Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Друзья мои, настало время мне прилюдно покаяться перед всеми в тяжком грехе моей юности: на совести у меня – криминальное детство. В мутные годы перестройки наша семья зарабатывала на жизнь самогоноварением. Я участвовал в этом самым деятельным образом, хотя ни разу в жизни не пробовал самогон. Продукт наш отличался высоким качеством, никто никогда на него не жаловался, санитарные нормы мы соблюдали, хотя все было очень сложно, непросто: в те смутные годы как-то нужно было поднимать четверых детей.
Почему я об этом говорю? Не потому, что мне приятно вспоминать годы перестройки (самое, может быть, жуткое время, которое мне в жизни приходилось созерцать), но тогда, в детстве, я столкнулся с множеством поломанных судеб. Люди, которые к нам приходили, были достаточно известные в своем кругу, многие годы профессионально пьющие люди. И с некоторыми из них мне даже удалось подружиться: это были люди с разрушенной судьбой, но очень часто необыкновенно интеллигентные, начитанные – я мог с ними спорить о Достоевском, о Толстом, будучи тогда еще школьником. Мы засиживались подолгу, прежде чем отпустить товар клиенту, и меня уже тогда мучил вопрос: «Почему они пьют? Что случилось с талантливыми, умнейшими, красивыми, сильными людьми, что они позволили себе опуститься на самое дно общества? Как такое могло произойти?». И я вижу, что эта болезнь никак из нашего общества не уходит.
В Притчах Соломоновых я читаю замечательное, точнейшее описание болезни пьянства, поразившей общество еще при жизни Соломона: У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид… Для нас, людей и советских, и просто русских, это очень близкая и понятная картина (хотя я не думаю, что это болезнь только русской цивилизации: она, видите, охватывала даже общество евреев времен премудрого Соломона).
Перед глазами у нас разворачиваются трагедии семей, где есть пьющие люди: там и вой, и стон, и побои, и плачущие дети, разоренные дома, разбитые стекла. И все это как будто бы из ничего – ты видел этого мальчика, он рядом с тобой жил, ходил вместе с тобой в школу – и вдруг через какое-то время он превратился в алкоголика, женившись на красивой девушке, которая родила ему красивых деток. Он почему-то нервничает, суетится, рвется, рыдает, никак не может остановиться в этом своем несчастье…
Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно – удивительное описание дает Соломон, знающий, видимо, достоинства вина, его привлекательность: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид.
В другом месте Библии мы можем прочесть замечательную фразу: Против вина не показывай себя храбрым. Я бы эту фразу высек золотыми буквами и непременно давал читать заучивать наизусть молодым людям. Иногда меня спрашивают мои ученики-подростки: «Отец Савва, какую бы вы посоветовали фразу выбить на груди?» (есть такие любители татуировок). Это, конечно, вопрос не к священнику, но если и можно было что-то выбивать, очень важно помнить эти слова: никогда не выказывай себя храбрым перед вином – скорее всего оно тебя одолеет.
Укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. Красивый образ пьющего человека: кругом волнение, шторм, а ты на верху мачты спишь – никто тебе не может помочь и, самое грустное, ты никому не можешь помочь.
И скажешь: «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал; когда проснусь, опять буду искать того же». Пьянство – это страшная болезнь. Давно пора предпринять какие-то даже государственные усилия против этой страшной заразы! Сколько людей гибнет, говорят нам, от СПИДа, от трагедий на дорогах – называют какие-то чудовищные цифры. Но сколько гибнет от пьянства! Даже преступления совершают люди в пьяном угаре: мучают своих детей, сбивают несчастных старушек на дороге, не видя ничего перед собой. Есть множество примеров, и нам нужно что-то делать.
Я задавал себе вопрос еще тогда, в детстве: почему люди пьют, почему начинают пить, почему продолжают? Это две разные истории, ибо человек продолжает пьянствовать не по той же причине, по которой он начал пить. Но вывод, к которому я пришел из своих наблюдений за людьми, страдающими этой страшной болезнью, – это то, что в нашей культуре как-то не привились законные, яркие и конкурентоспособные формы отдыха.
Наши люди умеют очень хорошо трудиться, но культура отдыха, право на отдых, на хобби, на какое-то увлечение только начали зарождаться в нашем обществе. Тебе нужно проявить огромные усилия, чтобы объяснить, почему ты хочешь бегать кросс, будучи взрослым человеком, увлекаться путешествиями, кататься на велосипеде или ходить в горы. Тебе нужно объяснить множеству людей, что это нормально – это не чудачество.
Но тебя поймут, если ты напьешься. Тебе все одобрительно закивают и поймут, что это все правильно, понятно, традиционно.
Мне кажется, среди множества вещей, которые мы можем противопоставить этой болезни, есть как раз обычное и очень простое культурное усилие целого общества по поиску законных, естественных и нормальных форм отдыха, которые были бы привлекательнее водки и многих других вещей.
Это с одной стороны. А второй момент – это, конечно же, вопрос, если хотите, политический и экономический. Государство должно быть заинтересовано, чтобы люди были трезвыми, здоровыми, адекватными. Оно не должно бояться трезвых людей (такая парадоксальная мысль).
Ведь на самом деле пьянство в царской России поощрялось. Мы можем привести множество примеров и свидетельств, как пили с самого раннего детства: в наблюдениях Веры Фигнер или В. Гиляровского, у В.Г. Короленко есть множество примеров пьянства десятилетних девочек – спаивали с самого раннего детства: это приносило доход.
Вот этот путь совершенно недопустим. Но что-то сделать с этим можно, и это очень просто, – а раз можно, значит, нужно лечить и себя, и целое общество от этого страшного изъяна, жуткой болезни – пьянства.
Записала:
Ксения Будченко
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.