Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1042) → Важный и действенный стимул быть хорошим

Важный и действенный стимул быть хорошим

№1 (1042) / 1 января ‘20

Размышление

Когда я начал ходить в церковь, сбегая с занятий из тюменского университета, который находился от Знаменского собора прямо через дорогу, я не знал ни службы, ни молитв, но выстаивал службы напролет: в храме мне было хорошо. Если бы меня стали расспрашивать тогда о праздниках и таинствах, я бы только, наверное, пожал плечами. Но чудо в том, что Господь, когда мы приходим в Церковь, не смотрит на наш ум и знания, а смотрит на наше сердце.

Стульчик

В храме на службе рядом со мной стояла молодая беременная мама в худи с маленьким рюкзачком за плечами и сыном лет шести. Мальчик был полон энергии, постоянно что-то делал, что можно делать во время службы маленькому ребенку: рассматривал молящихся людей и фрески на потолке, перешептывался со знакомыми девочками из воскресной школы, пытался стоять на одной ножке, время от времени доставал из кармана маленькую красную машинку, чтобы тихонько катать по полу. В это время мама спокойно стояла и тихо молилась. Какая-то сердобольная старушка в юбке до пят и длинном платке предложила беременной маме маленький деревянный стульчик с мягкой обивкой, но та вежливо отказалась, а сын не отказался – тут же сел на стульчик, радостно дрыгая ногами, и стал катать машинку вокруг себя. Но уже через минуту оставил машинку и стал смотреть, как его мама благоговейно крестится и кладет поклоны. Затем тихонько встал, потянул ее за рукав, осторожно погладил по выпирающему животу и сказал: «Мамочка, садись, пожалуйста, на стульчик – тебе вредно долго стоять». Если сказать, что я просто загордился мальчиком, который всю службу разве что не бегал по потолку, значит – ничего не сказать. Вот за этим наши дети и ходят в церковь.

Там, где детей замечают

Приходит семья в кафе пообедать (папа, мама, маленький 7-летний сын), подходит официантка, принимает заказ у взрослых, затем неожиданно поворачивается к мальчику и спрашивает: «А что Вы будете кушать, молодой человек?». Мальчик удивленно смотрит на официантку, затем на родителей, а потом робко говорит: «Если можно, мне картошку фри и кока-колу». Официантка уходит выполнять заказ. Мальчик смотрит на родителей и радостно говорит: «Представляете, она думает, что я настоящий!».

Из опыта общения с детьми друзей, чьим крестником я стал и с кем стараюсь поддерживать дружеские отношения, скажу, что на земле очень немного мест, где маленького человека не только замечают, но и принимают по-настоящему, наравне со взрослыми. Не в смысле нагружают и строго спрашивают, а в смысле доверяют. И одно из таких мест – Церковь: там дети очень быстро постигают то, что в обычной жизни родителям приходится им буквально вдалбливать. В обычной жизни часто бывает, что ребенок так разбалуется, что потом с него спросить ничего нельзя, – им только умиляются и пылинки с него сдувают. А в Церкви дети удивительно быстро учатся терпению, ответственности, вниманию, труду и другим важным и необходимым в жизни вещам.

Это не значит, что нужно заставлять детей поклоны бить и молитвы наизусть читать; это значит, что на детях благодать Божия очень явно проявляется. Многие воспитатели и учителя мне говорили, что воцерковленные и обычные дети – это Небо и земля: обычные вредничают, капризничают, готовы все нервы взрослым вымотать, а другие просто кивают и молча делают. И не потому, что темные и забитые, а потому, что чувствуют себя ответственными по-взрослому. Это очень важный и действенный стимул быть хорошим, когда с тобой не сюсюкаются, а общаются как со взрослым человеком, на равных. Когда я жил в Боровском монастыре, мальчишки-алтарники порой нас, взрослых, прямо удивляли. Бывало, мы чего-то не успевали, особенно на праздники, забывали, а они бегут, глаза горят, все сделают и просят что-то еще – им интересно, им радостно. Особенно когда делаешь не для кого-нибудь, а для Самого Господа Иисуса Христа.

Темные православные и Христос

На днях прочитал колонку в журнале «Сноб», посвященную Пасхе, с красноречивым названием «На обочине Европы», где автор приводит результаты социологических опросов россиян о нашем самом главном христианском празднике. По опросу ВЦИОМ выяснилось, что 77% наших граждан точно знают, когда отмечают православную Пасху, но только 50% из них могли точно сформулировать суть праздника. При этом опрос фонда «Общественное мнение» показал, что таким же значимым праздником, как День Победы и Новый год, Пасху считают 68% россиян. В этом автор нашел очередное подтверждение своей антицерковности и дремучести верующих: «Ха-ха, нет, только посмотрите на этих православных – они празднуют сами не знают что, прямо умора!».

В таком отношении к людям есть что-то невероятно наивное и советское, как бетонный забор. В своей твердолобости мировоззрение либерального атеиста мало отличается от мировоззрения советского пионера с надувным бревном, гордо вышагивающим на Первомай. Советский пионер рождался с готовой картиной мира – он точно знал, что живет в главной стране на свете и нес бревно от рождения до смерти. Либеральный атеист появляется на свет уже полностью сформировавшейся личностью, убежденной, что точно знает, как в мире все должно быть. Знает лучше Того, Кто этот мир сотворил.

Для автора невероятно, что каждый человек по отдельности может расти, развиваться, открывать для себя какие-то новые важные вещи, о которых раньше и понятия не имел. Ему кажется дикостью, что люди, приходящие в церковь на праздник, могут не очень хорошо понимать его происхождение, а ведь в стране нескольким поколениям людей с детского сада промывали мозги воинственной, изощренной антицерковной пропагандой, всеми силами отбивали веру в Бога... У пионеров (хоть советских, хоть либеральных) так: если пионер захочет пойти в храм, то проснется сразу воцерковленным, что его ни спроси – знает лучше любых академиков-богословов. Для автора было бы откровением узнать, что жизнь в Церкви, как и любая другая жизнь, начинается с малого – с азов, с первых робких, не очень уверенных шагов и что люди, которых встречаешь в храме, могут в чем-то не разбираться. Читаешь, как старательно он собирает разные надуманные поводы не ходить в церковь – и его искренне жаль, ведь нет ничего хуже, чем жить в каком-то выдуманном идеальном мире, где все красиво и правильно. От этого и все беды у наших либералов: и страна для них не особенно хороша, и народ какой-то – не пойми что. Поэтому фу.

Если говорить обо мне, то когда я начал ходить в церковь, сбегая с занятий из тюменского университета, который находился от Знаменского собора прямо через дорогу, я не знал ни службы, ни молитв, но выстаивал службы напролет: в храме мне было хорошо. Если бы меня стали расспрашивать тогда о праздниках и таинствах, я бы только, наверное, пожал плечами. Но чудо в том, что Господь, когда мы приходим в Церковь, не смотрит на наш ум и знания, а смотрит на наше сердце и принимает упертую советскую бабушку наравне с самыми блестящими монахами-богословами, потому что Бог есть любовь, и эту тайну умом тоже почти невозможно объяснить.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-hristos-voskrese-stulchik;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-hristos-voskrese-tam-gde-detey-zamechayut;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-hristos-voskrese-temnye-pravoslavnye-i-hristos

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс