Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1037) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Восьмая заповедь Закона Божия

Протоиерей Алексий Ладыгин: Восьмая заповедь Закона Божия

№44 (1037) / 18 ноября ‘19

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029) – №43 (1036) 2019

Мы уже говорили о 7-й заповеди Закона Божия – не прелюбы сотвори, о важности целомудрия, о том, что с нарушением этой заповеди связаны и другие грехи, приводящие человека к страданию. Сегодня будем говорить о 8– й заповеди Закона – не укради.

Господь заботится обо всех людях рядом с нами, окружающих нас, которым мы своими действиями можем причинить зло, и научает нас одной очень важной истине. Премудрый Сирах говорит так: «Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом». Эти удивительные слова Священного Писания предписывают нам довольствоваться именно тем, что у нас есть.

Сами по себе и богатство дает человеку немало хлопот и забот, и бедность причиняет немало страданий. Но Господь призывает нас иметь все необходимое и довольствоваться тем, что имеем: для жизни человека на самом деле не так уж много и нужно. Поэтому когда человек нарушает заповеди Закона Божия, он прежде всего старается иметь нечто лишнее, что не идет ему впрок и приносит немалые страдания.

Не укради. Кто согрешает против этой заповеди, кто становится ее нарушителем? Конечно, те, кто, в первую очередь, занимаются грабительством – это грех, когда человек обкрадывает другого человека (помните Евангельское повествование, как человек попал к разбойникам и ему помог благочестивый самарянин?). Грабили во все времена, когда человек где-то путешествовал, и по сей день этот грех остается насущным: немало в последнее время говорили о людях, которые просто останавливали машины, убивали водителей и грабили их имущество, находящееся в автотранспорте, и сами транспортные средства тоже похищали. Этот грех тоже очень сильно в настоящее время распространен, и Господь особо отмечает, что человек должен следить за собой, ведь всякий нарушающий эту заповедь Закона Божия не войдет в Царствие Небесное. Нужно быть очень внимательным.

Против этой заповеди согрешает и тот, кто крадет по ночам. Естественно, вор хочет, чтобы его не заметили: он делает все тайно, чтобы об этом никто не узнал, никто его не увидел. И даже сегодняшние охранные средства не всегда помогают – человек ухищряется настолько, что умудряется пройти незамеченным под камерами или изменить свой лик так, что его порой и не находят. Такого называют «тать» – вор, который приходит в ночи и крадет у других имущество.

Эту заповедь Закона Божия нарушает и ворующий с разными ухищрениями. Действительно, очень по-разному человек может воровать за счет обмана. Очень распространен обман фальшивомонетчиков, которые делают ложные купюры и затем их распространяют, тем наживаясь. С этим ведут борьбу и государство, и люди, занимающиеся торговлей, ведь они получают убытки, если такие монеты или такие денежные купюры приходят к ним.

Конечно, воруют и те, кто за счет обмана обвешивает, или выдает плохой товар за хороший, или когда делают на товаре, имеющем небольшую себестоимость, большую накрутку – это тоже воровство: хотя сейчас это называется каким-то бизнесом, на самом деле это – воровство, действительно неправильное (обманное) приобретение средств…

Против этой заповеди согрешают и те, кого мы называем мздоимцами – дающие взятку, какие-то подарки человеку, от которого что-то хотят получить, то есть человек подкупает другого. И тот, кто дает, и тот, кто берет, особенно согрешают против этой заповеди: начальник должен начальствовать по правде и Закону Божию. Но и судья, который берет взятки и ложно осуждает человека, нарушает эту заповедь Закона Божия, ведь суд должен совершаться в правде и истине.

Священное Писание нам говорит, чтобы мы внимательнее были по отношению к своим близким. «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! За то, как огонь съедает солому и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах», – говорит пророк Исаия. И через Моисея говорит Господь: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» – за счет даров не замечают нужных грехов и пороков и осуждают не тех, кто должен получить наказание, а невиновных.

Святитель Тихон Задонский говорит удивительные слова: «Многие, продавая свой товар, продают и совесть свою, а с совестью и душу, и вечное свое спасение, и покупают себе вечную погибель. Это те: 1) Которые продают гнилую вещь за хорошую и худую за добрую, как-то: немощную скотину за здоровую, которую обычно выкармливают, чтобы она людям доброй показалась. 2) Которые продают одну вещь за другую, как-то: куницу за соболя, хрусталь за алмаз, и прочее. 3) Которые продают всякую дешевую вещь за дорогую. 4) Которые мешают воду в вино и песок или иное что-либо тяжелое в соль для большего веса». Он говорит, что еще более повинны те, которые во лжи клянутся и своею клятвою покрывают свой обман и лихоимство, но нажитое таким образом впрок не пойдет – оно сделает себе крылья и, как орел, улетит в небо.

Это очень распространенный грех, особенно сегодня, в наше время, когда попираются всякие нормы, законы – не только Божии, но всякие нормы человеческих отношений. Мы с вами, например, уже давно говорим, что не вкушаем хороших, натуральных продуктов, ибо все, что нам продается, с какими-то разными добавками, которые выдаются за натуральные ингредиенты. Мы уже видим, что вместо сгущенного молока на 90% пальмовое масло, вместо каких-то натуральных продуктов мы вкушаем самые разные, где вкусовые добавки, улучшающие вкус, но очень сильно вредящие человеку. Это тоже воровство, и эта прибыль – ложь, обман, воровство, и за это человек тоже будет наказываться.

Святитель Тихон говорит очень хорошие слова, что впрок эти деньги не пойдут, они будут иметь крылья и улетят, как птицы, в небо: ты не попользуешься этими средствами, они тебе не принесут никакого добра. Особое внимание каждый из нас должен уделять этим вещам – прикрытому обману и незамеченной краже (сегодня говорят, что это очень хорошее предпринимательство).

На самом деле человек, который живет по Закону Божию, должен честно трудиться и тем оправдывать деньги, которые он получает. Об этом мы еще поговорим.

Следующее, о чем мы будем говорить, это тунеядство (тунеядец тоже нарушает эту заповедь: он – это не просто человек, который не работает). Действительно, есть люди, которые не работают: они тоже крадут средства у своих ближних, что их кормят, одевают, обувают, заботятся о них. Как говорит апостол Павел, если кто не хочет трудиться, тот и не ешь: каждый должен питаться от трудов рук своих. Поэтому каждый должен трудиться, и в этом есть заповедь Божия, особенно для каждого мужчины – если женщине заповедь дана, чтобы она в муках рожала детей (и основное делание женщины, конечно, чадородие), то всякий мужчина должен в поте лица добывать хлеб свой: он работает, чтобы прокормить и себя, и своих детей, свою семью, заботится, чтобы у них была одежда, чтобы дети получили достойное образование, встали на правильный путь жизни.

Бывают и другие люди, которые называются тунеядцами: те, что ходят на работу, но не работают – под разными предлогами занимаются какими-то посторонними делами, то есть неправедно получают деньги – крадут их у работодателя. Поэтому всякий человек, который идет трудиться в то или иное место, в ту или иную организацию, должен полностью отдаваться своему делу, за которое он получает определенные средства: всякий труждающийся достоин пропитания, но в то же время если ты не трудишься достойно, то и не достоин той зарплаты.

Многие даже жалуются: «Вы нам не платите, не даете денег». Но если вы не отдаетесь полностью тому делу, которое делаете, то и не получаете средства: это понятно. А некоторые говорят: нет, я чуть-чуть тут побыл, отдайте мне вот столько и столько… Чтобы получить столько, вы должны потрудиться очень хорошо и показать определенный результат труда.

Поэтому мы стремимся с детства научить всех этому труду, особенно детей, понуждая их к домашней работе (уборке, мытью посуды, поддержанию порядка в своей комнате). Это все борьба против лени, а если человек не будет лениться, то будет достойно трудиться. Если он будет достойно трудиться, будет достойно и получать, а если не будет трудиться и получать, тогда будет красть, а это нарушение восьмой заповеди Закона Божия.

Против этой заповеди также согрешают те, кто дает деньги под проценты: так их давать нельзя – всякий занимающий и так имеет какую-то нужду, у него не хватает средств для жизни, а если на него еще налагается дополнительное бремя, еще и требуют проценты, человек попадает в долговую яму, из которой не может выбраться. От этого – уныние, от этого бывают у человека самые разные плохие мысли, и порой некоторые доходят до суицида, до убийства.

Поэтому дающий другому деньги под проценты согрешает. Сегодня на этом строится большая часть бизнеса, и есть какие-то маленькие фирмочки и организации, дающие деньги под проценты. Люди попадают в эти сети, потом их начинают шантажировать, преследовать.

В таком очень мрачном состоянии находится сегодня общество, забывая, что Господь Своим словом сказал никому не давать деньги в рост, то есть никогда не наживаться на деньгах. Даже одно время в Византийской империи государство запрещало банкам, государственным структурам давать деньги в рост, потому что это противоречит Закону Божию.

Сегодня мы отходим от Закона Божия, называем эти вещи каким-то бизнесом, но это не бизнес: это законное со стороны государства воровство, или законный грабеж людей, которые и так находятся в нужде. Конечно, против этой заповеди выступает и человек, который, имея богатство, не заботится о бедных: он тоже крадет деньги, данные ему Богом. Не нужно никогда забывать, что Бог дал богатство богатым не чтобы они только им наслаждались, но богатый всегда ответствен за бедного человека – он должен заботиться о бедных, о нуждающихся в его помощи. Господь очень спросит, если богатый не помогает бедному: он тоже нарушает 8-ю заповедь Закона Божия, крадет.

Нарушают эту заповедь Закона Божия и те, кто крадет в церкви (святотатцы их называют). Красть в церкви – великий грех, и он тоже (особенно сегодня) распространен: человек теряет веру и страх Божий, для него стираются всякие границы даже какого-то высокого приличия – он просто не понимает, что обкрадывая Церковь крадет у Самого Бога.

Мы сейчас знаем, что крадут не только иконы, священную утварь (за что Господь очень сильно наказывает) – крадут и украшения с икон, которые люди жертвуют. Доходит даже до того, что приходят в храм, чтобы украсть у прихожан: многие заходят в храм и думают, что они попали полностью в Царствие Божие и что здесь все святые. Надо понимать, что Церковь действительно дом Божий и Царствие Божие на земле, но, к сожалению, здесь двери храма открыты для всех – сюда может войти любой человек, Господь всех принимает; не нужно терять бдительность: в основном люди приходят помолиться и забывают обо всем мирском, они открывают свое сердце Богу и при этом просто оставляют сумочки на скамеечках в храме или где-то в уголочке, а потом выходят из храма, и обнаруживается, что у них украли документы, деньги, мобильные телефоны… Очень часто такие случаи бывают в больших городах, но бывают и в деревенских приходах, поэтому всегда нужно быть бдительным и никогда не оставлять вещи в храме. Сегодня невозможно тех, кто крадет, как-то остановить: им все равно, у кого красть – даже если они найдут какую-то вещь, все равно ее не вернут никому, у них страсть и потребность постоянно красть.

Этот грех очень сильно развивается. Если с ним не бороться, можно дойти до тяжелого состояния, поэтому нужно это пресекать, особенно когда мы видим, что дети берут что-то без спроса дома. Неважно, прячете вы деньги или не прячете, лежат они у вас в укромном уголочке или открыто где-то на столе, – каждый ребенок должен воспитываться так, чтобы никогда без разрешения не брать то, что имеется в доме. Но если он уже берет, то это очень сильный звоночек: пора такого ребенка начать водить и в храм, и в воскресную школу, чтобы с ним общался священник подольше и ребенок приносил покаяние, ведь этот грех имеет силу нарастания. И когда пристрастится человек к этому греху, то, даже если ему и не надо, даже при полном изобилии всего он все равно будет красть и причинять боль другим, а порой может довести себя до тюремного заключения. Поэтому нужно обращать на это внимание.

Как противостоять этому, мы еще с вами поговорим, но я хотел рассказать вам, дорогие мои, еще такой случай, который был в моей церковной практике. Как-то ко мне подошла на Исповедь одна прихожаночка и очень сильно расплакалась, сказала: «Батюшка, я краду у Бога». Я говорю: «Как? Вы что-то украли в церкви?» Она говорит: «Нет – я не жертвую в храм десятину, а Священное Писание говорит: кто не дает десятину, тот крадет у Бога. Я всю свою жизнь не давала десятину, поэтому я всю жизнь краду у Бога».

Для меня такие слова были настолько удивительны! Они глубоко были прочувствованы этой рабой Божией – таких людей я почти не встречал в своей жизни, но это такое глубочайшее понимание! Ответственность выполнять то, что заповедовал нам Господь.

Мы должны противостоять этому греху. Как, и как бороться с ним? Только через покаяние.

Конечно, если будет покаяние, Господь прощает этот грех, но и не надо забывать, что если мы взяли что-то, не принадлежащее нам, это необходимо вернуть. Конечно, не всегда можно найти какие-то средства или невозможно их вернуть – нет того человека, но тогда пустите эти средства на добрые дела! В патерике рассказывается об одном монахе, который должен был за постройку своей кельи средства. Он находит их на дороге и 3 дня ищет человека, который их потерял, и, только не найдя его, отдает эти средства за свою келью. Но если есть возможность вернуть тем, у кого мы взяли что-то неправедным путем, нужно вернуть и помнить – об этом говорит само Священное Писание.

Вспомните, как об этом говорит Господь в Евангелии, когда встречается с Закхеем (мытарь Закхей – это, можно сказать, налоговый инспектор, который собирал средства с людей и, как всегда во все времена, не забывал о себе – брал побольше, чтобы чуть-чуть оставлять себе). Мытари всегда были богатыми людьми, обеспеченными, их не любили, их ненавидели порой (все в этом мире остается по-прежнему), но с ними считались.

И что-то у Закхея пробудилось в душе, когда Христос пришел в Иерихон проповедовать. Закхей трудился в Иерихоне, он был маленького роста и не мог увидеть Христа – он забрался на дерево, чтобы увидеть Господа. А Господь увидел не только Закхея, а его глубочайшее верующее покаянное сердце и сказал: «Закхей, слезай с дерева. Я сегодня буду у тебя». И когда Господь пришел к Закхею, все стали осуждать Господа, почему Он пошел к грешному мужу, а Закхей сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». И Священное Писание говорит: если кто согрешает, берет лишнее со своих близких, пусть воздаст за это вчетверо. Вот такое отношение.

Конечно, чтобы не было этого греха, нужно с раннего возраста заботиться о наших детях, чтобы они не крали. Как? Здесь святые отцы говорят: противостоянием – чтобы их приучать творить добрые дела и милостыню. Как делали наши предки? Очень просто: с раннего детства приучали детей ставить свечку в храме собственной маленькой ручкой: свеча – это жертва Богу. А когда во время богослужения где-то происходит тарелочный сбор, чтобы ребенок сам положил на эту тарелочку какую-то маленькую копеечку или опустил ее в жертвенный ящик, подал нищему, что стоит у церкви, или тому человеку, который нуждается в этом, мог поделиться с теми, кто окружает его: конфеткой ли, шоколадкой ли, печеньем – чтобы с самого детства ребенок не протягивал руку только взять, а протягивал свою маленькую ручку и дать. Если ребенок научится давать, он не будет красть.

Вот такая удивительная заповедь Закона Божия, дорогие братья и сестры, о которой мы сегодня поговорили – не укради. Красть – действительно самое плохое дело, но сегодняшний мир, к сожалению, очень сильно на этом замешан (от коррупции до каких-то махинаций, тайных или явных, которые обкрадывают огромное количество людей), поэтому сегодня надо бороться с этим пороком покаянием и делами милосердия.

Следующую нашу беседу мы посвятим 9-й заповеди Закона Божия, в которой говорится, чтобы мы не произносили ничего ложного: ложь – это отвратительная вещь, и, конечно, мы разберем все стороны, о которых Господь хотел бы нам сказать, чтобы мы не согрешали против 9-й заповеди Закона Божия. Сегодня мы прощаемся с вами.

Храни вас всех Господь!

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс