Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1035) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Шестая заповедь Закона Божия

Протоиерей Алексий Ладыгин: Шестая заповедь Закона Божия

№42 (1035) / 2 ноября ‘19

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029) – №41 (1034) 2019

Сегодня мы будем говорить о 6-й заповеди Закона Божия: «Не убий». Прошлая беседа была посвящена 5-й заповеди Закона – о необходимости почитания отца и матери, то есть своих родителей, тех, что стали виновниками нашей жизни. И, конечно же, за исполнение этой заповеди Господь дает и награду, дает обетование долголетия – и благо тебе будет и долголетен будешь на земле: Он благословляет человека долгими годами жизни за почитание родителей. Конечно же, не получает человек блага и благословения от Господа, если не почитает своих родителей, не относится к ним так, как повелевает Господь.

Рассматриваемая сегодня заповедь Закона Божия очень важна – «не убий». Господь дает жизнь человеку – и Он дает ее для радости. И коль Он дает жизнь, то только Он и может прекратить ее, призвав человека к другой жизни – вечной. Поэтому никому не дается права лишать человека жизни. Бог есть любовь – каждый человек должен стремиться жить по образу и подобию Его и стремиться к любви, подражать Господу в любви. Поэтому самая важная заповедь, которую Господь дает нам, – возлюби Господа Бога твоего всей душой и всем сердцем, всем помышлением твоим и ближнего своего, как самого себя.

Конечно, каждый из нас стремится к жизни, борется за нее: лучшим в этой жизни может быть только она сама – самое ценное, что есть у человека. Многие борются за жизнь, отдают все свое богатство, чтобы продлить жизнь, победив какие-то немощи, которые посещают их. Жизнь – огромнейший дар от Господа, и тот, кто прерывает эту жизнь, сильно согрешает против Бога, против Закона Его и, конечно, против того, кому наносит такую серьезную рану. Поэтому нужно очень бережно и трепетно относиться к жизни другого человека, да и к своей жизни – самоубийство тоже великий грех: человек покушается на то, что принадлежит Богу. А наша жизнь принадлежит Богу, и только Он имеет право ее прервать, ибо Он Сам дал ее человеку.

Конечно, говоря об убийстве, мы можем рассуждать, что есть и такое понятие, как защита собственного Отечества, своей веры (как говорили наши предки, «за веру, царя и Отечество») – самого святого, что есть и было в нашем народе. И за это отдавали жизнь свою, но здесь как раз исполнение заповеди, в которой Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто жизнь свою положит за други своя» (за своих близких, Отечество, детей, родителей). И то мы понимаем, что всякое убийство наносит психологическую рану: мы знаем, что те, кто прошел через Великую Отечественную войну, через какие-то локальные конфликты, что были и есть в сегодняшнем мире, конечно, приходят домой с сердечной болью, с душевной болью, с какими-то психическими травмами, с которыми им приходится жить... Кто-то справляется с ними по милости Божией, а кто-то не может справиться с этой болью до конца дней. Убийство – это серьезный грех, за который человек несет наказание не только судом властей, не только судом человеческой совести – такой человек мучается всю свою жизнь, ведь он совершает самый ужасный поступок, какой может вообще совершить.

Нужно помнить: убить человека можно не только определенным предметом или оружием – убить можно и словом, и неправдой, каким-то беззаконием, очень жесткими действиями. Поэтому ко всем поступкам Господь призывает нас относиться трепетно, с пониманием того, что мы совершаем.

Ответственность лежит на каждом, кто косвенно или прямо убивает человека. И таких примеров бывает очень много. Например, мы знаем, что Господь дал часть Своей власти судьям: судить может только Бог, как Создатель и Творец, но Он делится властью с судьями – мы говорили с вами, разбирая Псалтирь, что судьи имеют особое повеление от Господа. Какая задача стоит перед судьей? Защитить слабого, немощного: богатый сам себя защитит, священника не каждый раз позволят обидеть, а бедный и слабый себя не может защитить..

И вот суд должен быть направлен на защиту слабых, обиженных, а если судья человека, совершившего убийство, оправдывает за какую-то определенную мзду, то, конечно же, судья совершает тот же грех убийства. Его же может совершить и тот человек, который укрывает убийцу: укрывающий убийцу тоже согрешает, ведь совершивший убийство и не получивший наказания может в своем помрачении, бесновании совершить и второе убийство. Это часто бывает – мы таких людей называем серийными убийцами, тех, кто, уже однажды подняв руку на человека, с легкостью совершают и другое убийство. Поэтому человек, который скрывает убийцу, тоже оказывается убийцей.

Убийца и начальник, жестоко обращающийся со своими подчиненными, не выплачивающий им вовремя заработную плату (мы знаем, таких случаев было много в 1990-е годы, когда люди были голодны и некоторые даже совершали самоубийство, не будучи в состоянии прокормить семью, детей). Начальники, бывает, чтобы не выплачивать заработанные деньги своим подчиненным, накладывают какие-то штрафы на них, обкрадывая их, и те опять-таки не могут выжить на эти средства.

Конечно, ответственны и те, кто рвется к власти, не хотят выплачивать пенсию, достаточную, чтобы человек мог достойно жить в старости: чтобы средств хватало и на еду, и на одежду, и на лекарства. Если этого не происходит, то, конечно, ответственность за смерть таких людей тоже ложится на тех, кто сегодня у власти: каждый человек должен иметь и возможность работать, и зарабатывать и в то же время получать достойную заработную плату.

Или какие-то наказания придумывает начальство, разлучая с семьей своих подчиненных, создавая им такие условия, которые наносят сильную боль и страдания человеку, – они тоже подвергаются наказанию и нарушают шестую заповедь Закона Божия.

Богатые, если не помогают бедным, нуждающимся и те умирают от голода, тоже становятся виновниками и нарушителями этой заповеди Закона Божия. Мы никогда не должны забывать, что по скромной статистике около 10 000 000 человек в Африке и других бедных странах умирают от голода. В то же время мы видим развивающиеся страны, которые просто уничтожают огромное количество продуктов питания. Правительство этих стран тоже несет ответственность за тех, кто сегодня находится в таком бедственном положении. Огромная ответственность у человека за людей, которые не имеют возможности пропитаться…

И вообще, богатому человеку Господь дает богатства не просто ради того, что он такой умный, способный. Мы знаем: богатство дается в руки человеку, и он получает с ним и ответственность. Он ответственен за бедного – каждый богатый должен заботиться о бедных и о нуждающихся в его помощи: за смерть и детей, и взрослых, которые не могут получить достойное медицинское лечение и умирают от этого, богатый будет отвечать перед Богом – за то, что не оказал нужную помощь бедным людям. Мы должны помнить: какой-то баланс должен быть в нашем государстве, если богатые (или корпорации) тратят огромные деньги на различные спортивные клубы, развлечения, корпоративы и прочее и при этом не заботятся о многих людях, которые нуждаются в медицинской помощи, одежде, еде. Поэтому, конечно, богатый человек всегда будет иметь ответственность перед Богом, и он не напрямую, но косвенно нарушает 6-ю заповедь Закона Божия: «Не убий».

Мы можем сказать, что нарушает эту заповедь человек, живущий в скупости: кто либо себя морит голодом, либо создает какие-то невыносимые условия жизни лишь потому, что не хочет потратить лишнюю копеечку. Он тоже нарушает эту заповедь Закона Божия. Нарушает ее и тот, кто подвергает себя каким-то страшным порокам (например, пьянству, наркомании, игромании), которые приводят к смерти. Господь всячески стремится оградить человека от всех непотребных поступков, которые либо напрямую, либо косвенно приводят к убийству. Поэтому и наказание бывает за этот грех явное, в этой жизни.

Но надо помнить, что совершающий этот грех сам себя наказывает: совесть всегда бодрствует, она напоминает человеку об этом грехе, и он начинает мучиться. Более того, и много различных случаев и рассказов имеется в житиях святых, и мы из своей священнической практики можем тоже многое рассказать.

Было время 1990-х годов, когда убийство было распространено; были киллеры, которые убивали людей, и был передел собственности, кто-то кому-то мстил, кто-то у кого-то что-то забирал и нанимал наемных убийц. Мы знаем из нашей практики, что такие люди хотя и каялись и осознавали потом свою вину, но не могли уже жить спокойно – им всю ночь снились кошмары, являлись убитые ими люди, с такими изумленными лицами, что запечатлелись в их памяти во время убийства, поэтому эти люди не могли найти себе покоя.

Об этом и жития святых говорят. Рассказывает преподобный Зосима, как к нему пришел один человек и сказал: «Отче, возьми меня в монастырь на покаяние, на молитву, я совершил очень много убийств». Тот взял его, облачил в иноческие одежды, дал ему послушание, и он в течение многих лет очень строго подвизался, и постился, и молился. Но по прошествии нескольких лет (по-моему, 7-ми) монашеского подвига он пришел к преподобному и говорит: «Отче, возьми эти монашеские одежды, я ухожу из монастыря». – «Что случилось?» – «Те люди, которых я убил, постоянно являются мне, я вижу их лица не только тогда, когда отдыхаю, но вижу их на молитве, вижу их в церкви, и этот грех не может меня никак отпустить, моя совесть не может успокоиться. Я должен получить достойное наказание за эти грехи». Он затем сдался властям, и власти его приговорили к смертной казни. И только тогда этот человек получил успокоение…

Человек не может сам по себе успокоиться, совершая этот грех, а когда его наказывают или осуждают на какой-то тюремный срок, он получает через это наказание избавление от мучений совести. Поэтому убийцы очень часто сами не могут скрыть свой грех и после некоторого времени мучения все равно приходят и сдаются властям, говорят о своем грехе, получают наказание – и так успокаивается их совесть. Но и когда убийца хочет скрыть свой грех, все равно как-то происходит, что даже неодушевленные предметы или животные начинают свидетельствовать о человеке, совершившем грех убийства.

Например, описывается, как одного человека (а он был с собакой) с целью ограбления убивает разбойник, отнимает у него все богатство, уходит, а собака остается рядом с трупом своего хозяина до тех пор, пока его не нашли, не предали земле. Затем эта собака побежала с человеком, предавшим земле убитого, гостинником, имевшим гостиницу. Собака осталась жить при гостинице, она была очень ласковая, всех гостей встречала, провожала, все ее любили. И вот однажды приходит убийца ее хозяина, и вдруг собака совершенно изменила свое поведение – стала лаять, нападать на этого человека, никто не мог ее удержать. Тогда все заподозрили этого человека, что он что-то сделал плохое ее хозяину. И действительно, когда отдали судье этого человека, провели следствие, он признался в убийстве. Таким образом, даже животное показывает на убийцу.

Был другой случай. Описывается, опять-таки в духовных книгах, что напал разбойник на человека с целью его ограбления и стал убивать его, человек просил его: забери все мое богатство, только не трогай меня. Но тот был неумолим, нанес последний удар – и в это время услышал колокольный звон. И этот человек -убийца, разбойник – не мог выносить колокольного звона. До революции не было ни деревни, ни города без храма, везде слышался колокольный звон, то он не мог себе найти покоя – каждый удар колокола напоминал о беззаконии и грехе, им совершенном. Он стал мучиться и не мог найти себе покоя, поэтому тоже сдался властям и получил должное наказание.

На другого человека напали два разбойника, он тоже сказал: «Заберите все, что я имею, только не трогайте меня!». Но они были неумолимы, стали избивать этого человека; в это время летели журавли, и он призвал журавлей: «Будьте свидетелями моего убийства!». И когда эти люди убили странника, а затем пошли в гостиницу, чтобы поделить награбленное, журавли прилетели на крышу этой гостиницы и стали громко кричать. Один другому говорит, смеясь: «Они прилетели обличить нас, но у них ничего не получится – никто не узнает, как мы убили этого человека». В это время проходил мимо двери этого номера гостинник, он и сообщил об этом властям, и у них нашли вещи убитого. Так они себя определили, что действительно причастны к тому убийству.

Господь всячески показывает грех – он не остается незамеченным. Много случаев, когда люди просто сходят с ума, совершив его: они видят те убийства, и затем происходит помрачение ума, и некоторые даже в истории и умирали после этого – не могли пережить грех, совершенный по отношению к своим близким или по отношению к своим подчиненным: когда убивают невинных людей, Господь дает сильное наказание.

Известен Евангельский случай, когда царь Ирод убил Иоанна Крестителя, и Саломея, дочь Иродиады, просила на блюде принести его главу. И когда они были сосланы в ссылку, мы знаем, Саломея провалилась под лед, когда шла по реке; туловище осталось в воде, а лед стиснул и отрезал ее голову. Затем голову ее принесли Иродиаде. Так они понесли наказание за грех.

Если кто-то за убийство не понес наказание явным образом, то оно придет впоследствии.

Мы должны очень бережно относиться к жизни других людей, стараться и всячески стремиться поддерживать в них жизнь, и понимать, что можно убить не только делом, но и словом. Поэтому мы должны относиться к своим близким с любовью; стараться, если у нас есть такая возможность, им помогать – и видеть людей, которые нуждаются в нашей помощи.

Если мы занимаем определенную должность, то должны заботиться и о своих подчиненных: не только о себе, своей семье, но и о тех, кого Господь вручает нам, ведь всякий начальствующий будет отвечать не только за себя, но и за своих подчиненных – насколько он бережно и трепетно к ним относился? Богатый будет отвечать за бедного человека, а начальствующий за тех, кого Господь вручает в его попечение. Об этом должен помнить каждый.

Очень многие избираются и хотят быть руководителями народа, забывая, что великая ответственность накладывается на человека: и сам не узнаешь, как согрешишь против многих заповедей Божиих. И, конечно, тогда придется отвечать на Страшном Суде Христовом…

Сейчас, дорогие братья и сестры, мы с вами будем прощаться. Сегодня мы говорили о 6-й заповеди Закона Божия. Храни вас всех Господь!

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс