Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1034) → Священник Владислав Береговой: «Господи, помоги мне подчиняться Твоей воле и уметь слышать ее»

Священник Владислав Береговой: «Господи, помоги мне подчиняться Твоей воле и уметь слышать ее»

№41 (1034) / 1 ноября ‘19

Беседы с батюшкой

Сегодня будем отвечать на вопросы наших телезрителей. Их накопилось очень много, и первый вопрос: «Как объяснить детям многообразие религий? Если Бог один, почему религии разные?».

– Мы объясняем это очень просто (у меня трое детей). Есть православная христианская религия, когда люди верят в истинного Бога – Сам Бог, став Человеком, рассказал, как правильно жить, как спасаться, как жить так, чтобы достичь Царства Божия, вечной славы после смерти, да и при жизни. А есть огромное количество религий, которые выдуманы людьми еще до того, как Бог стал Человеком, еще до того, как Бог Сам рассказал, в чем состоит смысл загробной жизни.

Сейчас о них уже многие забыли (древнегреческие, римские религии, вавилонские, ассирийские), они так и называются – мифология, их даже в школах изучают в рамках мировой литературы или истории человечества. Собственно, сама человеческая история говорит, что невозможно верить религиям, которые выдуманы людьми, их человечность прямо сквозит – ведь все иные боги на самом деле просто проекция человеческих чувств...

Древние греки, римляне не верили ни во что из того, что считалось основой их религиозного мировоззрения: мы читаем труды древних историков, философов и видим их атеизм. Кого судили за атеизм? Сократа. Он выпил яд цикуты, ибо пренебрегал древними богами. Хотя никто в них не верил (собственно, и те, кто его приговорил к смерти), но так было положено. То есть если ты уже гражданин великой Греции, то будь добр, не нарушай традиции. Почему же множество религий? Потому, что огромное количество людей заблуждались, и они, вместо того чтобы досконально изучить основы своей веры, разобраться, истинная она или ложная, просто верили на слово.

Следующий вопрос: «В одной из бесед на вопрос: „Чем больше делаешь добра, тем больше получаешь зла?” было отвечено, что мы вправе выбирать свое окружение и друзей. А как тогда быть с родственниками?».

– Родственников не выбирают. И так грустно говорит Писание, что враги человеку домашние его. Сказано немного в другом контексте и в преддверии грядущих гонений на христианство: мы знаем, как отцы своих детей отдавали на страшные мучения, жития святых мы читали.

Но если немного смягчить градус и посмотреть на наши сегодняшние обстоятельства и семьи, мы увидим, что мы не церемонимся как раз с мужем, женой, с детьми – в общем, с близкими людьми. Если мы ведем себя в обществе более-менее сдержанно, стараемся не ответить злом на зло, особенно если это начальник или учитель (человек, от которого мы зависим), то дома не церемонимся и говорим человеку что угодно, выливаем на него тонны негативной информации, злости, агрессии. Особенно если ты уже злой пришел домой, на ком ты отыгрываешься, если тебя начальник обидел? На бедной жене, на детях. Чего здесь нет? Здесь нет борьбы с собой, со страстями и даже элементарного уважения. Поэтому делай добро – и, как говорят в народе, бросай его в воду: если ты ждешь ответной реакции, по сути, ты продаешь, а не делаешь добро ради добра.

Знаете, когда мы даем милостыню, иногда говорим такую фразу: «Христа ради». Можно все делать Христа ради в таком смысле: я не хочу этого делать, но я читал в Писании, что Господь заповедовал быть милостивым, сдержанным, щедрым, не сребролюбивым. И я через «не хочу» даю ради Христа – не потому, что я добр, не ради себя, не ради того, что мне дается легко, но понуждая себя достигать Царство Божие. И в результате постоянного навыка потихонечку приобретаю и щедрость, и внимательность, и уважительное отношение к окружающим.

Дома надо вести себя так, то есть сдерживать себя: через «не хочу» быть христианином, через «не могу». И потихонечку ты действительно станешь хорошим сыном, хорошим отцом, и не будет того, о чем здесь говорили.

Следующий вопрос: «Можно ли прокалывать уши? Наш батюшка ругает своих прихожанок, я серьги сняла, но остались сомнения – грех ли это?».

– Я не люблю комментировать благословения других священнослужителей: в чужой монастырь со своим уставом не суются. Там, где я служу, нет традиции ругать девушек за то, что они прокололи себе уши: не в этом суть христианства. Я служу в провинции, у нас с этим проще, и маленьким девочкам чуть ли не с 6-ти лет ушки прокалывают. Не в этом суть христианства.

Мы своим девчонкам уши не прокалываем, у меня даже матушка ходит без сережек, но ей это просто не нравится.

Это не религиозный вопрос, а вопрос эстетики, культуры воспитания. Если священник считает, что это религиозный вопрос, у себя на приходе не спорьте. Батюшка не хочет, чтобы вы их носили, возмущается, раздражается – все, на приходе не носите. Но это не значит, что вы не можете их носить в повседневной жизни.

Хотя я лично против прокола любых частей тела (ноздрей, губ, ушей, бровей). Зачем себя уродовать? Это и больно, и неприятно, да и не так уж красиво на самом деле, как кажется тем, кто уши прокалывает. Когда-то были популярны клипсы, они гораздо удобнее.

Следующий вопрос: «Поясните, пожалуйста: Иисус – это имя, а что означает «Христос»? Это высокое сознание и величие? Как правильно это истолковать?».

– «Христос» – греческое слово и переводится как «помазанник», по-еврейски – «Мессия», «Машиах».

Весь Ветхий Завет, начиная от первых глав Книги Бытие, говорит, что придет Мессия – Тот, Кто искупит человечество от рабства дьявола, Кто освободит человечество, станет Царем всея земли. Со временем, когда прошли тысячелетия, Господь избрал израильский народ, чтобы через него воплотиться. В этом народе должен был появиться человек. Мы уже знаем, Кто это, а они еще не знали, как Бог станет Царем Израильским, и со временем перестали ждать Его как духовного вождя, а стали ждать человеческого вождя, то есть Мессию ждали как будущего Царя-завоевателя. Собственно, Христос – Помазанник: это мессианское достоинство Того, Кого ждали иудеи. В конечном итоге они разочаровались в том, что Он их чаяния не оправдал, и распяли Его.

Тот, кого они хотели, в конечном итоге появится на земле. Так что Христос – это не фамилия, это Его качество, образ Его служения: Он Мессия – Помазанник на Царство. Мы знаем, что волхвы принесли три вида даров, и один из них – как Царю, как Мессии, как Тому, Кто пришел, спас нас, и мы теперь пользуемся плодами объективного спасения.

Следующий вопрос: «Для чего батюшкам борода? Почему-то все батюшки с бородой. Так принято?».

– Очень удобно скрывать второй и даже третий подбородок. (Смеется.) А если серьезно, это наша древняя русская традиция. Кому же на Руси хорошо жилось без бороды? Никому. Даже когда Петр I запретил носить бороды, люди соглашались платить безумные налоги, лишь бы иметь право их носить: это же наше, исконно русское. Мы можем в других Церквах увидеть священников без бороды, при этом они канонические священники Поместных Церквей. Так что я не скажу, что это обязательный атрибут православного священнослужителя, но у нас на Руси так повелось.

Следующий вопрос: «Меня пригласили на день рождения в воскресенье, в которое я хочу причаститься. Понимаю, что от чего-то в этот день я должна отказаться. Если честно, идти к этому человеку мне не хочется, о своей духовной жизни с ним как-то не приходится разговаривать. Как правильно поступить?».

– Единственное, что вам запрещено в этот день, – это пьяной танцевать на столе, упиваться до полусмерти и лежать под столом. Поздравить, подарить подарок, выпить полбокала или бокал шампанского, разделить трапезу можно.

Если вы знаете, что дальше будет тяжелее и больнее для души, уйдите чуть пораньше, а оправдывать нежелание прийти на день рождения тем, что причастилась в этот день, наверное, не стоит: лгать тоже не надо. Придите, отметьте, перекусите. Может быть, вы думаете, что в день Причастия нельзя есть мясные продукты или вообще как-то нужно поститься? Нет, это заблуждение. Надо вести себя просто, скромно, аккуратно, не упиваться вином.

Следующий вопрос: «Родители выпивают, и иногда дело доходит до скандала. Подскажите, пожалуйста, что делать?».

– Надо съездить в епархиальный центр помощи зависимым, там дадут специальную литературу. На самом деле есть это все и в интернете. Когда общаешься с конкретным человеком, который будет вести тебя и твою семью, так, конечно, лучше. Все-таки личность воспитывает личность: один может подтянуть другого человека и уже смотреть, где поднажать, где ослабить.

Поэтому найдите такой центр – они есть во всех епархиях, которые работают всегда в тесной спайке со светскими организациями. Мы лечим душу, но тело тоже надо лечить, ведь человек – триединый организм, единство духа, души и тела. Нельзя вылечить только тело, а душу оставить неизлеченной, или дух, который в данном случае подчиняется и телу, и душе, вместо того чтобы властвовать над ними. Поэтому и священник должен работать, и Господь преподает благодать в таинствах этим людям, и, конечно же, работают специалисты: наркологи, токсикологи и т.п.

Может, в каких-то далеких монастырях есть традиция исцелять трудом. Проще всего с алкоголем. С наркоманией и игроманией тяжелее. Да и чревоугодие на самом деле – это та же самая мания (просто вред человек приносит только себе, она не антисоциальна в каком-то смысле).

Любой грех является зависимостью: попробуй не материться, не осуждать, не завидовать...

Следующий вопрос: «Я человек неверующий, но у меня вопрос: почему Бог не переубедил сатану или почему не уничтожил его, а изгнал на нашу землю?».

– Во-первых, это некоторая тайна, обусловленная свободой того же сатаны.

Мы что-то не знаем или не понимаем?

– Мы больше догадываемся, в том числе читая труды святых отцов. Есть мнение, что дьявол (на тот момент один из высших ангелов) как раз за землей присматривал: земля – это как раз его удел. Увидев, что Бог создал существо выше его по потенциалу, позавидовал и остался здесь в таком виде.

Но человек в состоянии преодолеть все искушения, побороть самого дьявола, ведь Бог дает ему силу властвовать над людьми только до поры до времени. Более того, 2019 лет назад Бог Сам сошел на землю, чтобы власть дьявола над людьми перестала быть абсолютной. Теперь только тот попадает в его цепкие лапы, кто соглашается жить по законам дьявола – кратко говоря, превращая в ад жизнь других людей.

Кроме отца лжи, он еще исконно называется человеконенавистником. Ходит по земле «аки лев, ища, кого поглотити». И каждый человек, который добровольно, сознательно несет зло окружающим людям, по сути, ему уподобляется. Кто его заставлял? Никто. И Бог возникшее в результате этого зло направляет к благим последствиям – Промысл Божий в мире все равно присутствует.

Мы видим, что если бы возможно было просто щелкнуть пальцами и уничтожить все зло, которое принес нам дьявол, то так было бы сделано. Но Бог стал Человеком, претерпел все земные тяготы, которые претерпевает любой человек (был бит, заушен, распят), то есть принял на Себя все необходимости нашей жизни, которые вошли в наше бытие после грехопадения. Если бы можно было как-то по-другому, то не было бы ни Воплощения, ни Воскрешения. Все упирается даже в свободу самого дьявола.

Многие говорят, что вообще не очень полезно об этом рассуждать. Говорят: не лезьте туда, это не нужно для вашего спасения – есть другие моменты, на них больше обращайте внимание.

– С молодежью так нельзя говорить, однозначно вообще с любым думающим человеком нельзя так говорить: для него в таком случае религия превращается в набор мифологических фактов: «Если есть вопрос, на который нет ответов, что-то вы тут недодумали, а в других религиях все четко прописано, все ясно и понятно. Скорее всего, у них есть истина, а, может, вообще нигде истины и нет» – и дальше остаешься атеистом.

По-хорошему, каждый христианин должен периодически почитывать догматическое богословие, святых отцов и понимать, что в некоторых вопросах мы можем находиться в области догадок, на некоторые вопросы ответы есть (нам кажется, что их нет), а некоторые просто непонятны для нашего ума.

Когда мы уже вторгаемся в область таинственного, в область духовных сфер, то как материальными словами и с таким же понятийным аппаратом описать то, что невидимо? Как ты глухому расскажешь о музыке? Как слепому расскажешь о красоте полотен в Эрмитаже? Никак. Соответственно, мы тоже, даже богословствуя, стараемся слепому рассказать о красоте видимого мира.

В богословии не зря есть такие два термина: апофатическое (др.-греч. ἀποφατικός «отрицательный», или негативная теология – богословский метод, заключающийся в выражении сущности Божественного путем последовательного отрицания всех возможных его определений как несоизмеримых Ему) и катафатическое богословие. То есть, с одной стороны, мы знаем что-то о Боге, что Он нам открыл, а с другой стороны, мы что-то не знаем о Нем, но можем с помощью отрицания сказать: Бог не есть зло, Бог не есть ложь.

Допустим, что-то на эту тему сказано? Не сказано. Что мы можем подумать, о чем поразмыслить, как это может быть в контексте всего сказанного в Евангелии? Наверное, так быть не может. Почему? Потому, что так сказано тут и тут, это противоречит Духу Христову.

Не зря святоотеческая письменность основана даже немного на философии. Не помню, кто из древних отцов говорил, что философия – служанка богословия. А ведь философия – это любовь к мысли, к слову. В чем нас постоянно упрекают протестанты? «Вы не по Библии живете и мыслите».

Очень интересный вопрос: «Поясните, пожалуйста, какое значение имеют церковные свечи? Насколько необходимо зажигать свечу при домашней молитве?».

– Можно лампадку купить, повесить и будет гореть – не обязательно свечу; свеча – символ благодати Духа Святого, обязательно на престоле должны стоять две свечи. Огонь еще со времен написания Евангелия Иоанном Богословом становится одним из центральных символов христианства: он символизирует и Духа Святого, и нашу любовь, и горение нашей любви к Богу, и деятельное богомыслие. Если думаешь, что сама по себе свеча заменит твою личную молитву, то, конечно, ошибаешься.

Если понимаешь сакральный и символичный смысл этого огня, то, допустим, поставил свечу перед иконой и думаешь: «Господи, как воск тает от огня, помоги мне так же подчиняться Твоей воле, быть таким же плавким, уметь слышать ее». Или, допустим, можно просить Господа так: как свечечка прямая, пусть и мои пути тоже будут прямыми. Где-то там светится огонек, я к нему иду, и пусть моя дорога к Тебе тоже будет такой же прямой и ровной.

В Греции есть даже традиция целовать свечку перед тем, как поставить: как бы это мой дар любви. Так что, если вы свечку в храме не купили, это не значит, что не можете молиться перед иконой того или иного святого, перед которой стоит подсвечник. Можно молиться, поверьте, без свечей в храме. А дома – как хотите. Но если есть дети, они очень любят со свечечками молиться.

Следующий вопрос: «Крестный совершенно не выполняет своих обязанностей (крестнику вот-вот уже 14 лет), более того, он стал неверующим. Можно ли поменять крестного?».

– Крестный стал неверующим? Сплошь и рядом такая беда. В современной жизни институт восприемничества – это совершенная профанация, на самом деле. Редко-редко кто-то из крестных знает Символ веры наизусть или близко к тексту.

Как здесь быть? Ситуация очень распространенная. Раз он объявляет себя атеистом, но при этом все равно крещеный, на самом деле вы можете за него молиться, подавать записки: он же не сказал, что отрекается совершенно от Крещения, не встал на путь хуления Церкви – молиться за него можно. И дома молитесь, пусть Господь его вразумит. Мать блаженного Августина 40 лет молилась, чтобы тот, ведя разгульную жизнь, все-таки стал добрым христианином, настоящим.

Так что это обоюдная ответственность: и восприемников за своих крестных, и родителей крещаемых детей – за своих кумовьев. Ну а если не сложилось таких духовных отношений, – что поделаешь, уж как есть...

Очень часто спрашивают: а можно теперь нам перекреститься? Видно, что человек не понимает, в чем смысл Крещения, зато думает, что если крестный живет беспорядочной жизнью, то теперь ребенку будет плохо. На самом деле нет никакой взаимосвязи. Естественно, для ребенка крестный стал плохим примером, но попробуй выбрать сейчас кого-нибудь достойного, это очень сложно.

Перекрещивать не надо – у нас едина вера, едина Церковь, едино Крещение. Не думайте, что грех крестного как-то повлияет на жизнь восприемников. Скорее всего, родительские грехи повлияют: дети воспримут вашу жизнь, а то, что, как вам кажется, делается за глазами детей, будет очень хорошо им видно.

Давайте как-то подытожим нашу встречу.

– Друзья мои, будьте друг к другу внимательнее, любезнее, снисходительнее. Как говорит апостол Павел, будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте.

Хотите что-то грубое сказать? Подумайте, что рядом с вами сейчас стоит Христос: как Он отнесся бы к этому?

Хотите сказать что-то за спиной человека? Вспоминайте: могу ли я это сказать ему в лицо? Если не можете, то промолчите.

Просеивайте все, что вы хотите о ком-то сказать, через сито правды, истины, добра и необходимости. Это тоже важно. Чтобы иметь силы все это совершить, как можно чаще причащайтесь Святых Христовых Таин. Раз в 2–3 недели, а еще лучше за каждой Божественной литургией – это норма православного христианина. И пусть Божия благодать, милость и щедроты Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и благодать Святого Духа пребывают со всеми вами.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс