Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1034) → Игумен Филарет (Пряшников): Священническое служение

Игумен Филарет (Пряшников): Священническое служение

№41 (1034) / 1 ноября ‘19

Беседы с батюшкой

Готовясь к передаче, я посмотрел самые распространенные негативные вопросы по теме, и один из них: «Зачем нужны посредники между Богом и мной»?

– В нашей церковной жизни нет ничего случайного, и я об этом всегда говорю. Люди, далекие от приходской жизни, не посещают храм и имеют свои стереотипы, в которых они убеждены сами и насаждают их другим. И часто мы слышим: «А зачем нам ходить в храм? Мне посредники не нужны, я с Богом разговариваю сам, на понятном только мне и Ему языке».

Я всегда расстраиваю таких людей: мы нигде не встретим термина «посредник» – мы всего лишь служители Божии. Священство заключает в себе не только служение Богу, мы служим и людям. Здесь нужно правильно расставлять акценты. Все-таки священнослужители не являются посредниками между вами и Богом. Между Богом и нами, людьми, единственный Посредник – Сын Божий, Который когда-то пришел в этот мир, взошел на Крест, отдал Свою жизнь ради спасения человеческой души, ради спасения каждого из нас.

А кто такие священнослужители? Есть три направления в деятельности каждого священнослужителя: служение, научение и руководство общиной. Так вот, мы – наставники, помощники людей в их приобщении к Богу. Это самое большое отличие. Мы никакие не посредники, а помощники для кающегося человека, который начинает какое-то дело, приходит и говорит: «Батюшка, благословите меня». И даже когда священник благословляет рукой, он благословляет не своей властью, а властью Иисуса Христа, Который и дал возможность каждому священнослужителю совершать от Его имени и богослужения, и таинства, и различные виды деятельности.

Первым названо служение – что это такое?

– Я бы сказал так: служение – это прежде всего призвание. Нельзя стать священнослужителем без внутреннего определения, бездумно. Это человеческий момент, когда Промысл Божий ведет тебя к этому событию. Быть священником чрезвычайно ответственно – это не просто почетно (да, это почетно: люди относятся не к тебе, а к сану, который ты носишь, с определенным глубоким уважением).

Но второй момент – огромная ответственность. И прежде чем стать священнослужителем, надо пройти огромную внутреннюю школу, перевоспитать себя: для своих пасомых ты становишься образцом для подражания – они видят в тебе хорошее, но и какие-то черты, которые им не нравятся. И вот над ними священнослужитель должен работать. Служение Богу, совершение богослужений – это основное, к чему мы призваны через таинство.

Служба сама по себе немыслима без таинств, которые мы совершаем. Божественная литургия – это центр, выше ее вообще ничего нет, когда приносится Бескровная Жертва в воспоминание о кровной Жертве, принесенной на Голгофе.

Сам Христос установил священство – Он явился ученикам, дунул на них и сказал: «Примите Духа Святого; кому отпустите грехи – отпустятся, на ком оставите – на тех они останутся» – мы видим, что совершилась вторая Пятидесятница, личная для апостолов, которые получили это священство благодати Святого Духа. И Книга Деяний апостольских до нас прекрасно доносит, что была трехступенчатая иерархия: епископы, священники и диаконы. Понятно, что роль и сущность того или иного служения со временем меняются – тогда у диаконов было одно призвание, сегодня – немного другое. Служение – это центр для любого священника: без службы, без Божественной литургии невозможно быть священнослужителем.

Второе направление – поучение. Что это означает? Вы кандидат теологии, Вы обладаете знаниями, которыми можно поделиться с другими, но батюшка, только окончивший семинарию или духовную академию (ему 24 года, он только оперился), – чему он меня будет учить?

– Образование для священнослужителей стоит на первом месте. И когда студент поступает в образовательное учреждение, он набирается теории, проходит догматическое учение, патрологию, Священное Писание, церковное искусство, то есть набирает огромное количество информации. Понятно, что от усидчивости ученика будет зависеть, сколько он соберет крупинок науки, познания. Но чему он будет учить?

Иногда и молодые люди бывают очень грамотными и умными, но, получив образование, они еще не имеют духовного опыта. Может быть, и не надо сразу говорить людям с высоты своей колокольни, как поступать и куда идти. Священнослужитель, готовясь к проповеди, всегда откроет книгу, всегда почитает какую-то мудрую мысль и передаст уже ее своим прихожанам – вот это самое главное.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я хотел бы уточнить по поводу цитаты из Евангелия, когда Христос дунул на апостолов и сказал: примите Духа Святого; кому простите грехи – тому простятся, кому не простите – на том останутся. Это свойство, которое Христос дал апостолам, умерло вместе с апостолами или же они могли передавать его кому хотят? Духа Святого люди начали передавать как эстафетную палочку кому хотят – как это может быть?».

– Таинство Священства часто представляется как зажжение одной свечи от другой – возьмите пучок свечей и от одной горящей свечки зажгите все сто. Что-то поменяется, что-то изменится в источнике, от которого зажгли? Нет. Так и возложение рук. В греческой традиции это называется хиротонией. Если посмотреть перевод, «хиротония» – «возложение рук», и оно начинается уже с апостольских времен: через возложение рук человеку давалась Божественная благодать на служение.

Апостолам нужно было переезжать из одного места в другое, но они после себя оставляли епископов в каждом городе, в каждом поселке, где вели проповедь, и епископ был не просто выбран на выборах, он был посвящен через возложение рук, и в Деяниях апостолов это есть.

А потом апостолов не стало – они практически все умерли мученической кончиной, кроме одного (если говорить о 12– ти апостолах). Но благодать Святого Духа, которую получили их последователи – епископы первых времен, мужи апостольские (это первое поколение христиан), сохраняется доныне. И каждый священнослужитель через возложение рук епископа может проследить эту цепочку до самого апостола – преемственность священства определяет истинность Церкви Христовой.

Апостол Павел говорит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Как Вы думаете, благодатные, хорошие для Церкви времена могут быть всегда или священники и верующие постоянно должны быть готовы к гонениям?

– «Если кто хочет идти за Мной, бери свой крест и иди за Мной» – это слова Христа. Мы всегда должны быть готовы к тому, что свидетельство нашей веры может иметь мученический характер. Да и само слово «мученик» – это «свидетель».

Часто мы боимся этого слова, но мы видим, что на самом деле свидетель – это человек, который знает, о чем говорит, твердо стоит в своих убеждениях. Так и здесь. Мы не знаем, кого Господь призовет к этому наивысшему подвигу. Помните, мы как-то с вами беседовали и говорили: сам не стремись, но когда придут – надо видеть в этом Божий Промысл, значит, Бог тебя призывает быть свидетелем Его веры в этом зачастую жестоком и несправедливом мире.

Господь приводит удивительные слова в Нагорной проповеди: вы есть соль земли. Ведь Он обращается к Своим ученикам, будущим священнослужителям и простым людям: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». Вот так и любой верующий человек: он несет в этом мире что-то особенное. Будут ли эти времена? Думаю, будут. Но когда? Мы не знаем.

Вопрос телезрительницы из Тюменской области: «Я хотела привести выражение по теме священства: живи, как проповедуешь, и проповедуй, как живешь. Сейчас, на мой взгляд, мало батюшек, которые действительно пекутся о Боге… Я о своем приходе хочу сказать. Я практически живу православным каналом: мне это близко, – но проповеди у вас идут одни, а в жизни молодые священники другие. Я не осуждаю ни в коем случае, но, по крайней мере, учения о духовности они должны придерживаться, я считаю».

– Что можно сказать? Мы часто предъявляем требования к людям и ставим очень высокую планку: вот, он должен быть таким. Но, к сожалению, не смотрим на свой жизненный уровень и на свою жизнь. Люди разные. И священнослужители разные: в меру своего характера, в меру воспитания, в меру своего такта.

Я ведь тоже из глубинки – родился в далеком поселке, в военном гарнизоне, ходил в обычную сельскую школу, жил на земле, копал огороды, пас коров, и только Божией милостью я сейчас служу в Александро-Невской лавре. Я 11 лет прослужил на приходе – численность моих прихожан в городе была чуть более 3 000 человек. На всенощную ходили 5–7 человек, на Литургию – 20 человек. Но я никогда не сокрушался.

Мне было всего 23 года, я приехал молодым мальчиком на приход – и я был удивлен, с какой любовью прихожане меня приняли! Я приходился им сыном по возрасту, а кому-то и внуком, и мне всегда очень приятно, когда они (до сих пор) меня встречают, обнимают: «Батюшка, вы наш сыночек». Я всегда говорю, что священнослужителя взращивают прихожане.

Маленький приход – всегда семья: ты видишь все недуги, все радости. Ты сегодня крестишь в этой семье, а через какое-то время отпеваешь кого-то: маленький приход действительно взращивает тебя. И всем молодым священнослужителям я бы очень советовал начинать свое служение в маленьких сельских поселках, чтобы на себе почувствовать и ответственность, и лишения: приходит время платить за свет, и ты понимаешь, что у тебя в кассе лежит не 1 000, а 200 рублей, а счет пришел на 5 – 7 000. И ты сам понимаешь, что зависим от того, что тебе дадут прихожане… Это понятно, когда ты монах, но есть семейные батюшки, которые не боятся трудиться и на земле, и, может, подрабатывать.

Когда я получал образование, я работал – и благодарю Владыку Сахалинского Тихона, который разрешил мне работать. Я на мирской работе отработал 4 с половиной года: будучи священником, в свободное время работал, чтобы прокормить себя, выучиться (надо было 2 раза в год ездить в Москву с Сахалина).

Мы всегда призываем людей давать по возможности. Если есть у людей возможность поблагодарить батюшку, у которого дети, родители, о которых надо заботиться, то и хорошо: он не может помимо службы найти себе что-то другое, он не может снять рясу, подрясник и уйти куда-то зарабатывать на пропитание. В Священном Писании говорится: всякий трудящийся достоин пропитания, а быть священником – очень непростой труд.

Я очень хорошо знаю, как живут сельские священники… В 1999 г. вышел документальный фильм, который называется «Попы», о трех священниках: одном сельском, одном городском и одном из маленького городка. Очень интересный фильм, оттуда многое можно почерпнуть.

– Я думаю, проблема в другом. Может, кто-то слушает сейчас и говорит: «Что тут батюшка рассказывает? Розовые очки надел, разве не видит какие-то моменты, которые общество часто любит обсуждать?». Но все зависит от количества прихожан и от храма. Ведь есть обеспеченные и богатые храмы: туда приходит или очень много людей, или паства состоит из интеллигенции и тех, кто может помочь храму что-то сделать более полезное, или есть богатые ктиторы. Но у этих приходов намного больше ответственности и больше обязанностей, чем у небогатого прихода. И нужно понимать, что многое зависит от настоятеля.

Мы потом перейдем к служению, руководству общиной, когда священнослужитель должен чувствовать ответственность перед своей паствой, ведь паства у нас – люди рабочие и, в основном, небогатые. Здесь священнослужитель должен определять и смотреть: может, кому-то надо помочь, где-то изыскать средства? Понятно, что у нас нет много средств, чтобы оплачивать дорогостоящие операции, но все равно социальное служение Церковь совершает. И нельзя говорить, что ничего не делается.

Когда мы думаем о священнике, у нас ведь часто бывает так: мы его воспринимаем лицеприятно – нравится он нам или не нравится… Можно ли выбирать священника, пойти в другой храм?

– Выбор есть у каждого, тем более что мы приходим к Богу, посещаем свой приход (может, приход, где крестили детей). И когда приезжает новый священнослужитель, необходимо понимать, что, может быть, он введет какие-то новые правила в силу своего образования, воспитания, талантов – у каждого есть свои таланты: кто-то замечательный проповедник, кто-то хорошо строит храмы...

Если есть субъективизм, который часто появляется в головах людей, надо проявлять долю терпения. Тем более, если человек образованный, если он старше священника, он должен проявить свою интеллигентность и терпимость; может быть, пройдут годы, и вы будете души не чаять в этом священнослужителе – может, он не так все делает, но вы настолько будете проникнуты его верой, его делами... Говорить можно многое, а как он поступает – это самое главное.

Если видите, что не можете понести... Как делали святые отцы, которые жили в монастырях? Если они видели, что они не могут чего-то понести, они уходили. Вспомните преподобного Сергия, когда брат упрекнул его, кто здесь игумен: что он сделал? Ушел в другое место и основал там монастырь. Идите в другой храм, если уверены, что там найдете того, кого вы ищете… Часто мы говорим: «Господи, пусть будет не моя воля, но Твоя» – и здесь тоже Промысл недаром столкнул вас с таким священником, ведь мы говорим, что в нашей жизни случайностей не бывает.

Иногда дается строгий священнослужитель, и строгость, может быть, какие-то вещи в нас изменяет. А где-то бывает и добрый батюшка, самое главное – не пользоваться добротой священнослужителя, а все-таки понимать, что он должен иногда и воспитать меня, и где-то поправить.

Каким образом священник может накладывать епитимью? Часто священник говорит: «За твой грех соверши 50 земных поклонов», а у меня больные ноги, и для меня даже один земной поклон – очень большая проблема. Что делать?

– Епитимью необходимо воспринимать не как средство наказания, а как средство исправления, лекарство, что дается в исключительных случаях человеку, преступившему Закон Божий.

Я вспоминаю сейчас наших благочестивых предков, воинов, которые защищали нашу Родину от завоевателей. И когда они возвращались назад, как поступали духовные пастыри? Они отлучали воинов от Причастия на неделю – накладывали такую епитимью, чтобы дать понять человеку, что в любом случае грех – это страшно, чтобы человек это осознал. Нельзя давать епитимью за то, что тебя ослушались или поступили не так, как ты благословил, ни в коем случае нельзя отлучать от Причастия по каким-то внутренним причинам, предвзятому отношению к человеку. Бывает, поругались – священнослужитель не имеет права отлучать человека от Причастия, если с ним повздорил. Надо понимать: епитимья – лекарство.

Накладывая на человека что-то (ведь даже когда дают лекарство, доктор смотрит противопоказания, другие болезни), ты должен смотреть, человек живет один или нет, какая у него семья, что за работа. Иногда просто сказать: «Вам благословение – 10 Иисусовых молитв. Месяц молитесь, а там посмотрим». Приходят: «Батюшка, благословите на чтение акафиста». – «Сколько хотите?» – «Всю жизнь буду читать». – «Да вы что? А в больницу ляжете, сможете читать?». – «Нет». Тогда зачем все это? Надо взять на какой-то период – это должно быть не наказание, а метод исправления. Вот что самое важное.

Насколько во время богослужения священник приближается к горнему миру? Вы часто служите Литургию – что Вы испытываете как человек?

– Через возложение рук священнослужителю дается предстояние за народ Божий. В хиротонии дается осознание и понимание, что ты сейчас не один, ты стоишь за людей. В священнослужителе есть человеческая сторона, грехи, несовершенства, ты сам над собой работаешь, стараешься… Но вторая сторона – сакральная, когда ты понимаешь, что ты уже не такой, и надо стараться не только других людей направлять в Царство Божие, но и самому делать все возможное, чтобы потом тебя не осудили, что ты говорил одно, а жил совсем по-другому.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс