Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №1 (994) – №41 (1034) 2019
В рамках нашего цикла родился большой блок бесед: на основе ваших писем и каких-то наблюдений за собой мы пытаемся разобраться с проявлением страстей.
Нам пишет сестра: «Очень большая просьба помочь разобраться в страсти гнева. Гнев – это всегда грех или нет? Как с ним правильно бороться?». Хороший вопрос; мы должны не только с гневом разбираться – каждую страсть надо знать, знакомиться с нею. Хорошо, что сестра пытается это сделать. Дальше она развивает свою мысль: «Читала толкования святых отцов и учителей Церкви; не уверена, что все правильно понимаю, ум слабый еще. В основном читаю с сайта ekzeget.ru – можно ли доверять этому сайту, верны ли там толкования? Все ли авторы авторитетны, пишущие эти толкования?».
Очень правильный вопрос по поводу правильности или неправильности толкования. В интернете (а мы знаем, что там много можно найти и доброго, и плохого) надо брать толкования, традиционные для Православной Церкви – толкованиями Священного Писания занимались и католики, и протестанты, и даже такие деятели, как Лев Николаевич Толстой (он свое евангелие писал). Поэтому нужно смотреть не на автора, не на его звания и ученые степени, а брать традиционные толкования для Православной Церкви. У нас сейчас достаточно духовных писателей: и святых, и достаточно авторитетных, но не канонизированных – для христианина необязательно быть канонизированным, главное, чтобы Церковь приняла его труд как канонически правильный.
У нас есть толкование святителя Иоанна Златоуста на Евангелие, замечательный труд профессора А.П. Лопухина «Толковая Библия Ветхого и Нового Завета», есть много вполне авторитетных современных писателей ХХ века, в том числе академическое толкование архиепископа Аверкия (Таушева) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие». Можно выбрать толкование по вкусу, но категорически нельзя брать толкования иноверцев.
Что касается сайта ekzeget.ru, он действительно православный, там православные авторы; нужно смотреть источник, которым пользуетесь.
«Прочитав толкование на Евангельскую строчку: “…а я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду”, запуталась. Как я поняла, мнения толкователей расходятся насчет этого свойства. Свойствен гнев человеческой природе? Или, сказать по-другому, дан он нам Богом или появился вследствие грехопадения первых людей?»
Давайте разберем, откуда появился гнев: свойства, которые появились в каждом человеке после грехопадения, появились не просто так. Изначально Господь сотворил Адама совершенным, добродетельным, по нашим меркам – святым, но способным и дальше духовно развиваться, расти, приближаться к Богу. В человеке не было абсолютно никакого зла: Бог – абсолютное Добро, Благо, Любовь и Совершенство, и Он создал человека весьма совершенным по сравнению с нами, но способным дальше развиваться.
После грехопадения все, что в человеке было доброго (силы души, добродетели, вложенные в человека), стали страстями – исковеркались. У нас есть страсть гнева. Откуда она появилась? Она изначально была в человеке, данная ему как оружие против зла. Помните, Адаму Господь дал заповедь охранять рай? А чем охранять? Если солдат охраняет какой-нибудь склад с боеприпасами, он с оружием находится, чтобы защищать место, которое он поставлен охранять. Так и Адаму был дан гнев как сила для отражения зла, отражения греха. А в нас гнев стал проявляться против близких и против себя. Понимаете разницу? Сила эта стала негативной.
В ядерной электростанции сила расщепления атома используется на благо, но можно сделать атомную бомбу. То же и с силой гнева: изначально она была направлена на благо, а после грехопадения обернулась против близких и стала причиной многих грехов.
Сестра пишет: «В древних рукописях Евангелия нет слова “напрасно”, просто “гневающийся на брата согрешает”». И сделала вывод, что всякий гнев осуждается: «И тогда получается, что любое проявление гнева – грех». Нам с вами главное – быть умными, но не умничать. Попробуем с этим разобраться. Чтобы пользоваться Священным Писанием, достаточно текста, который есть у нас в доступе, церковнославянского перевода. Он достаточно качественный, многие поколения наших предков им пользовались – преподобный Серафим, изучая Евангелие, достиг Царства Божия, и многие другие люди. Нам сейчас, будучи современными умниками, говорить, что в древних рукописях написано слово «напрасно» и что это все меняет принципиально, неправильно.
Давайте пользоваться традиционным переводом. Есть русский перевод Священного Писания – да, он может нести какие-то недочеты, но это не означает, что принципиально все должно поменяться, что в древности было так, а сейчас какие-то люди не учли этого. Дух Евангелия и учение Христово от этого не поменялись.
Слово «напрасно»… Есть это слово или нет его, разве это меняет заповедь? Как мы должны относиться к врагам? Любить. Как по Евангелию должно быть? Люби врагов твоих и люби ближнего, как самого себя. А напрасно или нет… Я сижу и думаю, напрасно или нет я прогневался на свою жену? Конечно, я себя оправдаю: я не виноват, она сама виновата – она меня спровоцировала. Дети виноваты – спровоцировали. Вы знаете, куда мы уйдем в оправдании греха? Поэтому, дорогие братья и сестры, я предлагаю пользоваться теми толкованиями, которые есть. Это очень важно.
Я раньше занимался наукой и прекрасно понимаю, что у любого исследователя есть искушение добыть что-то новое. Если в светской науке это вполне приемлемо, особенно когда открыты новые документы, то в духовной жизни в ХХI веке открыть что-то новое, что касается Священного Писания, – очень странно. С моей точки зрения, это выглядит гордыней, когда человек начинает умничать, богословствовать, не имея глубокого духовного опыта. Это все приводит к некой кривизне. Поэтому, дорогие мои, я часто предупреждаю: не делайте так.
Чтобы изучать Священное Писание научно, нужно знать древнегреческий язык, и именно язык, которым было написано Евангелие – он специфический: это был простонародный язык – не язык Платона, например. Нужно много трудиться, много изучать, чтобы вникнуть в это научно, а не так, как мы – увидели что-то и тут же выстроили себе систему. Мы не готовились для этого. Ученые должны этим заниматься. Причем ученые не изучающие язык или литературу – именно «правильные» ученые с точки зрения обладания даром Святого Духа, а не просто человек со степенью, например, который решил поумничать. Поэтому будьте очень внимательны, иначе можно ошибиться.
Мой опыт общения с людьми показывает, что в наше время, когда уровень образования падает, человек может окончить институт и быть уверенным, что в Великой Отечественной войне победили американцы. Как такое может быть? Это следствие современных веяний, когда у человека много информации, но мало знаний. Пример русского писателя Льва Николаевича Толстого очень показателен. У него не было образования. Он несколько раз пытался поступить в Казанский университет, но не окончил его. Он много читал с детства. У человека много знаний, но нет системы работы ума, нет подготовленности ума при всем образовании, и человек куда ушел в итоге? В отрицание учения Церкви – оказался под анафемой не за «Анну Каренину», не за «Войну и мир», а за то, что начал создавать ложное учение о Боге и Христе.
И таких умников у нас все больше и больше появляется. Горько смотреть, когда человек читающий, окончивший вуз, рассуждает, что русской истории всего тысяча лет, что Куликовская битва была чуть ли не позавчера. Огромные институты работают… Я окончил исторический факультет – мне это вообще дико слышать. Это не так просто – взяли и книжки придумали. Все документы есть, археология работает – эта тема мне знакома. Эта наука похожа на математику по точности: ее не подделать.
Сказать, что мамонты бегали в прошлом веке, что Куликовская битва была в прошлом году, а все историки просто продажные и написали не так – и человек верит, что инопланетяне построили египетские пирамиды, а Христа вообще не было.
Отсутствие исторического мышления – это печально. Но дело в том, что существуют современные технологии, чтобы создать у человека кашу в голове. И человек с этой кашей, с неумением анализировать, с неумением по-научному относиться к тексту, не обладая критикой текста, источников, начинает умничать по поводу веры и в итоге впадает в ереси. Это, к сожалению, бывает не только у мирян, но и у священнослужителей, знаменитых людей, – это печально.
Вернемся к письму сестры. Она запуталась. Это очень легко – запутаться неподготовленному человеку. Поэтому я бы посоветовал ей взять традиционное толкование и его изучать. Она пишет дальше: «Но когда подумаю, что это истина (любое проявление гнева – грех), осознание этого приводит меня в ужас и сильное недоумение. Потому что в последнее время особо чувствую проявление гнева, возмущение, негодование после Причастия Святых Христовых Таин».
Вот на этом все наше богословие построено и закончилось – все наше умничанье: со стороны мы смело вторгаемся в область науки, в которой не разбираемся, тут же оправдываем свои грехи, даем им какую-то богословскую подоплеку. Это очень легко происходит, когда мы, не имея духовного опыта, начинаем думать, что «все наши идеи обязательно хорошие, ведь мы хотим доброго!». А это не так. Сама правда – в том, что человек причастился и после Причастия чувствует не мир, не спокойствие, не молитвенность, не праведность, а возмущение и негодование.
Почему такое происходит? Человек, готовясь к Причастию Христовых Таин, недостаточно каялся или не видит своих грехов. А то, что не видишь грехов, не освобождает от ответственности. К чему это приводит? Причастившись, человек встречает не Христа, а осуждение: мы, принимая Христа, тут же выгоняем Его из своего сердца. И Господь начинает нам показывать страсть, которую мы недоработали.
Гнев – это не самостоятельная страсть: он проявляется вследствие ущемления какой-то другой страсти. Если мы будем обращать внимание только на гнев, не увидим его первопричину. Поэтому я сестре порекомендовал бы заниматься тонким исследованием Священного Писания: пользуясь традиционным текстом, изучить Евангелие и, самое главное, начать изучать страсти, их проявления. То, что она описывает, – как раз признаки Причастия в осуждение.
Видно, что гнев у нее не сам по себе – он проявляется от гордыни. Именно свойство гордыни: так начать умничать, не обладая специальной научной школой. Потом эти запутанности и получаются. А вопрос очень прост: любой гнев – грех?
«Если грех, то как возможно после Причастия проявление этой страсти?» Сестра начинает предполагать: «Или я недостойно причастилась, или есть где-то ошибка в покаянии, что гнев начинает с особой силой проявляться». Так и есть, сестра.
Что-то вы не заметили в себе проявления гордыни: может быть, в осуждении, может, в каком-то другом проявлении гордости, в подпитке самолюбия – нежелании слушать ближнего, в нежелании ограничиваться святоотеческими толкованиями на Священное Писание. В каких-то других вопросах вы тоже начинаете умничать – вы этого не видите, не каетесь в этом, и получается Причастие в осуждение. Как это получается?
Господь входит в нас в таинстве Святого Причащения, и мы читаем в молитвах: «Грехи мои попалú». Если мы хотим навести порядок, собираем старые листья в кучу, поджигаем – и они сгорают. Представьте, что старые сухие листья – это страсти, которые в нас живут. Мы подносим огонь, а я люблю эту страсть, я еще с ней связан, она часть меня. Как вы думаете, если Господь попаляет страсть, я буду опален? Конечно, буду: я буду чувствовать ожог.
И ожог духовно и происходит, когда мы ту или иную страсть в покаянии не прорабатываем, не рассматриваем, не анализируем, не переживаем, не сокрушаемся, не имеем опыта внимания к себе. Идем причащаться – и в итоге получаем ожог: страсть, которая была в нас и мешала Христу войти, проявляется больше всего, чтобы мы ее увидели (если мы по нашей рассеянности и слепоте ее не замечали раньше).
Что делать? Давайте разберемся. Необязательно после Причастия гнев пойдет – это может быть любая страсть. Я бы предложил пойти к священнику и попросить епитимью.
Очень важно время для покаяния, когда надо быть особенно к себе внимательным и попробовать изучить страсти, которые проявляются – взять пособия для подготовки к Исповеди (они сейчас доступны, в интернете их много), подготовиться по ним, проверить себя по ним. На какое-то время, побыв на епитимье, отойти от Причастия.
Если человек не разобрался и начинает причащаться все чаще и чаще, он каждый раз получает ожог. И этот опыт изгнания Христа из своей души ни к чему доброму не приведет. Суть епитимьи не в том, что это какое-то наказание, а в том, что человек на какое-то время отходит от Причастия, чтобы подготовиться и более качественно подойти к этому таинству. Поэтому этой сестричке я порекомендовал бы изучать себя с точки зрения проявления страсти тщеславия, гнева, гордыни и других страстей.
«Если все-таки гнев вложен Богом как сила, но поврежденная грехом, то второе недоумение – как в таком случае различить в себе, когда праведный гнев, а когда напрасный, суетный?»
Мнения толкователей расходятся, одни говорят: когда гнев направлен на отмщение за себя – это грех, а когда брат грешит, ради его исправления можно проявить гнев – это как бы и не грех.
Есть мнение святых людей, которые могут себе позволить погневаться, но не гневаются. Наш духовный уровень – детсадовский. В первом случае разрешено гневаться на человека для исправления его. Это кто делает? Тот, кто может исправлять. Это возможно для духовных руководителей, для духовно опытных людей, для любящих родителей. А когда мы не умеем это делать, то не нужно это на себя принимать – для нас с вами грех всегда будет грехом. Толкователи не ошибаются, а пишут для разных уровней. Если, придя в 1-й класс, вы начнете читать пособие для 11-го класса, книга не будет соответствующей вашему возрасту и образованию. Азбуку надо брать.
Поэтому и в духовной жизни применять это оружие для блага может тот, кто обладает рассуждением (а это редчайший дар). Хирург тоже берет в руки скальпель и начинает резать человека не просто так, не убивает, а старается его излечить, чтобы жил дольше, не страдал, не мучился.
Мы с вами не обладаем медицинскими познаниями, опытом и квалификацией, не можем взять скальпель и начать резать другого человека. Это относится и к гневу. Для нас с вами любое проявление гнева по отношению к ближнему или к себе есть проявление страсти. Поэтому давайте на этом пока закончим и в следующей передаче продолжим разбирать это интересное письмо, которое позволяет нам благодаря нашей сестре эту страсть разобрать немного внимательнее. Книги – это книги, а нужно реально жить сейчас, бороться со страстями учиться на практике. Христианская жизнь – это не только книга, это в первую очередь – жизнь.
Спасибо вам, дорогие братья и сестры, что смотрите передачи, пишете письма: они для меня важны – это наша с вами форма общения. Если будет желание писать письма, вопросы, замечания, пишите на наш электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Инна Золотовская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.