Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1042) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: О красоте

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: О красоте

№1 (1042) / 1 января ‘20

Архипастырь

Владыка, вопрос первый. Каноны красоты менялись, каждая эпоха приносила что-то свое. Но вот сейчас мы приходим к тому, что уже не говорим: модна худоба или пышное тело. Сейчас в наш обиход входит новое слово «андрогины»: это люди, но не понятно, кто перед нами – мужчина или женщина. Это смешение, тенденцию современной жизни как бы Вы прокомментировали?

– Мне кажется, это отчасти происходит потому, что мы боимся признать один парадокс: каждый из нас уникально красив. Боимся признать красоту в самих себе. Священное Писание прямо нам говорит, что Бог все сделал хорошо, и то, что мы называем красивым или некрасивым, – это действительно исключительно наше, субъективное восприятие.

К тому же на разных континентах восприятие разное. Кто-то умеет восхищаться женщинами и девушками в хиджабах и никабах, когда вообще не видно лица, а кто-то восхищается очень пышными формами. Недавно видел в одном журнале в аэропорту фотографии с показа мод на африканском континенте – знаете, там достаточно солидные женщины выступали. На самом деле, уж простите, я в этом небольшой специалист. Как я это вижу со стороны, человек не видит красоты Божиего мира в себе самом.

К этому есть стремление. Оно естественно: Бог сделал все хорошо, призвал нас быть хорошими, призвал нас к совершенству. И когда мы стремимся к совершенству, пытаемся найти его, некоторые из нас становятся на кривой путь, думая, что совершенство – это лишь внешнее изображение себя, но не внутреннее. Более того, внешнее совершенство приобретает иногда извращенные формы, о которых вы начали говорить.

Когда некое бесполое существо не выражает данного Богом образа, более того, нивелирует его до состояния животного мира, исключая в себе самом как раз то, что в нас самое ценное, – образ и подобие Божие.

Есть стандарт красоты, к которому все стремятся: 90х60х90, губки, бровки, реснички – все становятся одинаково красивые. Как, по Вашему мнению, бороться с этим – или принимать как данность?

– Опять о стандартах. Недавно со мной приключилась очень интересная история. Был в Троице-Сергиевой лавре, а там множество туристов из Китая – подъехал черный автобус, высыпала толпа. Я смотрю на лица китайцев, и мне кажется, что они совершенно похожи. И так получилось, что через переводчика заговорили с одним из китайцев, пока они все собирались. Спрашиваю: «Как вам у нас в России? Наверно, холодно?». Ну, какие-то обычные вопросы: «А как вам наши люди?» (смотрю вокруг: совершенно разные...). «Одна проблема есть». – «Какая?» – «Вы все на одно лицо».

И его ответ меня удивил – думаю: надо же, а ведь я с таким же внутренним смущением подошел к этому человеку – что все на одно лицо…. Видите, как каждый может замечать свое. И все мы действительно очень разные.

А что касается стандарта, о котором вы говорите, – он ведь навязанный. Это то, что, как мне думается, навязывается разного рода людьми, которые в том числе на этом делают определенного рода состояния: навязывают то, что нам не нужно. Это такой, знаете, агрессивный маркетинг, который, к большому сожалению, с полок в магазине перекинулся на лица, форму, одежду и те, кто поддается этому, в большей степени как раз становятся жертвами агрессивного маркетинга.

Банальный, может быть, вопрос: придет «усовершенствованная индустрией красоты» женщина: губы накачаны, бровки – батюшка скажет ей что-нибудь в храме? Сделает замечание? Или нельзя?

– В храм ведь приходят не оценить объемы и размеры тела, а чтобы найти в себе душу. И сразу вам скажу, что я в своей жизни встречал разных людей. Есть женщины, которые увлекаются бесконечным самоусовершенствованием, но при этом остаются и удивительно нежными, преданными супругами, мамами – я восхищаюсь их семьями; при этом они умело пользуются еще какими-то внешними способами приукрасить свое тело. А есть и другие примеры.

Одно от другого не зависит тогда, когда человек красоту видит как иерархию: от красоты внутренней – к внешней. Если нарушается эта иерархичность, то всегда происходит разрушение личности. Если нет внутренней любви к себе (не потому, что «я самый лучший, самый красивый, самый замечательный», а потому, что во мне есть дыхание Божие), то внешне вся моя красота, скорее всего, будет всего лишь ложным явлением на некоторое время – и не принесет подлинного внутреннего счастья.

И, кстати, увлеченные своим бесконечным изменением девушки приходят в храм и чаще всего говорят о своем глубоком одиночестве, бесконечных потерях, о том, что они очень несчастны и никак не могут встретить одну-единственную настоящую любовь, хотя все для этого вроде бы делают. Но, оказывается, внешняя красота только лишь на мгновение – знаете, как первый луч: кажется, он очень интересен. Но вот света становится больше, ты все разглядываешь… И когда глубже разглядываешь другого человека, находишь, что его внутренний образ, к большому сожалению, почти потерял свою красоту.

Наверно, такая мудрость приходит все-таки с каким-то опытом жизненным, возрастом? Подросткам сколько ни говори: «Ты прекрасен, даже если есть какие-то внешние несовершенства – красота внутри», – но эти слова их не успокаивают абсолютно. Они зациклены на своей внешности: как показывает статистика, 95% подростков недовольны своей внешностью. Как с ними разговаривать, как им что-то доказывать?

– Вместе с ними открывать для себя удивительные образы людей, в том числе (может, это кому-то покажется старомодным) из классической литературы. Людей, которые внешне, быть может, были совершенно некрасивы, но поступали с удивительным благородством. Знаете, если бы я воспитывал свою дочь, то чаще с ней ходил бы в детские дома, в детские больницы, проведывать знакомых, друзей, чтобы эта девочка, научилась любить и сострадать не потому, что там красивые или очень успешные люди, а потому, что они люди.

И когда она научится любить людей, мне кажется, она сможет сделать правильный выбор и для себя самой: что значит быть по-настоящему красивой и в чем красота заключается.

Мы очень часто, кстати сказать, избегаем, чтобы наши дети сталкивались с такого рода, как говорят, социальными проблемами, оберегаем их от всякого условного стресса и создаем какие-то идеальные, глянцевые условия. Вот на этом глянце они потом начинают скользить и, подскользнувшись, падают. Не нужно никогда лишать возможности посмотреть, что называется, на мир широкими глазами, на его многообразие – он очень большой и разный. Общаться с пожилыми людьми, посещать не только большие города с красивыми улицами, но и небольшие поселки, деревни, – тогда восприятие мира, на мой взгляд, будет намного правильнее.

Владыка, спасибо. На прекрасной ноте мы заканчиваем программу, но, я думаю, у Вас еще остались слова о красоте?

– Спасибо за нашу красивую беседу о красивом – мы обязательно продолжим этот разговор. Дорогие братья и сестры, мне кажется, что красивыми мы становимся тогда, когда красоту замечаем вокруг себя. В людях рядом с нами, в городе, где мы живем, в дороге, по которой ходим. Когда мы красоту замечаем вокруг себя и говорим: «Господи, как Ты все мудро устроил», красоты в нас самих становится больше. Красота есть Его образ и подобие, когда мы свободны и счастливы в своей любви, в своей дружбе, в своей вере и надежде. Пусть Господь каждому из нас, сотворив красивыми, помогает сохранять красоту в себе. Храни вас Господь!

Записала:
Инна Золотовская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Понять самую суть христианства

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В сегодняшнем апостольском чтении мы находим слова апостола Павла, написанные в тюрьме, в особо трудных для него обстоятельствах (Еф. 4, 1 – 6). Он был схвачен без всяких на то оснований и направил свое послание ученикам, оставаясь в темнице. Слова апостола Павла помогают нам осознать и величие его личности, и красоту учения, которое он проповедовал. О чем человек может писать из тюрьмы? Например, попросить передать ему вещи или продукты, о чем-то похлопотать, как-то облегчить тяготы заключения. Но о чем пишет Павел из тюрьмы, оказавшись рядом со смертью? Вот его слова: умоляю вас, братия, будьте снисходительны друг к другу, будьте терпеливы и созидайте союз мира и любви.

 
Беседы с батюшкой

Священник Илия Макаров: Празднословие и дар слова

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс