Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1039) → Протоиерей Андрей Канев: Уныние – пиявка, которая, присосавшись к душе, незаметно вытягивает духовные соки

Протоиерей Андрей Канев: Уныние – пиявка, которая, присосавшись к душе, незаметно вытягивает духовные соки

№46 (1039) / 2 декабря ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №45 (1038) 2019

Братья и сестры, у нас получился большой цикл бесед, где мы с вами беседуем о вопросах, присылаемых вами в письмах. Еще раз вас благодарю: это на самом деле очень интересно.

Давайте разберем очередное письмо. Телезрительница пишет: «Вопрос у меня более практический и точечный. Расскажите, пожалуйста, о страсти празднословия – как она проявляется в нашей современной жизни, в чем конкретно, в каких действиях? С чем ее не надо путать? Если можно, приведите, пожалуйста, примеры. Так будет нагляднее и понятнее. У меня с пониманием этого греха возникает путаница и, соответственно, сложность, чтобы увидеть его в себе». Вопрос хороший, интересный.

Сначала разберемся в понятиях. Страсти празднословия нет – есть грех празднословия. Давайте попробуем разобраться, что такое празднословие. Это слово происходит из церковнославянского языка, древнерусского языка: «праздный» – значит «пустой», в переводе на современный русский язык «празднословие» – это «пустословие». Как оно проявляется? Мы так устроены, что можем словами думать, выражать свои мысли, чувства, стремления, потребности, общаться – это великий дар, не случайно Господь в Евангелии говорит: от слов ваших осудитесь, от слов ваших оправдаетесь. Как мы этот дар используем? Как в нашей обычной, бытовой жизни проявляется празднословие? Когда мы начинаем со своими знакомыми общаться и обсуждать пустоту, что является пустотой? Живем как живем. Наша речь выражается в первую очередь в смысле.

Важно понимать, что празднословие – это когда мы говорим пустые по смыслу вещи. Пустые – необязательно бестолковые. Допустим, прибегает ребеночек к маме и начинает (с точки зрения высокого смысла, взрослого рассуждения) говорить пустые глупости: как он бабочку увидел, лепечет что-то, фантазирует. Это празднословие или нет? С точки зрения смысла, это пустые вещи: здесь нет никакой мысли, идеи, но с точки зрения происходящего – это общение ребенка с родителями, выражение эмоций, которые он переживает; как может, так и говорит, и это не празднословие – это общение.

Но, бывает, взрослые общаются друг с другом и говорят о пустых вещах, бесполезных, более того – вредных. Что это такое? Когда мы начинаем какого-то человека обсуждать за его спиной. Это и празднословие, и осуждение, и превозношение над ним. Празднословие – грех, относящийся к нескольким страстям. Корень этой страсти – в первую очередь уныние, страсть очень липучая, очень тягучая, незаметная.

Я уже много раз говорил (и буду повторять), что мы живем во время очень большого уныния, когда мы загружены-перегружены, находимся в стрессах, не следим за собой, за своим здоровьем. Такое состояние отравленности, подавленности, бессилия очень легко рождает страсть уныния. Человек начинает развлекаться, вместо того чтобы заниматься серьезными делами: помнить о спасении, плакать о смерти, бороться с грехами. Особенность этой страсти – в том, что человек перестает за собой следить, и настрой внутренний теряется.

Уныние –пиявка, которая, присосавшись к душе, незаметно вытягивает духовные соки. Я образно говорю. Очень похожий процесс. Как этот паразит вытягивает кровь из своей жертвы, так и уныние вытягивает духовное настроение. Человек вроде бы был бодрым, настраивался на спасение – и вдруг одна ошибка, вторая, четвертая, пятая, и ему уже молиться неохота, духовную книгу скучно брать, на молитвенное правило себя трудно поставить, в храм уже не заставить пойти: скучно, трудно – столько забот разных появится...

В том числе появляется свойство, когда человек перестает за собой следить в речи. Это тоже очень важно. Ведь при кратком исповедании своих грехов мы говорим: делом, словом, помышлением... Словом можно поддержать человека – и словом можно убить: морально и даже физически довести человека до гибели. Слово – серьезное оружие.

Когда мы начинаем унывать, мы начинаем заниматься пустыми развлечениями. Пустословие – когда мы со своими близкими людьми, друзьями начинаем говорить «ни о чем», болтать всякую ерунду. Тут еще надо различать, с чем это не нужно путать: бывают бытовые разговоры – представьте дружную семью: муж пришел домой и рассказывает жене, как он провел день. Я думаю, у большинства из нас день проходит однообразно, никакого высокого духовного смысла нет: «Иванова видел, Петрова, 100 деталей выточил, с мастером пообщался, в трамвае то-то видел, зашел в магазин, купил хлеба» – с точки зрения высокодуховных рассуждений, в семейной жизни – пустота. Но, с другой стороны, это не пустота, а общение душ жены и мужа.

Я приводил пример общения с нашими прихожанами. Муж в командировке, звонит жене, давно не виделись, он спрашивает простые вещи: «Как собака? Как картошка растет? Как погода?». Если бы это было написано в тексте, – ни о чем этот текст. А между строк – смысл глубокий: это общение между супругами – общение душ.

Часто в письмах, в общении с людьми видим, что супруги перестали просто общаться друг с другом (или этого очень мало), каждый «залипает» в своем гаджете – один сидит в телевизоре, другой в компьютере, третий в телефоне. Мы просто не общаемся. Поэтому, считаю, простые семейные разговоры о себе, друг о друге, как дети провели день, какие чувства, мысли, – это не празднословие.

Празднословие связано с унынием, с отсутствием смыслов, с развлечением пустым. Приведу примеры – я дважды встречал на практике неправильное понимание, как воздерживаться от пустословия.

Моя знакомая, пожилая женщина, заболела и пригласила меня домой, чтобы причастить ее и исповедовать. Я приехал, исповедовал, мы почитали молитвы, причастились. И потом пауза – священнику надо все сложить, сосудики привести в порядок, хорошо их вытереть, чтобы частичка не осталась, разложить... Это же действия. У нас нет в культуре такого, что ты пришел, как робот, сделал что-то, сказал: «До свидания», – повернулся и ушел; все равно есть какое-то человеческое общение – поздравляешь с Причастием, говоришь какое-то пожелание...

И я увидел мучение человека: она, видимо, где-то прочитала, или услышала, или так поняла, что после Причастия надо всегда молчать, – и вместо того чтобы с этим разобраться, посоветоваться, человек понял как понял. Понятно, что после Причастия не надо празднословить, болтать со всеми, обсуждать жизнь звезд, надо за собой последить: день Причастия – особенный день. Но человек это понял абсолютно в другом значении… Я вижу, что и ей самой неудобно. Мне неудобно, я понять не могу, что происходит, я говорю: «С Причастием!», а человек молчит и страдает. Я собрался в полной тишине, чувствуя себя не в своей тарелке. Надел обувь, удалился и только потом разобрался, что человек так понял все – аскетически. Это неправильно…

Есть такое выражение интересное: вежливость родилась, когда умерла любовь. Если мы скажем «здравствуйте», «до свидания», «будьте любезны» – это не празднословие, а выражение отношения к человеку. Поэтому такая крайняя борьба в представлении о пустословии неправильная. Человек попал в неудобную, неловкую ситуацию…

Другая ситуация была в молодой новоначальной семье христиан, которые только-только пришли в Церковь. И часто у таких христиан, которые не советуются и не живут еще в традиции приходской и церковной, происходят эксперименты. Супруга поняла, что надо хранить уста – не празднословить, она просыпается утром и думает, что до молитвенного правила нельзя говорить, болтать о пустом, как она считает. Встает супруг и говорит: «Дорогая Машенька, сколько времени?». А супруга молчит как партизан, который попал к фашистам в плен. Он понять не может, что происходит, спрашивает: «Что с тобой случилось?», – она молчит, но терзается. Назревает семейная проблема – муж думает, что она на него обижается, а это, оказывается, у человека аскетические эксперименты.

Это, конечно, совсем неправильно, и это не борьба с пустословием: ответить мужу, сколько времени (не отвлекаясь на самом деле от молитвы). Такие не свойственные мирянам духовные эксперименты рождают недоумение, а потом отношение к верующим людям как к каким-то странным. Получается, мы сами провоцируем такие вещи.

Что касается празднословия, давайте дальше разберем. Это пустые слова – это, конечно, не означает, что друзья, которые давно не видели друг друга, встретятся и должны общаться, как два компьютера. Понятно, что людям приятно пообщаться друг с другом, они вспомнят юность, учебу. Это пустословие или нет? С точки зрения смысла они ничего особенного не сказали, никакой новой мысли не родили – тут нет никакой философии или богословия, обычная человеческая вроде бы болтовня.

Но, с другой стороны, это общение душ, ведь это два родных человека – у них юность прошла вместе, они вместе жили в общежитии, у них был один научный руководитель, и вот они общаются друг с другом. Или они вместе служили в армии, вспоминают какого-нибудь старшину или сержанта. Это пустословие? Я считаю, что нет: это общение душ, у них какая-то совместная история, они хотят поделиться воспоминаниями, это важные вещи. Но если они вспоминают, какие все кругом плохие и как кого обидели, это уже относится к другой страсти – к ущемленной гордыне, к страсти гнева.

Празднословие еще может быть связано через уныние со страстью тщеславия, когда мы не следим за собой: у человека соединилась страсть тщеславия со страстью уныния, он перестал за собой следить и начинает болтать, о себе рассказывать – это уже пустота. Что о себе рассказывать, о своих делах, когда это не семейное, не дружеские отношения, а именно в рабочей обстановке?

Сестра спрашивает, как это проявляется в нашей современной жизни.

В нашей современной жизни празднословие часто выражается в современной форме общения через средства коммуникации. Например, через интернет пустословие выражено написанными словами. Допустим, когда начинаем переписываться в социальных сетях междометиями, картинками: нет смысла в виде слов и в виде передачи чувств. Человек «залипает» в этом и находится в зависимости. Это точно пустословие, здесь точно надо следить за собой.

Если еще глубже копнуть, пустословие может выражаться и в молитве, когда мы начинаем молиться и не понимаем смысла произносимых слов, когда не вкладываем в это значения. Когда слово несет свою духовную силу? Когда человек понимает, о чем он говорит: звуки и смысл соединяются вместе. А когда мы произносим слова молитвы и не понимаем смысла, тогда точно пустословие получается. Внимания нет, ум не ухватывает те слова, что мы произносим.

В Евангелии Господь сказал: «Пусть будут слова ваши: да, да; нет, нет. А все остальное от лукавого». Конечно, это не к бытовой жизни относится, не к общению между супругами или между родителями и детьми. Безусловно, это есть, но надо быть кратким в своих беседах.

Особенно тяжело слушать людей, когда они «по древу растекутся», и нужно очень много сил, чтобы понять, что вообще человек хочет сказать. Понятно, что надо готовиться к беседе с другим человеком, нужно точно выражать свою мысль – это не просто так, надо работать над этим. Но эти слова Господа можно относить как раз и к молитве, когда человек начинает молиться. Допустим, его близкий, родной человек – безбожник и откровенно живет в смертных грехах. А человек начинает о нем молиться и просить: «Господи, подай Духа Святого этому человеку». Как можно дать Духа Святого человеку, если он безбожник? Это как раз и есть пустословие в молитве. Можно же о другом просить: «Господи, приведи его к вере, к покаянию», надо же с этого начинать. Поэтому, с одной стороны, звучит просто: празднословие, пустословие. А с другой стороны, не так это и просто. Конечно, надо быть к себе внимательным.

Давайте подытожим. Пустословия не должно быть в молитве – надо просить у Господа для себя главного. А то, получается, мы просим у Господа того, от чего потом сами же впадаем в печаль и выражаем недовольство.

Допустим, мы говорим: «Господи, дай нам смирения». Хорошее качество, мы же все время слышим, что смирение – это хорошо. А как рождается смирение? Оно рождается от опыта, оно не рождается само по себе: ты проснулся и стал смиренный. Смирение –противоположность тщеславию, а тщеславие и гордыня очень часто лечатся падениями, оскорблениями, неприятностями. И мы говорим: «Господи, дай нам смирение», и Господь дает нам легкий урок, когда кто-то из близких начинает нас воспитывать. И что мы начинаем делать в итоге? Мы начинаем скорбеть, говорить что-то в ответ, и в итоге опыта смирения у нас никакого нет. Чтобы увидеть эту страсть в себе, надо быть внимательным в социальных сетях, не вестись на переписку, где идут только смайлики, не вступать в полемику с какими-то людьми, которые и не собираются серьезно спрашивать о вере.

Я тоже сталкивался с этим. У нас в Церкви сейчас ставится вопрос о присутствии христиан в интернете, мы пытаемся найти себе там паству, хотя у нас на приходах живые люди, занимайся ими, это бесконечная работа. И вот неопытные миряне, не крепкие в вере, в духовной жизни, начинают защищать веру – и выходит криво, косо. Это точно пустые вещи. Этим должны заниматься профессионалы, иначе просто не будет никакой пользы. Очень часто нужно промолчать на оскорбление – не на все оскорбления надо брать шашку, гранату и защищать веру именно таким путем: часто в интернете бывают люди, которые настроены бесами, они начинают специально «поливать» веру – они не хотят найти истину, это просто хулители. Поэтому есть такое Евангельское выражение: «Не мечите бисер перед свиньями». Одно дело – свидетельствовать о вере своей жизнью, своими делами, а другое – пытаться людям, которые насмехаются, что-то доказывать. Никакой пользы от этого не будет. Поэтому давайте попробуем разобраться в себе, чтобы не зависать в социальных сетях, чтобы на работе не заниматься болтовней вне деловых разговоров.

Если мы звоним по телефону и наши разговоры длятся по полчаса или час, то надо подумать, проанализировать, точно ли мы говорили по делу. Можно и с родственниками поговорить немного: поговорили о деле, спросили, как дела, пообщались немного, рассказали о себе, а иначе – сами знаете, чем это заканчивается, начинаем за здравие, а заканчиваем за упокой (я имею в виду грех осуждения и так далее). Поэтому путаться не надо, надо смотреть, о чем мы говорим, в какой обстановке, с каким сердцем, с каким настроением.

Если христианин за собой следит, у него празднословия будет гораздо меньше. Так что помоги вам всем Господь, братья и сестры, за собой следить – это очень важно.

И напоминаю, что пустословие – это не только то, что мы говорим и пишем. Сейчас интернет заполнен совершенно пустыми новостями, какими-то измышлениями: видишь какое-нибудь яркое название – допустим, «Как заточить хозяйственный нож» (а я не умею), – открываешь, а там не то что про нож, а какой-то неумеха пытается что-то писать. Такого материала очень много, это тоже относится к страсти праздного времяпрепровождения и пустословия. Поэтому давайте сами не будем плодить пустоту, будем беречь свое внимание.

Я хотел бы показать вам книгу «Кто жаждет, иди и пей» – путеводитель по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). Книга издана недавно, ее составил Юрий Владимирович Романец, доктор юридических наук, профессор Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Понятно, это не его научная работа, а движение его сердца: он любит святителя Игнатия, его труды и создал такую энциклопедию. Кто хочет разобраться в вопросах духовной жизни, читает святителя Игнатия, любит его или хочет начать изучать, я рекомендую: не терять времени и приобрести эту книгу – она удобна тем, что в ней, как и в любой энциклопедии, выбраны цитаты святителя Игнатия по конкретным темам, касающиеся духовной жизни. Можно посмотреть в интернет-изданиях или в ваших церковных лавках: это действительно очень полезная вещь. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Инна Золотовская
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс