Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Периодически возникает такой вопрос, сейчас крайне редко, но, думаю, с годами он будет все чаще и чаще вторгаться в нашу жизнь нагло, громко, с претензией. Человек работает, и вдруг оказывается, что среди сотрудников находится коллега с нетрадиционной ориентацией. И если еще человек знает Евангелие, слово Божие, что таковые Царства Божиего не наследуют, естественно, возникает вопрос: как быть?
Несколько мыслей. Первое: содом – дело частное. А содомия – серьезное психическое повреждение, как в мужском, так и в женском поле. Это определенный диагноз, который в советских учебниках по психиатрии обозначался как серьезное расстройство.
Понятно, что, когда пришли либералы, они из учебников все это вычистили и из Уголовного кодекса статью за мужеложство убрали. Но с точки зрения психического здоровья – это серьезная болезнь. Когда человек болеет, он понимает, что это болезнь, он как-то с этим борется, но смиряется, терпит какие-то нарушения психики. Это одна история.
А когда это начинает выпячивать: «А что здесь такого? Это же норма, это альтернативная форма семьи», – человек начинает отстаивать право жить в поврежденном психическом состоянии и говорить, что это норма. Начинает быть опасным в пропаганде такого образа жизни.
С другой стороны, не может из одного источника течь горькая и сладкая вода. Такой закон. «Но он же хороший человек, добрый, порядочный, честный, добросовестный…». Бывает так: яблоко снаружи имеет красивый вид, а внутри завелась гниль, и в одночасье – только злосмрадие.
Если сердцевина человека – душа – повреждена на самом серьезном уровне, внешне он может иметь симпатичный вид, но это же извращение человеческой природы... Господь человека задумал в определенном порядке. Если нарушение порядка происходит – это катастрофа, трагедия, беда человека.
Ни в коем случае нельзя думать, что человек по природе таким рождается. Тогда надо Бога обвинять в том, что Господь каким-то образом узаконил, что от природы люди однозначно предназначены в эту категорию. Но нет, это несчастье человека, трагедия семьи, искажение воспитания, развращение самого себя.
Нельзя это оправдывать, это ложь, что человек таким родился. Нет, таким стал в определенных условиях, в которых рос. Деформировалась его психика, его отношение к взаимоотношениям полов. И это состояние души заразно. И от того, как человек к нему относится, и зависит отношение к самому человеку. Понимаем, что кто-то может страдать от алкоголизма, кто-то блудной страстью страдает, кто-то к наркотикам прилип, кто-то еще какие-то беззакония творит...
Если человек понимает, что это болезнь, страсть, какие-то усилия делает, – это одно. А если он говорит, что ничего страшного (сегодня одна, завтра другая, все так живут), общение с таким человеком может развратить, привести к вирусу внутри. Человек может так же снисходительно относиться к тому, что является смертью. Грех – это смерть. Нельзя его ни в какие обертки заворачивать. Он все равно останется мерзостью.
Поэтому мы жалеем грешника, сочувствуем ему, сострадаем, что человек запутался в этом безобразии души. Несчастный человек. Но когда безобразие пытаются показать за красоту, мол, можно себе это позволить, если очень хочется, когда человек болеет и эту болезнь распространяет, тогда, конечно, нужно дистанцироваться, хранить себя в душевном порядке.
Готовлюсь к небольшому выступлению, на очередной конференции попросили поговорить о выгорании. Не так давно, в 70-е годы, в нашем языке появилось выражение «эмоциональное выгорание». Его ввел в 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденбергер. Мы сейчас часто слышим: «человек выгорел, потерял интерес, внутреннее горение», «неоправданные ожидания». Но бывает так, что и в нашей – церковной – жизни мы встречаемся с этим явлением.
Один священник с тяжелой скорбью как-то посетовал: «Я тут увлекся строительством дома…». Так бывает: нужда постепенно перерастает в увлечение, а потом становится страстью. И – строители, недочеты, обои, светильники, канализация... И на пять лет ушел как бы частью своей души, но это перетянуло. «Я, – говорит, – сейчас чувствую, что потерял огонь. Раньше душа горела, а сейчас – уголечки».
В Священном Писании есть история про выгорание. Вспомните. Мы об этом уже как-то говорили. Царствие Божие подобно десяти девам, которые вышли навстречу Жениху. Пять были мудрыми, а пять – юродивыми. Они несли с собой светильники (в светильниках было масло), Жених задержался – и те стали выгорать. Одни говорят: «Помогите нам, светильники наши угасают». – «Ну как? У нас тоже… Мы должны дождаться Жениха. Вы бегите к продающим, купите себе». Пока те бегали, пришел Жених. Готовые вошли с Ним на брак – «и затворены быша двери». А потом прибежали те, говорят: «Господи! Господи! Отверзи нам». И услышали: «Я вас не знаю». И заканчивается эта история так: «Бдите и молитесь, потому что не знаете, в какой час придет ваш Господин».
Бдите, заботьтесь о наличии елея в сосуде своей души. Сосуд – это душа, елей – это благодать Духа Святого Божиего. То есть основное наше попечение должно быть о том, чтобы все время держать руку на пульсе. А как это сохранить, как стяжать, как приобрести? Потому что это ведь самое главное сокровище, которое должно быть. Светильники горят у всех, масло есть у всех, но дожидаются Жениха только те, кто заранее запас благодатный елей.
В Церкви есть четыре источника благодати, из которых мы все время можем черпать. Давайте вспоминать. Пауза – ждем... Правильно: церковные таинства, молитва, которая всегда может быть с нами, Священное Писание и служение милосердия. И к каждому человек должен припадать. Потому что наша душа все время должна быть в порядке. Есть такое выражение: нужно затачивать пилу для работы. Вот и наша душа все время должна быть заточена.
Человек пилит дерево, пилит долго – семь часов. Другой говорит ему: «Так у тебя пила тупая». – «Да отстань! У меня времени нет, чтобы пилу заточить, – мне нужно пилить дерево». Вот так бывает, что мы что-то делаем, с головой уходим – и забываем о том, что надо все время настраивать свой инструмент. Чтобы душа была настроена, как скрипочка, чтобы все в ней было подтянуто.
Для этого нужно так организовать свой режим, чтобы было время для молитвы. Воскресное время – для храма Божиего, раз в две-три недельки – для Причастия. Чтобы было время для поста, для духовного чтения, время для занятий спортом, для физкультуры, для личного общения с родными и близкими. Для духовного чтения и для чтения душевного – исторические, художественные книги. И все это можно организовать, если помнить, что в сосуде всегда должно быть масло, если немножко сил тратить на планирование, размышление о жизни – не просто плыть по течению, а все-таки думать: как я живу и к чему должен прийти.
Помогай нам всем Господь.
Записали:
Инна Золотовская
и Татьяна Муравьёва
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/blagaya-chast-s-protoiereem-evgeniem-popichenko-vypusk-ot-10-oktyabrya;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/blagaya-chast-s-protoiereem-evgeniem-popichenko-vypusk-ot-13-oktyabrya
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.