Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1040) → Архимандрит Савва (Мажуко): Шум бытия

Архимандрит Савва (Мажуко): Шум бытия

№47 (1040) / 9 декабря ‘19

Свет невечерний

Друзья мои, даже взрослые люди иногда задают себе вопрос: как жить, чему себя отдать, чему себя посвятить, где мой путь, где моя дорога? Представьте себе, как звучит этот вопрос в ушах подростка, если даже взрослые люди цепенеют от этой проблемы! Мы живем в очень пестром мире, где предлагаются много сценариев жизни, и всякий раз нам говорят: «Живи и ориентируйся на этого успешного человека. Посмотрите на Стива Джобса, а вот Уоррен Баффетт, а вот даже Рональд Рейган, а вот Джефферсон. Есть дневники, есть прекрасные литературные иллюстрации, как человек регламентировал свой день, успевая все делать, – остались ведь записи из дневников, мемуары, есть замечательная книга Даниила Гранина об одном из советских ученых, который научился так управлять своим временем, что успевал писать статьи, диссертации, переписываться со всем ученым миром и одновременно прочитывать множество книг, посещать театры, спектакли, концерты, вести очень активную общественную жизнь!».

Мы читаем все эти истории и думаем: «Боже мой! Ну что же я так живу! Утром проснулся – и думаешь: „Полежу-ка я еще часок». Обязательно съешь лишний пирожок, непременно будешь просто смотреть в окно полчаса и надевать носок еще следующие полчаса, потом следующий носок полчаса…». И бывает так, что день проходит с таким успехом, что ты не можешь ничем похвастаться. У меня есть приятель, который в своем дневнике непременно пишет о своих достижениях, успехах за месяц (сколько он написал статей или отправил писем) – я всегда чувствую себя в его компании немножко неполноценным человеком: меня пугают эти достижения.

Как нам быть? Есть ли какая-то, может быть, единая метода организации своей жизни? Или многозадачность, которую нам всегда бросают в лицо, – это нечто рассчитанное на сверхчеловека? Этот вопрос имеет духовное измерение не только в религиозном смысле, но и в сфере универсальной духовности: наша очень шумная и очень быстрая цивилизация требует от нас некоторой продуктивности. Этой продуктивности от нас требуют иногда даже работодатели, и люди чувствуют себя как-то закомплексованно, ведь я должен что-то предъявить (даже в своей духовной жизни), а я не умею. Что это – признак неполноценности, распущенность, лень? Или же у меня есть свой какой-то особый путь?

Мой любимый автор Рэй Брэдбери в одном из своих романов, который называется «Вино из одуванчиков», вывел фигуру прабабушки. Ей посвящено не так много страниц, как другим персонажам, но она – гений дома, в котором живет большая семья, списанная с семьи самого Рэя Брэдбери. Прабабушка начинает утро на кухне и целый день, как дух этого дома, парит на кухне, создавая какие-то совершенно невероятные блинчики, каши, котлеты, окорока – происходит что-то совершенно невероятное вплоть до того, что нормальные дети никогда не любят суп, а тут едят даже ее невероятные супы, так вкусно она готовит! Но у нее особый стиль: она готовит по наитию, по интуиции, то есть где-то схватывает щепотку перца, тут бросит лавровый лист, там подмахнет какими-то крупами... Этому она не училась, она не знает, как это все происходит, не может никому объяснить, как правильно нужно готовить, но получается просто невероятно вкусно.

И вот к ним приезжает погостить тетя – женщина очень рациональная, успешная, как мы бы сейчас сказали. Увидев это колдовство на кухне прабабушки, ее чары, ее музыку кулинарии, которая действует на нее просто как вызов, она тут же покупает бабушке специальные весы, кулинарную книгу, распределяет продукты по баночкам с надписями. Она требует, чтобы бабушка работала строго по методике, по рецепту: здесь нужно 100 граммов, здесь нужно 20 граммов, тут щепотка соли (причем щепотка сыпется специальными тщательно дозированными ложечками). И старенькая бабушка уже не может сопротивляться, не хочет никого расстраивать, поэтому пытается послушно действовать так, как говорит тетя – женщина волевая, успешная. И что получается? Бабушка теряет способность готовить, и все, что она делает по рецепту, невозможно взять в рот. Домочадцы из вежливости, конечно, сидят за столом, продолжают кушать, хвалят, но есть это невозможно, и бабушка совсем теряется. В конце концов кто-то из ребят предпринимает усилия, собирает чемоданы этой важной тети и выставляет ее за дверь, попутно сокрушая все коробочки, весы, дозаторы и так далее – и бабушка возвращается к своему обычному ритму.

Мне этот образ симпатичен – я очень интуитивный человек, не рациональный, и как я ни пытался себя прикрепить к какому-то дневнику, расписанию, где есть время читать, а здесь нужно вставать, тут нужно писать, – этого у меня никогда не получалось: есть люди ра-циональные, которые действуют строго по схеме, а есть музыканты, которым нужно идти за своим чутьем, за интуицией.

Я думаю, стилей жизни, стратегий, практик очень-очень много. Это необязательно интуитивный тип или рациональный; мне кажется, их гораздо больше, чем 2, больше, чем 10 (сколько людей, видимо, столько и стилей). И чем раньше мы найдем этот ритм, тем лучше.

Мне очень близка музыкальная метафорика – я много лет управлял хором, и каждый хоровик знает, что хороший певец, нужный человек в хоре – это человек, который слышит всю палитру звуков партитуры, интуитивно чувствует, где его партия, сколько голоса ему нужно дать, насколько громко, с какой динамикой, с какой драматургией, где нужно уйти, спрятаться, а где нужно вывести свою партию, поскольку он подхватывает свой мелодический рисунок, чтобы вторить другой партии. Так и человек должен найти в этом шуме бытия свой собственный ритм и мелодический рисунок. Он может быть рациональный, может быть интуитивный, может быть синкопированный (совмещающий рациональный и интуитивный стили). Я думаю, их очень много, как много музыкальных жанров, – но человеческих стратегий еще больше.

Поэтому, друзья мои, свойство, навык чувствовать свою партию, свой ритм и идти за своей интуицией, за своим чутьем – это важнейший навык, без которого нам очень сложно в этой жизни найти себя. Если ты не нашел свою партию, свой музыкальный рисунок и свой ритм, ты никогда не сможешь полностью раскрыться – тебе нужно будет постоянно доказывать другим, что ты нормальный человек, достойный член общества. Поэтому, друзья мои, как это ни странно, мы должны научиться слушать свою партию, найти свой истинный голос, свое истинное звучание в этом шуме бытия.

Записала:
Анна Солодникова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс