаких кусков, конфеток, шоколадок, ничего. Это правило, если хотим бороться (если не хотим, другой разговор).

Что касается объема пищи, нам тоже надо приучать себя к умеренности. Как? Можно провести эксперимент. Поставьте перед собой тарелку и то, что вы хотите съесть за обедом или ужином. Больше ничего не берите. С молитвой съели – почувствовали: насытился, не объелся. Или почувствовали: «Много», – значит, тарелку надо брать меньше или, допустим, кусков хлеба брать меньше, или чашку чая поменьше. Надо определиться с объемом.

Когда человек выверит, что эта чашка – его объем, норма, тогда очень легко, даже попав в гости, за праздничный стол, примерно понимать, что вот этот объем – ваш, больше есть не надо, иначе начнется развитие страсти чревоугодия.

Понятно, что человек в течение дня может захотеть пить. В эти промежутки пить можно, но не сладкие соки, газировку, современные напитки, а воду– хорошую, чистую – травяной чай (что свойственно нашей культуре) или обычный чай.

Почему у нас человек постится, а в конце поста набирает вес? (Братья и сестры, извините, сегодня у нас такая передача о чревоугодии, и будет она немножко звучать как сухая методика, но давайте конкретно говорить.) У святителя Игнатия написано, как разные виды пищи влияют на состояние человека. Это ведь так и есть. Почему мы об этом забываем? Мы считаем, что «это монашеские особенности». Какая разница: монах съел мясо или мирянин – у мяса-то действие одинаковое будет (я имею в виду биохимическое воздействие на душу).

Так вот, что получается? Мы с вами сейчас живем во времена, когда потерялись наши кулинарные традиции. Мы питаемся тем, что продают в магазинах, – а продают то, что рекламируют, и то, что мы обязательно купим, посыпано такими веществами, чтобы мы больше хотели все это есть.

Мы меньше едим овощей, больше углеводов. Что такое углеводы? Печенье, всякие сладости, шоколадки, которыми мы, к сожалению, питаемся, газировка – нам столько сахара не надо. Это и каша, и макароны с хлебом… Мы набиваем свой организм углеводами, которые не тратятся: мы сейчас не работаем так, как наши предки – они поели кашу и пошли целый день пахать…

Наш организм состоит из клеток. Клетка нашего организма получает питание или от сахара, или от жиров. Мы с вами, братья и сестры, северные жители. Когда углеводы попадают к нам в организм, они превращаются в сахара.

Что происходит с сахарами? Наш обмен веществ построен на жирах, а не на сахаре – у нас столько сахара не было в прошлые века. Откуда человек мог получить сахар? Только мед был сладким. Яблоки (наши родные сорта) не очень сахаристые – они кисловатые: у нас солнца мало, и наши овощи и фрукты мало дают сахара (это голландские сорта яблок не портятся месяцами и сладкие).

И что получается? Наши предки питались пищей, в которой присутствует белок и жир в виде масла или животных жиров, а мы с вами сейчас переходим на углеводную пищу, которая нам несвойственна. Если мы об этом не думаем, это не значит, что наш организм от этого не страдает.

Мы с вами, буквально 2–3 поколения, стали питаться совсем по-другому, когда сахар стал доступен, относительно недорог. Чтобы было вкуснее, производители сахара стали класть его во что только можно.

Так вот, братья и сестры: чтобы нам поститься и не полнеть во время поста, надо переходить на пищу традиционную. Вспомните, как наши предки заготавливали овощи – это квашение и различные виды заготовок, овощи, которые сейчас можно заморозить. Замороженные овощи купить и заготовить дешевле, чем купить чипсы, шоколадки...

Если вы действительно хотите по этой теме что-то узнать, узнавайте. Это не секретная тема. Когда избыток сахара у человека, вырабатывается гормон инсулин. Когда все в норме, он должен доставить клетке энергию – сахар, глюкозу. А когда в избытке, клетка закрывается от сахара – переизбыток ей не нужен. И куда это девается? Откладывается в жиры, и человек полнеет, у него отекают внутренние органы.

И, как написала сестра, уныние начинается. Как не будет уныния, если мы себя отравили? Если человек отравился, у него несварение желудка, ему плохо, он подавленный, унылый. Мы изо дня в день себя травим чипсами, гамбургерами, сладкими напитками, а в итоге что получается? Потом мы говорим: «Почему у нас так плохо со здоровьем? Почему у нас так много диабета, онкологии?». Мы питаемся неправильно – что мы хотим получить?

Рассказав своей семье о вреде современных продуктов, рафинированных, сладких, добавьте в рацион блюда нашей традиционной кулинарии, которые дают силы, но не дают разрушения, как современная пищевая индустрия. Это очень важно. Если мы это не будем делать, то придем к тому, что у нас диабет начнется. Так и будет. Человек 10 лет в храм ходит, а, попостившись, поправляется? Это первый признак, что он делает что-то неправильно.

Надо взять пост по силам, с добавлением растительного масла, только нерафинированного (как питались наши предки). Попросить благословения и добавлять рыбу – белок, чтобы силы были у человека, и со временем вы почувствуете, что не поправляетесь и приходите в нормальную физическую форму.

А если тело начинает по-другому работать, то и на душу это будет влиять: вы будете бодрее. А значит, и в храм будете идти не как на каторгу, а целенаправленно, с желанием. Более того, поскольку такие правила питания можно понимать как аскетические, то и на молитву это будет влиять. Такие ограничения физические обязательно будут на молитву влиять.

Поэтому, братья и сестры, какой выбрать вам правильный пост? Правила мы обсудили с вами – режим питания, не пить сладких напитков, попробовать возрождать традиционную пищу на своем столе: исключить из своего рациона сахар, макароны, хлеб, булки.

Человек говорит: «Я пощусь булками». Ну что ты булками постишься? Какие силы могут быть? А потом человек постоянно голодный – у него клетка закрылась, он тучнеет (толстеет, жиреет), а сил-то нет… Зато боится растительного масла. Я думаю, что надо бояться не растительного масла, а сахаров. Как бояться? Разумно: понимать, что эта пища – чтобы карманы набивать производителю, а не чтобы вы стали сыты, братья и сестры.

Так что надо об этом задуматься. Если мы хотим действительно быть бодрыми (а христианам надо быть бодрыми), чтобы молитва была крепкой, нужно, чтобы человек держал себя в аскетических нормах и правилах и ни в коем случае не сдавался. Уныние – следствие чревоугодия.

Если что-то непонятно, можете еще раз написать – и с вами, братья и сестры, если вам это интересно, мы можем подробнее это разобрать. Эта тема имеет диетически-медицинский характер. Ну а как иначе? Становится понятно, почему святитель Игнатий об этом писал: если не обращать внимания, что ешь, как ешь, во сколько ешь, то никакой аскетики не будет.

Не случайно в монастырях есть порядок питания – по крайней мере, должен быть в определенное время обед, ужин. Вот к этому надо стремиться, и тогда чрево у нас будет потихонечку приходить в порядок. Желаю вам, дорогие братья и сестры, и в пост, и не в постное время взять себе за правило питаться традиционной нашей российской пищей. Не случайно же она у предков появилась: разные виды супов, вторых блюд. Какие овощи у нас были…

Не чипсами, гамбургерами, газировкой питаться – они просто убьют нас всех. А если мы будем аскетические правила применять, то будем здоровее и духовно сильнее – не дадим унынию цеплять нас. Человек так отравлен, что уныние тут же подцепляется: это одно из свойств уныния – нападать на больного, ослабленного, уставшего человека.

Поэтому, дорогая сестра, желаю вам продолжать заботиться о себе. И если вам, братья и сестры, пригодятся эти правила, которые мы назвали с вами, – слава Богу. Если что-то непонятно, пишите на адрес электронной почты kanev@tv-soyuz.ru. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Инна Золотовская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс