Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №1 (994) – №40 (1033) 2019
Уже прошло немало бесед, посвященных ответам на вопросы, но пришло их много, поэтому давайте попробуем на них ответить.
Пришло письмо от нашей сестры, которая описывает свои особенности. Давайте попробуем разобраться и помочь и ей, и себе – ведь эти ответы в первую очередь нам нужны, а не только чтобы ответить конкретному человеку – эти примеры нам нужны, чтобы каждый поучился сам в себе искать подобные проявления страстей, ведь они у нас очень похожи: мы вроде бы все разные, занимаем разное положение в обществе, национальность у нас разная, возраст, семейные традиции – но рождаясь, мы все наследуем одни и те же страсти, один и тот же их набор, и они очень часто проявляются так, что многие люди могут в том или ином проявлении увидеть себя. Давайте посмотрим, что пишет наша сестра, наша зрительница, и попробуем в этом разобраться.
Сестра пишет, что она с рождения страстная – видимо, с детства себя такой ощущает (активная, энергичная). «Можно это по-разному понимать, характер упертый, взрывной всегда был; как говорят неверующие, сильный характер. Очень стараюсь этот дурной навык в себе изжить. И, бывает, месяцами я как новенькая, тихая, а потом как найдет!.. Почти готова сама себе голову разбить от необъяснимой ярости». Давайте попробуем разобраться, что это такое.
Бывают разные психологические типы людей: кто-то очень мирный, спокойный, кто-то энергичный, но это не означает, что человек, родившийся энергичным, с сильным характером, Богу не нужен и что только мирные люди входят в Царствие Божье. Конечно, Господь всех людей принимает.
Нам надо понимать, что внешняя тихость и внешняя мирность еще ни о чем не говорит (особенно это по школьникам видно – кто работает учителем, занимается их воспитанием, замечает, что из даже, может быть, слишком активного мальчишки потом получается трудолюбивый человек, хороший гражданин. А тихий, незаметный мальчик, который не доставляет проблем, во взрослом возрасте очень даже может доставлять проблемы себе и другим.
Поэтому внешняя оценка – «тихий, спокойный человек» или «энергичный» – сама по себе ни о чем не говорит: страсти есть у всех, и у одного они могут быть явными, у другого проявляются тайно, но это не означает, что он лучше или хуже. Другой вопрос вот в чем: человек заметил что-то в себе… Сестра взрослая уже, и замечает, что это ее особенность – она родилась с таким характером.
Мы так или иначе наследуем какие-то особенности своих родителей. Бывает, что в семье целые поколения таких энергичных женщин. И, наоборот, у них подавленные мужья – ими подавленные. Бывает, что рождается девочка, а ей передаются какие-то отцовские качества – волевые, сильные. Что делать таким людям? В первую очередь – не огорчаться: мы с вами должны понимать, что не изображение святости нам нужно, а действительное стремление к Христу. Поэтому важно не какой у человека характер, а как он с этим борется.
У одного из церковных писателей я встретил замечательную фразу, она мне очень понравилась: «Я люблю тех монахов, кто борется, падает и встает» (он монах и писал о монахах, но это к нам, мирским людям, тоже относится). Что это означает? Гладенький и ровненький человек, но это не означает, что он близок к спасению, что он стал ближе к Христу: это может быть игра – какое-то изображение себя, театр какой-то. Когда идет настоящая война, настоящая борьба, то все не так гладко, и чем человек искреннее борется, тем больше он понимает, что без Христа ему не жить: без Христа он ничего не может.
Поэтому когда человек с активным характером начинает себя смирять, скручивать волевым усилием, это ценнее, чем когда человек меланхоличный, когда ему ничего не надо, он никуда не лезет – и кажется, что все хорошо. А то, что вы увидели у себя эти задатки с детства, не означает, что бороться не надо и , что не ценна Ваша борьба.
Бывает, мы живем в мирской обстановке – и часто люди мечтают: «Мне бы тишину, никто бы не мешал, я бы взял в руки молитвослов, Канонник или четки, помолился долго. А у меня за стенкой телевизор, сверху соседи, тут же дети требуют внимания». На самом деле это все мечты: человек неправильно оценивает обстановку и начинает мечтать о том, чего у него, во-первых, нет, и что, во-вторых, ему и не нужно.
Наоборот, попытки молиться, когда некомфортно, шумно или кто-то требует твоего внимания, ценнее, чем когда человек находится в якобы стерильной обстановке. Помести нас в такую обстановку, мы долго молиться тоже не сможем – это кажется, что тогда мы будем бесконечно призывать Бога. Все не так: это очень сложно на самом деле. Поэтому нам нужно не попадаться на происки лукавого, который тут же хочет бросить нас в страсть печали, когда человек начинает неправильно оценивать обстановку, в которую Бог его поставил, роптать, обвинять других, мечтать и, соответственно, терять время и возможности вести настоящую духовную жизнь.
Так вот, сестра пишет, что после прихода в Церковь ее взрывной, энергичный, командный характер потихонечку начинает уходить. Временами она чувствует мир, тишину. Но лукавого не обманешь – он начинает поднимать старые страсти, и она беспокоится, переживает, что видит себя вдруг в необъяснимой ярости: вроде бы все хорошо, все спокойно, а чувство страшное. Она описывает, как пытается бороться: «С близкими стараюсь не контактировать, но чаще всего и не соображу, как укрыться от них в этот момент, а повод для ярости, когда общаешься, всегда найдется».
С одной стороны, хорошо, что вы заметили такой свой внутренний недостаток; с другой стороны, мы не можем укрыться от людей – мы живем в миру, среди родственников, знакомых, и все равно будем с ними контактировать. Нам нужно понять, что как раз общение с людьми и позволяет выявить этот наш недостаток – это тоже хорошо: это надо оценить с точки зрения пользы для духовной жизни.
Мы уже многократно приводили пример: если человек болен какой-то тяжелой, смертельной болезнью, но поддающейся излечению, лучше это увидеть на первых стадиях, а не тогда, когда уже поздно лечиться. Так же и здесь получается. Если мы хотим увидеть страсти, не надо специально с кем-то общаться – мы все равно будем общаться: у нас есть родственники, друзья, какие-то обязательства перед людьми, с которыми мы контактируем.
Не надо специально идти на дискотеку и общаться с кем-то в ночном клубе якобы ради духовной жизни – это, конечно, безумие: все равно мы будем среди людей. Избегать надо общества, явно приводящего к греху: допустим, если вас на пьянку зовут, идти необязательно, или вы знаете компанию людей, которая пригласила вас в гости, но будет весь вечер осуждать других – этого можно избегать, не ходить на такие «мероприятия». Но общаться с людьми мы все равно будем. Поэтому, с одной стороны, чего-то избегать нужно – блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, это понятно, а с другой стороны, полностью избежать в миру общения с людьми невозможно, но этого и не нужно делать.
Еще раз повторю: люди, обладая какими-то грехами и несовершенствами, позволяют нам увидеть наши грехи и несовершенства. Вот сестра пишет, что повод для ярости всегда при общении найдется. Это совершенно верно, так и есть. Мы яримся, злимся, ибо гнев в этом случае – проявление страсти гордости: наше самолюбие задевают – и в нас, как реакция на это, рождается гнев. Потому, еще раз повторю, это не означает, что нужно закрыться в комнате и не общаться с людьми – наоборот, общение позволяет увидеть, кто мы есть на самом деле.
И вот задето самолюбие, ярость проснулась – какой интересный момент замечает сестра: «Заметила, что ярость поднимается откуда-то не в одночасье, а как бы нужно время для ее развития. А где и в чем я себе потакаю, чтобы до такого беснования доходить, не знаю».
Смотрите: лукавый действует не всегда прямо, он любитель многих ходов, он легко через них толкает нас к греху, особенно когда мы пытаемся жить внимательно. Кто невнимателен, у того и страсть поднимается, а когда человек, как сестра, уже имеет опыт духовной жизни и наблюдает за собой (что очень хорошо), тогда лукавый не напрямую поднимает страсть, а пытается накопить силу этой страсти. Как это происходит? Еще раз напомню: страсти, особенно у внимательного человека, не сразу возникают в каких-то тяжких проявлениях, это действительно происходит в виде накопления.
Сестра одно не может заметить в себе: почему эта ярость возникает? От гордости. А как мы гордость напитываем? Осуждением, например: «Этот не такой, те не так себя ведут...». Человек осудил, забыл покаяться – и вообще забыл об этом грехе. Затаилась эта страсть, и человек в период, когда спокойно и мирно, расслабился, что тоже неправильно: ведь страсть не исчезла – все в процессе, такова тактика лукавого, он может на время отпустить человека, а потом снова напасть.
Рыбаки меня поймут: когда нужно из воды вытащить крупную рыбу, которая попалась на крючок, леску отпускают, а потом снова подтягивают, отпускают и подтягивают – это делается, чтобы рыба устала, тогда ее можно из воды доставать. Так же лукавый действует. Крючок в нас еще есть: гордыня в нас есть, у каждого человека. И лукавый на время отпускает нас – нам кажется, что мы свободны, а на самом деле крючок у нас в сердце сидит и леска такая толстая, что не перекусишь никакими острыми зубами. Когда лукавый видит, что мы расслабились, он тут же дергает за этот крючок – и мы оказываемся снова в его лапах.
Это происходит как раз потому, что тактика поменялась. Так что расслабляться не надо: в тихом, мирном состоянии мы Бога благодарим, но к себе должны быть очень внимательны – тишина не означает, что наступило полностью благодатное, мирное, спокойное время. Человек расслабился, находится, как он думает, в мирном состоянии, но… Раз осудил, два осудил, где-то погневался и не обратил внимания – и от раза к разу крупиночки пороха набираются, и чтобы этот порох взорвался, нужна маленькая искра. Сестра удивляется – вроде бы ничего сверхъестественного не произошло, а это чувство ярости (как она правильно пишет, беснование) появилось: накоплен этот порох страсти.
Сестра задает вопрос: «В чем я себе потакаю?». Мы потакаем себе, подпитывая свою гордость склонностью к спорам, несогласием с близкими, со старшими, нежелание им служить и, конечно, осуждение – различные потакания своему самолюбию (много может быть проявлений страстей). Сестра спрашивает: «Что же делать? Может, нужно грехи вспоминать?». Вспоминать грехи – это одно из важных, нужных, действенных средств, чтобы нам научиться бороться, ведь ситуация Богом попускается, чтобы мы поучились бороться.
Что такое «вспоминать грехи»? Если мы пытаемся быть к себе внимательными и начинаем, например, мысленно осуждать другого человека, что нам делать, чтобы не осуждать его? Действительно, вспоминать свои грехи – многим из нас есть что вспомнить, забывать свои грехи нельзя категорически; не правы те христиане, которые говорят: «Исповедовался – и не вспоминай, а то будет уныние, печаль и так далее» – это неправильная ( думаю, даже вражья) позиция. Помнить свои грехи обязательно нужно: это важное средство, чтобы правильно идти к спасению.
Когда человек невнимательно относится к себе и не изучил веру, не понимает, как жить по ней, но как-то пытается в церковной жизни участвовать, то в народе такая Исповедь называется «сдать грехи». Как мусорное ведро: копил, копил – «сдал грехи», вывалил этот самый мусор – и у тебя чистое ведро, ты с ним можешь жить дальше и снова копить мусор. А все ведь немножко иначе. Ошибка в чем? Человек думает, что он избавился полностью от страсти, но невозможно полностью избавиться от нее: ты раскаялся в проявлениях страсти, но она сама-то ведь осталась (как хроническое заболевание человека в период ремиссии: он в этот момент не болеет – и выбрасывает свой больничный лист, медицинскую карту и говорит: «Все, я здоров». А как ты здоров? Придет весна или осень, у тебя снова начнется это заболевание – и ты удивишься: «А почему я болею?»… Причем до этого лет 20 болел!)
Грехи, страсти – это наши хронические заболевания. Мы рождаемся уже будучи духовными инвалидами – и болеем всю жизнь. Поэтому к своим страстям, к прошлым грехам надо относиться, с одной стороны, внимательно и помнить о них; с другой стороны, не впадать в печаль (которая, еще раз повторю, с покаянием не имеет ничего общего). Покаяние основано на вере в Христа, на надежде на помилование и на решимости бороться с грехами. А если человек вспоминает свои грехи и начинает опускать руки, печалиться, говорить, что Бог его не простил, то это не христианство, а какая-то лукавая подделка, которую часто люди по невнимательности принимают за покаяние.
Так вот, человек, внимательный к себе, понимает, что он сам хронически болен грехами. Видя хроническое заболевание в другом, он должен сказать себе: «Я такой же больной – и я хуже этого человека: я вижу, как он единожды согрешил, а знаю, сколько я согрешаю» – и не захочется грешить осуждением, страсть не подпитается: несколько крупинок на эту страсть не упадет. Соответственно, можно дальше жить в спокойном, мирном состоянии, наблюдая за собой. Поэтому нужно, братья и сестры, грехи вспоминать обязательно – это важнейшее средство не дать развивать в себе гордыню.
Дальше сестра задает вопрос – на самом деле очень правильный, нужный: «Может, помолчать со своим умным мнением, когда не спрашивают?». Конечно, надо помолчать, когда нас не спрашивают. Это очень важное упражнение. Люди разговаривают, а ты такой умный, ты сейчас всех вразумишь, просветишь… Но тебя не спросили, поэтому нужно взять волю в кулак, начать молиться, понимая, что это гордыня из тебя сейчас прет. Если ты неправильный совет дал, ты повредил и человеку, и себе: ты ответственность несешь за этот совет. Конечно, нужно молчать… А если даже тебя спросили, надо смотреть по обстановке: стоит ли человеку советовать? Может, сказать: «Я не знаю, как поступить, – думай сам»?
В житиях святых не редкость, когда к какому-нибудь старцу приходит знатный человек и желает его видеть, а тот ему говорит: «Я глупый, необразованный, ничего не знаю». И человек уходит. Мы думаем: «Как же так? Ведь какая же возможность просвещения! Он мог бы ему сказать, человек бы что-то узнал…». А старец был духоносным человеком – он прекрасно понимал, что человек пришел не за истиной, а, может быть, потщеславиться: дескать, он у старца был...
Поэтому не всегда нужно даже на просьбу о каком-то совете отвечать человеку, особенно если вопрос был задан несерьезно или мы знаем, что человек слушать не будет. Но если хорошая, добрая обстановка и действительно человеку нужен совет, надо очень скромно что-то ответить, с сочувствием, без какого-то обличения – тогда человек может послушать. А если нет, то ответить: «Не знаю», и все. А если мы лезем со своими никому не нужными (да еще и вредными, не соответствующими ни нашему духовному росту, ни состоянию близких) советами это, как правило, вызывает гнев близких, раздражение против нас, и мы сами себе вредим, подпитывая свою гордыню, а потом впадаем в ярость, начинаем бесноваться.
Сестра пишет, что у нее есть несколько предположений – они правильные: не соваться со своими советами – не подпитывать свою гордыню и вспоминать свои грехи: очень верное, хорошее упражнение. «Но приступов этих боюсь» – и очень правильно делаете, что боитесь.
Замечательно, что вы видите виноватой во всем себя, а не близких – часто бывает наоборот: близкие все виноваты, «я-то хороший, весь как одуванчик, а все остальные – злые волки, которые только и хотят мне досадить». Мы сами виноваты – это наши проблемы. Сестра делится на самом деле очень хорошим опытом. «Хорошо утомиться физически – и повторять: „Господи, помилуй”! Хорошо помогает». Смотрите, человек приобретает опыт и делится им с нами: действительно, когда мы чувствуем, что близкие нас начинают раздражать или начинается спор, надо уйти, например в ванную или в другую комнату, поклоны земные поделать – утомиться физически, повторяя: «Господи, помилуй!» – с молитвой, с раскаянием. И хорошо помогает. «Иной раз и краткая молитва перед иконой может исцелить прямо и вдруг, главное – успеть выскочить прежде чем кого-то обидела, – пишет сестра. – Вообще я много и часто кого-то обижаю и много от этого страдаю». Наша сестра делится с нами тем, что она внимательна к себе, понимая, что у нее есть внутренняя беда. При появлении страсти она начала ее уже замечать, а когда заметила, начала с ней бороться как умеет; можно ее только поддержать – действительно, поклоны, молитва, раскаяние помогают. И помогает желание бороться, которое у сестры есть.
Дорогая сестра, мне хочется вас поддержать в вашей борьбе. Хотелось бы показать, на что, может быть, надо обратить внимание (не могу знать точно, но судя по письму, предполагаю). В моменты, когда все тихо и спокойно, важно не осуждать никого, не превозноситься над близкими – так, возможно, мы будем меньше подпитывать свою гордыню.
А так вы делаете все правильно: нужно быть к себе внимательным, при появлении страстей начинать бороться и бояться своих страстей, понимая, кто мы такие – вы правильно пишете, что беснования одолевают. Если мы сами, братья и сестры, будем понимать, что мы, на самом-то деле, бесноватые и не будем себе позволять расслаблений, не будем позволять себе грешить, то грешить будем, конечно, гораздо меньше. Спасибо, дорогая сестра, за ваше письмо.
Дорогие братья и сестры, я снова и снова предлагаю вам тоже поучаствовать в наших беседах. Видите, уже целый цикл у нас с вами рождается из ваших писем – мы вместе создаем его, и для меня это очень важно. Поэтому если у вас будут какие-то вопросы, замечания, что-то будет непонятно, предлагаю вам писать на электронный адрес kanev@tv-soyuz.ru . Да поможет вам всем Господь, дорогие братья и сестры! (Продолжение в следующем номере)
Записал:
Игорь Лунёв
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.