Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1037) → Протоиерей Андрей Канев. Покаяние имеет огромную силу: оно связано с тем, что Господь Сам очищает душу человека

Протоиерей Андрей Канев. Покаяние имеет огромную силу: оно связано с тем, что Господь Сам очищает душу человека

№44 (1037) / 18 ноября ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №43 (1036) 2019

В нескольких беседах мы разбираем вопросы, которые вы прислали нам на электронную почту (kanev@tv-soyuz.ru). За это я вам очень благодарен: я не вижу вас, у нас связь немного односторонняя, поэтому важно и что вы присылаете не просто отзывы (что, конечно, тоже хорошо), а задаете вопросы, которые вас беспокоят.

Мы пытаемся на примерах из ваших писем вместе разбираться в вопросах духовной жизни и знакомиться с тем, какие проявляются, как относиться к тем или иным их проявлениям или случаям в жизни, когда мы по неопытности не можем определить, какая это страсть.

Часто на Исповеди, если человек приходит неподготовленный, он начинает рассказывать историю, а нужно каяться в грехе. Почему он рассказывает историю? Не потому, что ему не с кем поговорить (хотя и так бывает), а потому, что он не может из случая, который с ним произошел, выделить страсть, грех: в чем конкретно нужно каяться. Одна из наших задач – попробовать в этом разобраться.

Давайте приступим к письму – оно небольшое, но по-своему интересное. Сестра пишет: «Мне православный психолог посоветовала, когда одолевает гнев из-за обиды на ближнего, написать все, что думаю о нем, на бумаге. Поняла из этого совета, что для борьбы нужен выплеск эмоций. Но есть сомнения: насколько этот метод верный и согласный с православным учением?».

Очень интересный вопрос. В последнее время появляется, можно сказать, такая мода, потребность: когда человеку плохо, он пытается найти причины, почему ему плохо, и найти выход из ситуации. В голливудских фильмах часто встречается сюжет, когда герою плохо и он идет решать вопрос к психологу или психоаналитику: поскольку религиозно он ее решить не может, пытается решить через светскую науку – психологию.

Существуют уже целые направления в психологии, разработаны достаточно серьезные методики, есть клиническая психология, которая помогает разбираться с психическими болезнями. Отрицать психологию как науку, конечно, нельзя: она построена на изучении обычных психологических явлений, впечатлений, реакций человека на что-либо, в том числе болезненных. Для науки нормально изучать предмет – психология изучает психические реакции человека. Но важно, как трактовать то или иное открытие.

Светская психология (и западная, и наша) построена на особом учении о человеке – не религиозном. Соответственно, проявлению душевной деятельности человека, психологических реакций человека на то или иное событие дается толкование, отличное от христианского. Очень часто светские психологи дают человеку совет, например, поискать себе различных партнеров для приключений и решить так свои психологические проблемы. Это очень сильно отличается от христианского понимания.

Западная мода, когда человек проблемы пытается решить через светскую психологию, в России тоже появляется в последнее время. Не так давно в Православной Церкви стали появляться православные психологи – они имеют светское психологическое образование, опыт психологической работы, сами стали христианами и пытаются помогать тем, кто к ним обращается.

Православной психологии как науки, насколько я понимаю, не существует. Но насколько специалист, изучавший светскую психологию как науку, сам воцерковлен? Насколько он сам прожил святоотеческий опыт борьбы со страстями? Это тоже психология. Самая настоящая православная психология – это и есть борьба со страстями: понимание мотивов человеческих поступков, объяснение их с точки зрения аскетики...

Очень важно, насколько психолог это пережил, чтобы не просто светского человека мы пригласили в храм – и он принимает прихожан и дает советы, от которых потом за голову хватаешься. Надо очень серьезно проверять, насколько православный этот «православный психолог».

Я не специалист по психологии и погружаться в эту тему не имею права, но предполагаю из того, что слышал от знакомых психологов, что советы – светские. Например, в Японии существует общеизвестный метод, когда покупается кукла, на нее наклеивается фотография вредного начальника – и человек эту куклу бьет, выплескивая негатив.

Насколько православно выплескивать негатив? Светское учение о внутреннем мире говорит: «Не держи это в себе, надо это выплескивать. Тебя блуд мучит – иди выплесни, гнев мучит – иди выплесни». Это немного похоже на помойку (хотя наша душа, к сожалению, часто на нее и похожа): ты просто вылил – и как бы снова чист, снова наполняешь ведро своего сердца помоями; потом снова выплеснул – снова чист.

Христианское учение о страстях говорит иначе: «Страсти исходят из сердца». Помните, так Господь говорил, когда фарисеи начали апостолов укорять, что они шли засеянным полем, брали колосья пшеницы, перетирали в руках и пытались эти грубые зерна есть, ибо были голодны? Так много работали, ходили с проповедью о спасении, что им было не до себя: где голод застал, что могли, то и поели… Кто пробовал есть спелые зерна пшеницы, понимает, что это не царская еда, но, с точки зрения иудейской обрядности, они должны были особым образом совершить очищение (молитву, омовение) и только потом вкусить пищу. Апостолы же просто перетирали колосья и подкрепляли свои силы этой очень грубой едой.

Господь говорит: то, что входит с пищей, не оскверняет человека. Пища не может человека осквернить, оскверняет то, что исходит из сердца, – гнев, самолюбие, тщеславие и так далее: все страсти, которые, мы знаем, живут в нас, находятся в сердце как в источнике и оттуда исходят.

Если я это выплесну, это не означает, что я стал чист: то, что на какую-то секунду человеку стало легче, не означает, что страсть ушла. Например, человек зависим от алкоголя, ему хочется выпить, он находит выпивку, выпивает и говорит: «Ух, мне полегчало». Он исцелился от страсти? Нет. Страсть, наоборот, подпиталась, получила свое. Страсть гнева когда становится сильной? Близкий (начальник, подчиненный, жена, муж, дети, родители) задел меня – мой эгоизм. Первая реакция естественна для падшего человека – гнев, раздражение. Если человек на этом себя поймает и задушит такое проявление, не даст ему проявляться – это победа.

С точки зрения светской психологии, он ухудшил ситуацию: в себе спрятал – и потом это когда-то бессознательно вылезет. Христианское понимание – совсем другое: человек победил, ибо это проявление не стало развиваться дальше (страсть гнева такова, что от простого раздражения может привести и к смертным проявлениям гнева – ненависть, убийство и так далее). Это серьезно.

Получается, я выплеснул гнев на человека или это продолжаю делать в мыслях. В мыслях мы ту или иную страсть сохраняем. Это не значит, что она не продолжает быть сильной. Евангельский пример: Господь говорит, что кто с вожделением смотрит на женщину, уже прелюбодействует с ней. Понятно, что это не физический контакт, но когда я внутри себя сохраняю подобные мысли и мне приятны эти ощущения, то страсть развивается внутри меня – и гордыня, и тщеславие, и чревоугодие, и печаль, и сребролюбие, и уныние: все страсти именно так и проявляются. Ты можешь их не выплеснуть, но если ты внутри себя этого желаешь, об этом мечтаешь, думаешь и не борешься, то страсти становятся сильнее. А если ты их еще и выплеснул, они становятся еще сильнее. Страсть тебя побеждает.

Есть ли разница: я скажу человеку лично эти слова или по совету психолога напишу все, что о нем думаю? Конечно, есть. Человек, по крайней мере, не обидится. Но с точки зрения проявления страсти – она же проявилась: я сижу и пишу, что мой начальник – такой-сякой. Я не пишу, что мой начальник – Богом данный инструмент, который я должен терпеть по грехам моим: «Господи, по грехам моим приемлю, прости меня, потому что я гордец, Ты дал мне жестокого начальника» – не это предлагается писать (что было бы по-православному).

Предлагается написать все, что думаешь о человеке, – весь негатив, осуждение, обиды излить на бумагу. Ведь обычно как бывает? Человеческие отношения нормальные (хотя они всегда с какими-то недочетами), и вроде мы не обижаемся на начальника (или на кого-то из близких), но как только обида начинается, лукавый сразу напоминает: «А помнишь, он косо на тебя посмотрел?». Или: «Помнишь, он задержал зарплату?». Ты тогда на это не обиделся, а сейчас вдруг все комом накатило, и ты сидишь и пишешь, какой у тебя «замечательный» в кавычках начальник.

На мой взгляд, это неправильный совет: такой выплеск эмоций позволяет страсти стать еще более сильной. Поэтому будьте внимательны. Какой мы знаем способ борьбы со страстями? В Евангелии очень часто об этом говорится – это прощение. Мы должны не выплескивать эмоции, а прощать. Например, нас кто-то обидел, мы разгневались. Конечно, надо постараться не высказывать ничего, не давать гневу, этому огню, подпитки, чтобы он еще сильнее не разгорелся в нас. Нужно попробовать отойти в сторону, не разбираться, пока кипит сердце, а вспомнить, что мы – грешники, и начать раскаиваться. Понимать: «Я сейчас не свободен – вот в эту секунду лукавый пытается меня убить моим гневом. Не начальник в этом случае виноват, а я сам виноват, что живу так, что мои страсти легко меня побеждают». Что же надо сделать? Надо снова начать каяться. Покаяние имеет огромную силу: оно связано с тем, что Господь Сам очищает душу человека.

Светские психологи говорят, что душа в таких случаях загружается проявлениями нереализованных желаний. При покаянии душа именно очищается – это совсем другое действие, оно незнакомо светской психологии. Если мы будем каяться, а не выплескивать помойку, которая есть у нас в сердце, то поймем, что так и надо. Так в Евангелии Господь и говорит – надо прощать брата своего. Так что, на мой взгляд, сестре дали неправильный совет.

Перейдем к другому письму. Сестра пишет: «Недавно пришла к вере – 6–7 месяцев назад. Несколько раз ходила в церковь, на Исповеди была раз, но не искренне, сразу затщеславилась и после не пошла причащаться. И падений уже было много, и в смертные грехи снова попалась...» – это, конечно, очень горько. Далее сестра пишет: «Дело в том, что у меня очень сильно развито тщеславие. Хотела бы посоветоваться по одному вопросу...».

Прежде чем мы приступим к вопросу, я немножко прокомментирую письмо. Я, наверное, уже надоел своими повторами, но святоотеческий опыт Церкви, нравственное учение Церкви одно, и решать вопрос нужно универсально.

Смотрите, Господь приводит сестру к вере. Она несколько раз пришла в церковь. Что может увидеть человек, который приходит в церковь сам? Есть несколько путей, и мне ближе путь, когда человек приходит в храм, священник берет его и начинает с ним заниматься – воцерковлять его. Что такое «воцерковлять»? Это не так и сложно. У меня были дискуссии со священниками, и один из них (достаточно авторитетный) говорил: «Какая может быть методика?». Методика есть везде, и для воцерковления тоже есть, надо просто знать ее, изу-чать – она не так и сложна. Но если не вести человека по пути правильного воцерковления, то он сам как слепой котенок будет тыкаться по углам и не сможет найти правильный путь.

Человек пришел в храм, видит, что идет богослужение, но ничего не понимает. Он пришел несколько раз – ничего не понял, ушел. Какая у него внутренняя мотивация? Вроде бы вера у него есть, но он ничего не знает, не понимает, никто ему не помог. Что с человеком происходит? Он пошел сам на Исповедь. Я как практикующий священник могу сказать, что Исповедь очень важна, этот первый шаг очень важен, но малоэффективен: человек не знает, в чем каяться. Да, у него есть страдания в душе, он понимает, что у него есть какие-то крупные грехи, но самые крупные он может просто не заметить, или оправдывать их, или – более того – любить их и делать. (Таких случаев миллионы, поверьте.)

Так вот, сестра пришла на Исповедь: она слышала, что это происходит в церкви. Исповедь была неискренней, она затщеславилась. Какая в этом случае Исповедь? Опять скажу, как практикующий священник: эти «резиновые» Исповеди очень тяжелые, от них просто болеть начинаешь – человек мнется, ему хочется что-то сказать, но он стесняется, закрывается. И формальность очень сильно чувствуется. Все священники это чувствуют и очень сильно переживают. А как помочь, если человек сам не хочет? Тут же свобода: никак не помочь, если человек сам не захочет.

Так вот, у сестры после неудачной попытки Исповеди идет очень серьезный откат: она с сожалением пишет, что «падений уже было много, и в смертные грехи снова попалась». А почему должно что-то измениться, если мы в грехах не каемся, если не переоценили свои греховные поступки?

Что в этом случае надо было сделать и, может быть, еще не поздно (никогда не поздно!) прийти к вере правильно? Надо начать с оглашения – начать изу-чать веру. Я хорошо понимаю, что во многих храмах, куда вы ходите, этого нет. Это очень печально, но не смертельно: сейчас найти огласительные беседы можно в интернете – знаю, что на телеканале «Союз» идет именно такой цикл передач. Изданы книги. Можно почитать Катехизис святителя Филарета (Дроздова). Кто хочет литературу серьезнее – изучайте «Точное изложение Православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, «Закон Божий» – очень доступная книга (это учебник для домашнего чтения с детьми, но у нас уровень восприятия очень часто сейчас детсадовский). Не надо ждать, когда кто-то придет и в клювик положит уже разжеванную пищу – хорошо, если бы так было, но мы живем в реальном мире, где есть реальные проблемы и реальные беды, поэтому давайте попробуем их сами решать: это нам с вами нужно.

Надо понимать, что на Страшном Суде мы будем отвечать за свою жизнь. Священник ответит за себя и за то, что не учил – это будут его проблемы, а нам Господь скажет: «Я дал тебе образование, ты умеешь читать – почему ты сам не учился?». Что мы Ему ответим? Как в песне, «это мы не проходили, это нам не задавали»?

Возьмите огласительные беседы и начните сами изучать основы веры, проверьте себя: как я верю? Уже проверено из опыта, и не надо даже быть прозорливым человеком: люди, приходящие к вере сами, не знают основ веры точно, ведь их никто не учит. В религиозных семьях учат, но это очень маленький процент. Поэтому надо начать изучать огласительные беседы.

Начинаем изучать учение Церкви о страстях. Это не секретная информация – есть книги о страстях, пособия по подготовке к Исповеди. Пожалуйста, ищите, интересуйтесь, читайте, изучайте – это нам надо, от этого зависит наше спасение. Ведь когда нам что-то нужно, мы же очень сильно начинаем двигаться, интересоваться, смотреть что-то…

История сестры говорит о том, что надо все делать правильно. А самостоятельные приходы в церковь хороши, но за ними часто, кроме первого интереса, к сожалению, ничего не стоит. Сестра, несмотря на падения и трудности, все-таки продолжает интересоваться спасением – это очень важно и очень хорошо.

Беседа уже заканчивается, мы не будем начинать рассматривать вопрос, с которым она обратилась, но закончим начатую тему.

Даже если вы уже много лет ходите в храм и для вас богослужение и все происходящее в храме – уже родное, попробуйте пройти путем изучения себя: своей жизни и своей веры. Это очень важно. Это можно делать специально – допустим, в предстоящий пост начать духовную работу: отключить телефон, перестать ходить по социальным сетям, интересоваться пустыми новостями, а освободившееся время (без отрыва от семьи, работы) посвятить изучению основ веры, учения Церкви о страстях. Книг предостаточно.

По опыту приходской работы знаю, что человек, даже давно ходящий в церковь, поставив себе цель заново изучить веру, заново послушать огласительные беседы, потом с благодарностью говорит: «Я, конечно, знал это раньше, но потом это как-то забылось, ушло – и я жил так, будто этого и не знал». В нашей суете мы забываем основы спасения, даже если раньше их изучали. Повторение – мать учения и, получается, важный фактор для спасения. Поэтому, дорогие братья и сестры, еще и еще раз призываю не ждать, что кто-то что-то принесет вам, а начать трудиться самим – это очень важно.

Благодарю вас за очень важные и нужные письма, которые вы присылаете на электронный адрес kanev@tv-soyuz.ru . Благодаря им мы можем с вами встречаться на телеканале «Союз»: общаться, обсуждать проблемы. В этих письмах человеческая боль – человек описывает свое больное сердце, и это очень важно. Спасибо вам! (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Инна Золотовская
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс