Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1034) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Пятая заповедь Закона Божия

Протоиерей Алексий Ладыгин: Пятая заповедь Закона Божия

№41 (1034) / 1 ноября ‘19

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029) – №40 (1033) 2019

Пятая заповедь звучит так: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» – удивительная заповедь Закона Божия! Конечно, мы очень много слов встречаем в Священном Писании о почитании родителей, бережном и трепетном отношении к ним, но самые главные слова сегодня прозвучали в этой заповеди, ибо родители становятся виновниками нашей жизни здесь, на земле: не было родителей – не было бы и нас. Поэтому у родителей есть и огромная власть, и огромная ответственность. Но она есть и у детей – и не только ответственность: это, наверное, единственная заповедь Закона Божия, когда Господь за исполнение ее дает еще и награду. Все остальные заповеди – как некое повеление, рекомендация Господа, чтобы мы придерживались именно такого исполнения Закона, и это совершенно необходимо нам, чтобы не приобщиться к страданиям здесь, на земле, и не лишиться Царствия Небесного.

А эта заповедь имеет и награду. Какую? «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» – да благо ти будет: ты будешь благословенным и долголетен на земле от Господа. Оказывается, наша жизнь на земле, наше долголетие зависят от того, насколько мы почитаем своих родителей, бережно и трепетно к ним относимся, можем слушать и слушаться их, любить и помогать им в своей жизни!.. Конечно же, все отношения с родителями Господь постарался еще как-то глубже раскрыть, ведь это самое, наверное, важное и трепетное, что должно быть в нашей жизни, и то, с чем мы сталкиваемся в повседневности: с родителями мы проводим очень много времени, они нас воспитывают, доводят до совершеннолетия, потом еще начинают помогать нам, нашим семьям, внукам, а затем наступает старость, которая тоже требует заботы и попечения. Поэтому родители – люди, что всегда рядом с нами.

Тяжело, конечно же, иметь мир и согласие со своими близкими. С чужими – да: чужому особо много не скажешь, а если скажешь, то получишь от ворот поворот, как говорит народная пословица, а своим скажешь – и они все вытерпят. Им высказываешь что-то не потому, что они плохи или не такие хороши: ты высказываешь человеку, который тебя сможет простить в любом случае, но который понесет боль в своем сердце. Поэтому здесь Господь позаботился, чтобы мы имели трепетное отношение к своим родителям… «Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них», – говорит премудрый Сирах.

Что такое благословение от родителей? «Молитвы родителей утверждают основания домов» (Молитва при Венчании) и благословение отца утверждает домы детей, говорит Священное Писание. Почему мы берем благословение всегда у родителей? Идем ли в школу, возвращаемся домой, поступаем ли в вуз, идем в армию, вступаем в брак (тут в первую очередь) – всегда берем благословение родителей, ибо оно утверждает основания домов. Куда бы мы ни шли, всегда говорим: «Мама, папа, благословите нас». Их благословение – это благословение Божие (такую силу Господь дал нашим родителям). «Чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть Господеви, – поучает премудрый сын Сирахов, – заступи в старости отца твоего и не оскорби его при жизни его. И если бы даже он сделал что безрассудное, не укори его и не упрекай заступи в старости отца твоего».

Смотрите, какая великая мудрость говорится нам в Священном Писании: чтобы мы слушали во всем родителей своих. Конечно, мы вырастаем, мы говорим, что «мы уже взрослые, мы эту жизнь понимаем лучше, а вы устарели – вы не знаете и не понимаете современных отношений».

Родители наши, конечно, могут не знать компьютеры, родители могут не понимать в каких-то биржевых делах или экономических вещах, но идеология жизни и отношений человеческих остается прежней – человек остается таким же, и грех остается таким же, и правда Божия неизменна, ибо Христос сегодня, вчера и вовеки Тот же. Ничего не меняется (нет ничего, говорит Екклезиаст, нового под солнцем), поэтому родители не учат нас, какую клавишу нажимать на клавиатуре компьютера – они учат нас жизни, поучают нас, чтобы мы не делали ошибок в человеческих отношениях и, конечно же, стремятся всячески, чтобы мы не нажили себе врагов, не сделали ошибок, за которые придется платить всю свою жизнь.

Поэтому они всегда что-то подсказывают, и в первую очередь, конечно, за мудрым советом всегда шли к своим родителям. И родители давали эти мудрые советы, и если дети умные, они всегда прислушивались к советам родителей и по сей день сохраняют и свои семьи, и свои рабочие места, и имеют повышение по служебной лестнице: мудрость родительская просто необходима.

У меня был замечательный случай, когда мы начинали преподавать основы духовно-нравственной культуры в Московской финансово-юридической академии (сейчас это известный огромный университет). И тогда мы, как священники, знали свой предмет хорошо, но у нас не хватало опыта преподавания, тогда мы пригласили одного известного профессора (ныне покойную) Юлию Константиновну Евдокимову, и я попросил ее: «Давайте одну лекцию провожу я – вы у меня присутствуете и говорите о моих недостатках. Другую лекцию вы проводите, а я делюсь с вами каким-то опытом своего духовного образования».

Вышла пожилой профессор – на нее ребята смотрят, только что поступившие в вуз… Она посмотрела на них мудрым взглядом, улыбнулась и сказала замечательные слова, которые мне запали глубоко в сердце: «Ребята, мы интересны друг другу – нам интересна ваша молодость, а вам интересна наша мудрость». Эти слова, конечно, относятся и к этой заповеди Закона Божия, ведь нам всегда должны быть интересны мудрость и жизненный опыт наших родителей. Поэтому и призыв, чтобы мы во всем слушались своих родителей и, конечно, боялись их прогневить. Так говорит премудрый Сирах: «Чадо, заступи в старости отца твоего» – здесь такое мудрое послушание для каждого из нас…

Родители, конечно, посвятили нам свою молодость, лучшие годы, здоровье, отдых. Так «жизнь жительствует» на земле: наши родители жертвенно жили ради нас, мы жертвенно должны жить ради своих детей, и так продолжается род человеческий на земле, – но приходит время старости, и оно не за горами.

Вся жизнь проходит как одно мгновение – наступает старость, и здесь каждый сын, каждая дочь имеют великую обязанность, и благословение, и заповедь от Господа, конечно же, заступаться (или заботиться) о старости своих родителей. И это самые благодатные послушания, и за это Господь, конечно, дает большую награду тем, кто выполняет эту заповедь повеления Божия – вообще отношения с родителями очень сильно влияют на нашу жизнь: либо дается богатство, либо лишаетесь всего самого доброго на земле.

«Чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них». Благословение родительское есть источник благополучия для детей и великий дар от Бога. Это действительно замечательные слова, которые говорит нам Господь. Опять-таки, мы с вами говорили: не почитаешь родителей – не будет блага, счастья, удовлетворенности от жизни. Даже если будет богатство, даже если ты займешь высокое положение – все равно у тебя никакой не будет удовлетворенности от этой жизни, ибо благость мы получаем от Господа, а Господь ее дает по тому, как мы относимся к своим родителям.

«Проклят Господом раздражай матерь свою, иже злословит отца своего и матерь свою, смертью да умрет» – в Книге Исход сказаны такие очень сильные и глубокие слова. Смертью да умрет человек, не почитающий родителей своих, доводящий их до плачевного состояния, в каком они могут пребывать.

Мы боимся проклятия цыган, экстрасенсов, но мы должны знать, что они нам ничего не могут сделать, они никакого отношения к нам не имеют, они не участвовали в нашем рождении и нашем появлении на земле. Мы должны бояться Бога и собственных родителей, которые имеют власть над нами, и, конечно, духовного отца, который еще имеет и духовную власть решить, прощать и запрещать и оставлять на нас наши грехи – вот кого мы должны бояться в своей жизни. Родители – это участники нашей жизни, имеющие огромную духовную власть над собственными детьми.

Проклятие матери лишает жизни, проклятие отца, сказано, приносит немало страданий и болезни человеку. Поэтом, дети, не раздражайте своих родителей, говорит апостол Павел: ни в коем случае не доводите их до состояния, когда они произнесут эти страшные слова, которые привлекут страшные болезни, несчастные случаи, беды и страдания. Поэтому всегда должно быть трепетное отношение к родителям: ни в коем случае не спорить, не доказывать, не выводить их из себя – быть благоразумными людьми.

Мы всегда должны выслушать мнение других людей, даже если у нас есть внутреннее какое-то несогласие, но мы должны выслушать мнение всех людей, в том числе и своих родителей, а потом, все мудро соединив в себе, принять какое-то решение. Конечно, нас, как свободных людей, даже Господь не заставляет ничего делать насильственно, но мы принимаем собственное решение, за которое затем несем ответственность. Это не значит, конечно, что, если мы не согласны с Господом, то должны метать стрелы в небо, а если не согласны с родителями, то должны их доводить до состояния сердечного приступа и такого серьезного гнева, когда они проклинают собственных детей.

Отношения должны очень четко закладываться в семье, и, конечно, каждый из родителей должен помнить об этом и останавливать собственных детей, когда они переступают некую черту дозволенности со своими родителями: отец – когда дети что-то говорят против матери, мать – когда дети восстают на отца, ведь и то, и другое слово, сказанное родителями, всегда доходит до Господа (есть русская пословица: «Слово матери – Богу в уши»). Вообще должно быть очень трепетное отношение к словам, которые направлены к нашим детям.

Бог слышит слово, и слово не может быть шуточным, пустым – для Него всегда слово действенное: если ты говоришь слово, оно уже имеет действие.

Очень много случаев было, когда люди и болели, и страдали лишь только из-за того, что приносили какие-то беды и скорби собственным родителям. Так, рассказывается, к преподобному Парфению привели ребенка, который очень сильно страдал, мучился и был бесноватым, а преподобный отказался его исцелять. Тогда родители стали просить: «Преподобный, помоги». А он говорит: «Вы же сами к Отцу обращаетесь. Он же с тобой плохо общался?» – «Плохо». – «Ты молился, чтобы Господь наказал его?» – «Молился». – «Вот Господь его и наказал, поэтому пусть он понесет наказание за свое неправильное отношение к отцу». Но родители стали раскаиваться, просить прощения у Господа, у преподобного, и сжалился Парфений – и изгнал беса из этого отрока.

Очень много случаев, когда люди мучаются, болеют и в своих болезнях хотят принести некую жертву (что-то пожертвовать на храмы, монастыри), чтобы Господь избавил их от болезней…

Рассказывается, как один человек пришел к преподобному Александру Свирскому и после службы преподобный стал собирать в епитрахиль милостыню, которую народ принес на строительство и восстановление обители. Подошел один селянин. И тот отталкивает его руку. Оттолкнул раз, второй, на третий раз человек опять подходит к нему: «Я от тебя не возьму милостыню». – «А почему?» – «Рукой, которой ты милостыню подаешь, ты не один раз ударил свою мать». И тогда этот человек говорит: «А что же мне делать?» – «Иди проси прощения у матери». И когда он уже испросил прощения у матери, вернулся к преподобному, тогда преподобный взял от него милостыню. Великий грех, когда кто-то пренебрегает родителями или смеет даже их бить, – за это очень сильное наказание.

Очень много случаев в нашей житийной литературе, как кто-то ударил мать – и затем Господь его наказал такой сильной болезнью, что она его мучила много лет, потом он все-таки раскаялся и Господь избавил его от болезни, но он стал тихим, мирным и стал всем говорить, что ни в коем случае и никогда, в каком бы ты состоянии ни был, не должен заниматься рукоприкладством по отношению к своим родителям; это, конечно, великий грех, и мы не должны это делать.

Такое отношение трепетное должно быть всегда к нашим родителям: всегда нужно заботиться об их старости, ни в коем случае не отказываться от них и не отдавать их в дома престарелых. Был такой случай, когда женщина прожила много лет – 104 года, верующая христианка, и уже оставалось ей жить немного, но еще была крепенькая, а дети ее отдают в дом престарелых – и буквально через месяц она там умирает. И, конечно, такая боль, что не смогли до конца донести крест, который мог бы быть увенчан великой наградой от Господа – перечеркнули за один месяц всю награду и все свои труды по отношению к собственной матери.

Конечно, эта заповедь шире – здесь не только почитание родителей очень важно, но и почитаниевласти предержащей: всякая власть от Бога, говорит нам Священное Писание, – особенно царственная власть, когда были помазанники Божии. Здесь, конечно, за непочитание власти Господь тоже посылает наказание, но об этом можно говорить много, можно мало сказать.

Наше Отечество пережило отказ от помазанника Божия. «Вся эта власть плохая, сейчас придет новая, она хорошая, она все изменит», – но изменила так, что мы до сих пор прийти в себя не можем. Дал Господь эту власть – терпи до конца срока. Потом какую изберешь – опять терпи до конца срока, если мы такую власть избираем. Всякая власть от Бога, и с этим давайте мы не будем спорить, иначе будем страдать так, как пострадали после 1917 года и страдаем даже до сего дня…

Конечно же, мы должны почитать и священнослужителей: они – отцы духовные, в их власти, войдем мы в Царствие Небесное или не войдем. И очень сильно ошибаются те, кто хулит священнослужителей, кто думает, что сейчас у нас демократия и свобода и мы распишем этих попов: вот они такие-сякие, сами недостойные… Священник прощает грехи: ему Господь дал власть – кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Мы должны заботиться о своей будущей жизни, потому что все равно придет старость, придет смерть, а за порогом смерти есть и рай, и ад – там, конечно, каждый найдет свое место.

Если мы здесь живем недолго, то там будем пребывать вечно, поэтому нужно заботиться о своей вечности. И особенно вступающий на путь веры, вступающий в Церковь Христову через таинство святого Крещения, должен это всегда помнить – и напоминать об этом всем своим близким. Поэтому почитание и старших, и начальствующих должно быть обязательным.

Мы сегодня очень просвещенные ученые, грамотные, мы не только читаем, пишем, но создаем великие программы на компьютерах, летаем в космос, занимаем важное положение в каком-то экономическом поле и так далее, но что происходит с обществом? Оно деградирует духовно – и это очень страшно.

Как-то митрополит Иона (он родом из Москвы, бывший митрополит Астраханский) приехал в отпуск в Москву, в свой родной город, и говорит: пойду посмотрю, чем живет Москва. И спустился в метро седовласый старец, с бело-седой бородой, с длинными седыми волосами, преклонного возраста… «Я, – говорит, – зашел в метро и был удивлен: какой народ грамотный; кто читал газеты, кто книги, кто перелистывал страницы в iPhone и iPad – то есть каждый чем-то занимался. На это было, конечно, смотреть удивительно – какая грамотная Москва, какой она имеет замечательный потенциал! Но при всем этом на протяжении всего моего пути никто мне не уступил место».

Это, конечно, очень прискорбно – это нарушение именно пятой заповеди Закона Божия: непочтение к старшим, непочтение к старцам. Человек, конечно, свидетельствует, что это последние времена. Мы можем весь мир приобрести, но если не будет любви, никакой пользы нам не будет. Мы можем вспомнить и слова святого апостола Павла, когда говорят, что в последние времена люди будут наглы и непочтительны к своим родителям, к старцам. Конечно, никто из молодежи не переломится, уступив место… Но почитать старчество необходимо.

Эта заповедь Закона Божия и говорит нам, чтобы мы пересмотрели свое отношение к родителям, начальствующим, священнослужителям – это очень больная тема на сей день.

Я бы хотел к ней еще раз обратиться. В древности говорили так: лучше 7 деревень спалить, чем священника осудить. Сегодня этот грех забывается, что он великий… Конечно, за 7 деревень сожженных человека предавали смертной казни, а за осуждение священника сейчас чуть ли не получают похвалу – это очень плохо. Причем появляется такая среда, где священнослужители создают блоги против священнослужителей. Это не образ демократии – это образ нарушения заповеди Закона Божия.

Поэтому мы должны всячески стремиться почитать и своих родителей, и начальствующих, и отцов духовных, и старцев. И, конечно, всячески стремиться не раздражать своих родителей, и тогда благословение Божие будет на нас, и долголетни будем мы с вами на этой земле.

А сейчас, дорогие братья и сестры, мы прощаемся с вами. Храни вас всех Господь.

Следующие наши передачи будут наполнены продолжением изучения заповедей Божиих. В следующий раз мы с вами будем говорить о 6-й заповеди Закона Божия, и потихонечку погрузимся в мир нашей христианской жизни и ее законов, которые, как мы с вами говорили, даны нам не ради ограничения нашей свободы, а чтобы мы были счастливы на этой земле. Ведь всякое нарушение Закона Божия – это наше незаметное прикосновение к страданиям на этой земле.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс