Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Участие в таинствах, молитве и Причастии не могут сами по себе изменить человека, как некая магическая таблетка: выпил ее и с утра встал другим – всех любишь и помогаешь всем с радостью... Изменить свое сердце и научить его сострадать и любить можно, когда каждый день будешь сострадать и любить.
Из любящей руки и соль сладкая
Сегодня многие люди недовольны своей жизнью, своей семьей, своим положением в обществе, работой, властями, соседями, погодой – да чем угодно: современное общество словно бы заражено эпидемией хронического недовольства. Только если при эпидемии гриппа люди стараются остерегаться, принимают меры, чтобы не заразиться, мажут нос оксолиновой мазью, пьют витамины и имунноукрепляющие отвары, носят медицинскую маску на работе, проветривают помещение, стараются реже бывать в общественных местах и так далее, то здесь происходит ровно наоборот.
Зараженные недовольством люди брюзжат на работе, с утра до вечера обсуждают плохих начальников и то, как все плохо и вообще, и в стране. Выходят на улицу, жалуются на нерадивых дворников, в магазине – на бездушных продавщиц. Приходят в гости, но вместо цветов и торта вываливают это свое недовольство на стол ничего не подозревающим хозяевам, возвращаются домой – поскорее включают телевизор, чтобы посмотреть передачи, где простые или известные личности рассказывают, как у них все плохо.
Стоит болезнью хронического недовольства заболеть, как и вправду твоя жизнь становится, прямо скажем, не очень, иногда просто мрак, по себе знаю. Но у нас, православных, есть против этой опасной духовной болезни верное, надежное и проверенное средство – благодушие – как в старину говорили: «Из любящей руки и соль сладкая».
Когда знаешь, что все происходящее в твоей жизни от любящего Бога, поводы для недовольства исчезают сами собой. Солнце с утра – хорошо, все расти лучше будет, дождь – значит, земля напьется, засухи не будет, зелень вся расцветет: слава Богу за все! И, конечно, надо не осуждать и злословить, а больше заниматься своей жизнью: в церковь ходить, молиться и со своими грехами бороться – это самые полезные духовные витамины против недовольства и хандры.
Вера и разум
Как-то раз в храме в конце службы, когда народ пошел ко кресту, впереди меня шли две женщины, сложив руки крест-накрест (как на Причастии). Люди в очереди им замечали, что Причастие уже закончилось и руки не нужно крестом складывать, а они уверенно отбивались: «Да что вы такое нам говорите? Нам священник сказал, что обязательно нужно руки вот так складывать». И сжали руки еще крепче: мол, нечего нам зубы заговаривать, без вас знаем, как правильно.
Глядя на этих уверенных в своей правоте женщин, готовых теперь со сложенными руками хоть в булочную ходить, я подумал, что такое, к сожалению, часто можно встретить в современной церковной жизни. Переступая порог храма, вполне взрослые, разумные и рассудительные люди начинают вести себя порой хуже маленьких детей, готовых поверить во все, что им скажут, не рассуждая и принимая любые слова как руководство к действию. Это в советское время людям с детского сада антицерковная пропаганда вдалбливала, что вера и разум несовместимы, а на самом деле без разума никакая духовная жизнь невозможна.
Голос совести через наш ум говорит нам, как поступать, что хорошо и что плохо, что полезно и спасительно для души, а что нет. И молиться без разума, без внимания умом к словам молитвы – пустая и опасная трата времени, обессиливающая и душу, и ум. Одно дело произносить осознанно слова молитвы, согревающие и утешающие душу, и совсем другое – бессмысленно бубнить непонятные фразы, как бездушные непонятные формулы, от чего в голове кавардак и на сердце смущение. Отец монашества преподобный Антоний Великий говорил: «Как зрение имеем мы от Бога для того, чтобы распознать видимое, что белое и что черное, так и разум дарован нам от Бога для того, чтобы различать, что душе полезно, а что вредно».
А о бездумном отношении к вере в народе так говорят: «Научи дурака Богу молиться – он и лоб расшибет».
Воцерковленные нехристиане
В церковной жизни бывает, что человек вроде бы глубоко воцерковился, а христианином не стал: он на службы ходит, все положенные молитвы читает, постится и регулярно исповедуется и причащается, а сердцем далеко от Христа.
Внешне человек в Церкви, а как людей не любил, так и сейчас не любит. Так бывает, когда внимание человека сосредоточено на внешнем исполнении положенного – отстоял службу, вычитал молитвенное правило, соблюдал пост, соборовался, исповедовался, причащался, а внутренне, сердцем остался неизменным.
Участие в таинствах, молитве и Причастии не могут сами по себе изменить человека, как некая магическая таблетка: выпил ее и с утра встал другим – всех любишь и помогаешь всем с радостью. Таинства дают силы измениться, но меняться – поступать наперекор своим греховным желаниям должны мы сами: каждый день, с утра до вечера. Изменить свое сердце и научить его сострадать и любить можно, когда каждый день будешь сострадать и любить.
Помню, как-то раз разговорился со своим другом-настоятелем о жизни у них на приходе, где все казалось мне красивым и благочестивым, а он горько усмехнулся и сказал: «Знаешь, как нам еще далеко до нормального христианского отношения друг к другу? Боюсь, моей жизни не хватит, чтобы этого добиться». Меня его ответ сильно удивил: «Как так? Да у вас некоторые прихожане вообще из храма не выходят, сутками готовы молиться». А он покачал головой: «А когда на вечерне у нас Исповедь, они выстраиваются в очередь – если кто-то из новых тоже захочет на Исповедь, то окажется в конце очереди – все наши уже давно друг за другом места заняли. А разве это нормально: человек из храма не выходит, а другого, кто первый раз к нам пришел, пустить вперед себя не может? И если я с амвона в праздник народ на праздничную трапезу не пригласил по забывчивости, наши после службы встали и молча пошли в трапезную, а я потом спрашиваю: „А где люди? Вон сколько народу на службе было, почему одни и те же постоянные прихожане за столом?”. Все плечами пожимают, глаза в пол, и выясняется: никто новых людей даже не додумался позвать, а потом еще хотим, чтобы кто-то к нам в храмы шел и детей к нам водил». В общем, знакомая история.
Самое грустное – когда после этого разговора я стал о себе задумываться, тоже много чего нелицеприятного вспомнил, хотя вроде бы и в церковь давно хожу, даже в монастыре жил. Только это все внешнее, а вот научился ли ты нелицемерно, по-христиански любить других людей, искренне прощать, от души жертвовать, доверять Богу и смиряться? Это другой вопрос – и он самый главный.
Такие дела.
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-epidemiya-nedovolstva;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-vera-i-razum;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/gluboko-votserkovlennye-nehristiane
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.