Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1039) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Десятая заповедь Закона Божия

Протоиерей Алексий Ладыгин: Десятая заповедь Закона Божия

№46 (1039) / 2 декабря ‘19

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029) – №45 (1038) 2019

Очень важно помнить об этих заповедях, ведь всякий закон говорит, что есть определенный порядок в этом мире. Духовные законы оформляют не только нашу земную жизнь, но и дают возможность приобщиться к вечности еще здесь, на земле. Поэтому очень важно прислушиваться к заповедям Божиим и всячески стремиться избегать грехов и поступков, которые им противоречат.

Итак, 10-я заповедь Закона Божия: «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». Замечательная заповедь была дана применительно к тому времени – сегодня мы можем добавить, что не должны желать того, что видим в повседневной жизни у всякого человека: ни мобильного телефона, ни машины, ни квартиры, ни прочего имущества, которое имеют наши ближние.

Святые отцы особенно обращают внимание, что 10-я заповедь – это переходный этап к христианству: она заставляет человека задуматься о его внутренней жизни, о помыслах, которые его посещают. Здесь говорится: «не пожелай». Почему же «не пожелай»? Желание – не суть дела, однако святые отцы отмечают, что наши мысли – уже первый шаг к воплощению желания, рождающегося в нашей душе и затем укореняющегося в нашем сердце. Каждый из нас должен стремиться к чистоте своих помыслов: они – семя, а дела, которые совершаются, – уже плоды посеянного в нашем сердце семени.

Когда мы говорим об этой заповеди Закона Божиего, нужно помнить: каждый из нас должен бороться с завистью, что рождается в нашем сердце. «Не пожелай» – это значит не завидуй тому, что имеет твой ближний. Зависть очень быстро растет в сердце, а затем человек совершает грех, так как не может отказаться от того, что появилось в его помыслах.

Конечно, многие подумают и скажут, что, вроде бы, не всегда это влияет. Не влияет только когда мы стараемся не заострять внимание на помыслах, зарождающихся в нашем сердце. Но если мы начнем с ними соглашаться, они будут укореняться, и потом в удобное время совершится зло, которое мы не смогли преодолеть.

Как же нужно жить, чтобы не было зависти и мы могли радоваться тому, что у нас есть? Мы с вами говорили, что не должны стремиться к богатству в своей жизни. Конечно, и бедность не приносит радости человеку. Поэтому премудрый так и молился: «Господи, не дай мне ни богатства, ни бедности, а только хлебом насущным питай мя на каждый день» – все необходимое должно быть в нашей жизни, а все относящееся к роскоши – лишнее и приносит нам не радости, а только заботы и попечения.

Богатый не может успокоиться, думая, что он еще не самый богатый, и человек, имеющий небольшой достаток, так же говорит о том, что ему еще больше хочется иметь. На самом деле нужно стремиться к необходимому. Если мы можем прокормить свою семью, у нас есть во что одеться, есть средства на образование и лечение – этого совершенно достаточно для жизни, даже если не будет чего-то, что относится к путешествию или дополнительному отдыху.

Мы должны довольствоваться тем, что имеем, а что имеет ближний, не должно нас интересовать: какой у него телефон, какая марка автомобиля, сколько и какой одежды он имеет (определенного бренда или совершенно простой). Ведь одежда нужна не чтобы выглядеть очень богато и подчеркивать, что мы можем себе это позволить. Она прикрывает нашу наготу, согревает нас или защищает от палящего солнца.

Так что самое главное – стремление к необходимому, и этого достаточно для полного счастья в нашей земной жизни. А когда мы начинаем завидовать, это всегда рождает злобу, приводит человека ко злу. Понравился тебе телефон, ты его, конечно, тоже хочешь иметь. Что нужно сделать? Нужно его украсть. Когда ты не борешься со своими помыслами, ты нарушаешь заповедь Закона Божиего и приходишь к греху воровства.

Если не бороться со своими желаниями, то, увидев богатое имущество своего ближнего, ты тоже захочешь иметь такое богатство. А чтобы никто не узнал о твоем грехе, появится желание обмануть или сказать какую-то ложь, неправду. Некоторые доходят даже до убийства – до еще большего греха. А корень всех грехов – в том, что мы не смогли победить свои помыслы, свои желания. Поэтому Господь и говорит: «Не пожелай» – ни в коем случае в твоем сердце не должно появиться желание обладать чужим имуществом. Это будет рождать в тебе зависть, а она будет приводить тебя ко греху.

Что делать в этом случае? Как победить этот грех, эту страсть и желание иметь лучшее? Конечно, должна быть борьба со своими помыслами, нужно стремиться к их чистоте, очищать их. Святые отцы рекомендуют нам произносить сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, то есть Иисусову молитву, или молитву «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»: нужно занимать свой ум, чтобы он не был праздным – праздность рождает различные мысли.

Конечно, нужно и хранение зрения… Один из подвижников благочестия сел напротив поля, где росли огурцы, вынул кусок хлеба и стал есть. И у него появилось желание сорвать огурец: мол, ничего страшного в этом нет, и огурец с хлебом – это сытно и вкусно. Но потом он подумал: «Если я возьму огурец без разрешения, то согрешу воровством, и Господь меня обязательно осудит – во время Страшного Суда Он скажет, что я совершил этот грех, и даст мне какое-то наказание. А если будет наказание за мой грех, то я должен знать, смогу ли я вытерпеть его». И тогда он встал под лучами палящего солнца, которые обжигали все его тело. Так он простоял день, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и стал изнемогать и говорить себе: «Ты даже на солнце не можешь стоять, изнемогаешь от жары. Как же ты сможешь выдержать те наказания, которые Господь тебе даст за допущенные в земной жизни грехи?».

Подвижники всячески убеждали себя не поддаваться соблазнам или старались испытать хотя бы частицу страданий, которые могут быть в вечности, поэтому они всегда отказывались от грехов и боролись со своими помыслами. Конечно, молитва и чтение Священного Писания тоже помогают в этом случае.

Помыслы должны иметь чистоту. Мы понимаем, что победить их очень трудно, и у нас идет борьба за чистоту наших помыслов. Мы не можем прочесть утренние, вечерние молитвы, чтобы нас не искушали какие-то мысли: ты уже прочел вечернее правило, но вроде как не молился, а где-то пребывал в это самое время – в каких-то делах, занятиях или размышлениях. Мы понимаем, что трудно заставить себя молиться даже на богослужениях.

Это борьба всей нашей жизни – чтобы у нас были чистые помыслы. Но опять-таки Церковь говорит, что этого могли достигнуть и достигали многие подвижники благочестия. Конечно, они уходили из мира, чтобы их ничто не соблазняло и не искушало. И когда они приучали свои мысли к такой чистоте, тогда возвращались в мир.

Один подвижник благочестия пробыл много-много лет в пустыне, в горах, молился, посвящал всю свою жизнь Богу, думал только о Господе и достиг определенной высоты. И когда он вернулся в свое селение, то про него говорили: «Надо же, Лавр, как ты изменился!». И все говорили между собой: «Лавр достиг такой высоты и чистоты!». А другой сосед посмотрел на него и говорит: «Я тоже хочу таким быть. Я пойду в горы, в пустыню и буду подвизаться». Подвизался он там немного, месяц, и вернулся назад. Его спрашивают: «Ну, как ты подвизался? Чем ты там занимался? Как проходил твой подвиг?». Он говорит: «Я прелюбодействовал, убивал, воровал, объедался все это время». Ему говорят: «Как? Что ты говоришь? Ты же был в пустыне! Ты был там один, кого же ты там мог убить? С кем ты мог прелюбодействовать? Чем ты вообще мог там объесться, обпиться? Там же нет ни еды в достаточном количестве, ни воды». Он говорит: «В помыслах я делал все это, значит, я делал это и в своих делах и поступках».

Этот пример очень яркий – он свидетельствует, что человек может даже и не совершать грехи, но в помыслах постоянно их совершает. Поэтому Господь и говорит, что именно помыслы – причина наших грехов. В Священном Писании сказано, что мы обязательно должны противостоять этим грехам. Святой апостол говорит так: «…имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7, 1).

Худые помыслы – семя греховной жизни. Мы всегда должны помнить, что размышления, о которых мы говорим на наших беседах, основываются на Священном Писании и на высказываниях святых отцов.

«Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления», – говорится в Евангелии (Мф. 15, 19). «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4, 1), «каждый искушается, увлекаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех – смерть» (см.: Иак. 1, 14–15). Эта особая мудрость заложена в Священном Писании.

Конечно, мы ни в коем случае не должны желать того, что имеют наши близкие, но в то же время мы определили, что корень всего – наши мысли: в них рождается всякий грех (не только зависть, но и другие грехи). Мысли приходят, но, если мы их не принимаем, они отходят. Как их победить? Читать Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся», «Отче наш», то есть изгонять эти мысли из себя молитвой. А если мы их приняли, затем начали размышлять о них, они начинают нас услаждать, появляется желание полностью совершить грех.

Заповедь научает каждого из нас молиться, трудиться в своей духовной жизни. Мы думаем, что если будем совершенно свободно жить так, как живет современный человек, то это нормально. Нет. Святой апостол Павел говорит: «Блюдите, как опасно ходите». Враг рода человеческого желает нам всяческого зла, поэтому мы не знаем, когда впадем в грех. Господь говорит: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мк. 14, 38). Духовная жизнь должна присутствовать в нас, и тогда мы будем удаляться от греха. Иначе грех будет очень легко входить в нашу жизнь, и мы будем только сожалеть о нем, но уже противостоять ему не сможем. Поэтому святые отцы особенно обращают внимание на эту заповедь Закона Божиего. И не случайно говорят, что она становится переходным моментом от Ветхого Завета к Новому, к совершенно другой, христианской жизни – возвышеннее, духовнее, милосерднее, сострадательнее, с поиском духовного пути, помогающего человеку не только не совершать грех, но и бороться с его корнем, с семенем, как говорят святые отцы.

Предыдущие заповеди, о которых мы с вами говорили, совершенно другие: они очень строго настраивают нас на отношения с Богом – там говорится о действиях. Возьмем 1-ю заповедь Закона Божиего – вот такие отношения должны быть с Богом: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будет тебе других Богов кроме Меня» – очень строгое отношение к себе, к своим действиям и поступкам по отношению к Богу: есть Единый Бог – Ему и служи, да не будет у тебя других богов, ты не имеешь права ни говорить о других богах, ни прославлять их.

2-я заповедь тоже говорит об определенном действии: чтобы мы не сотворили себе кумира. Затем говорится уже о важности слова, как мы к нему должны относиться: слово тоже имеет огромную важность для нас – это то, за что человек уже осуждается. Оно рождает либо славу, либо хулу, и мы должны произносить его очень внимательно и давать каждому слову оценку. А все начинается просто: не упоминай имени Господа Бога твоего всуе. А через что мы упоминаем его всуе? Через слово. И слово является ответным, ибо за всякое праздное слово мы дадим ответ перед Богом.

Конечно, должно быть внимание к духовной жизни через 4-ю заповедь Закона Божиего – определенное отношение к родителям. А затем уже идут действия по отношению к близким, которые нас окружают. Мы не должны их ничем обидеть. И здесь наши действия порой бывают очень грубы, порой даже приводят к точке невозврата. Чтобы этого не происходило, Господь последней заповедью обращает внимание на то, как мы должны относиться к своему ближнему: мы не должны его обижать не только делом, но даже помыслом, своей мыслью или желанием.

Вся наша внутренняя жизнь должна сосредоточиваться на нас самих: мы сами должны следить за движением своего сердца и своей души, и тогда мы не будем совершать грехов. Ведь Господь через Закон очень четко открывает нам великую тайну: мы должны следить не за жизнью ближнего, а все силы направлять на свою жизнь, как земную, так и духовную, внутреннюю.

Ближний будет отвечать за себя, и каждый из нас будет отвечать за себя. Поэтому Господь направляет такое пристальное внимание на нашу духовную жизнь, на наши действия и поступки. Господь тем самым оформляет человеческие отношения, которые не должны выходить за рамки духовного закона, потому что свобода может рождать произвол и безответственные поступки.

Мы говорили о том, что Господь дает нам Закон не чтобы нас ограничить, а чтобы мы поняли, что за границами его наступает страдание человека: нарушая закон, он затем несет ответственность и приобщается к последствиям нарушения. Когда мы видим 10 заповедей Закона Божиего, мы начинаем понимать, что Господь нас действительно ограждает, сохраняет и оберегает. Есть духовный закон, и нам следует его исполнять. Этими словами я бы хотел закончить цикл наших бесед о заповедях Божиих. И дальше мы приступим к изучению Символа веры: он тоже очень интересен и важен для нас – это основы нашего вероучения и духовно-нравственной жизни человека.

Записала:
Инна Корепанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс