Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1034) → Архимандрит Савва (Мажуко): Богословие страдания

Архимандрит Савва (Мажуко): Богословие страдания

№41 (1034) / 1 ноября ‘19

Свет невечерний

Друзья мои, я уже не один десяток лет в священном сане, и перед моими глазами прошло довольно много судеб людей, близких, далеких и недалеких, – что позволяет мне делать некоторые обобщения. И одно из них – по моим наблюдениям священника, служащего на одном месте немало лет: каждый христианин, который воцерковляется в зрелом возрасте, с неравной степенью успешности, но непременно, проходит одно и то же искушение, о котором мы должны непременно поговорить.

У этого искушения нет названия – давайте вместе придумаем: может быть, назвать его скорбью? Наверное, не подойдет – здесь есть определенная специфика, характерная именно для воцерковляющегося человека. У всякого, кто пришел в Церковь в зрелом возрасте, в биографии непременно есть период, когда он просто парил на крыльях, когда все было очень хорошо: все батюшки были святыми, церкви светились благодатью, а во снах приходили ангелы, мир был полон открытий, чудес, замечательных книг, замечательных людей и встреч – совершенно неслучайных.

Но потом почему-то этот восторг потихонечку куда-то испаряется, и о себе начинают напоминать вполне земные проблемы: со здоровьем, работой, семьей – оказывается, моя вера, мое христианство, вовсе не гарантирует мне благополучия. Этот крах благополучия многих воцерковляющихся людей просто выбивает из седла. Они не могут поверить: «Как же так? Ведь я же только-только поверил, только начал ходить в церковь, все принял, все хорошо, и тут у тебя вылетают пломбы, тут у тебя обнаруживают какую-то задолженность, и ты вдруг в третий раз на одном и том же месте сталкиваешься с одной и той же машиной (“Жигули” красного цвета) и платишь, хотя спокойно ехал на службу и никого не трогал. И почему-то проблемы на работе, с начальником, и жена смотрит подозрительно, и с детьми совсем нет понимания, друзья отвернулись, рыба не ловится». Масса всяких вопросов: «Почему это со мной вдруг произошло?», «Зачем вообще эти скорби, когда я поверил? Я же все принял, под всем подписался и очень быстро выучил наизусть несколько молитв, могу сейчас повторить».

Крах благополучия. Как-то надо его пережить. Какой смысл в скорбях? Мы задаем последний, предельный вопрос, который уносит нас к теме глубоких размышлений, например, Лейбница, говорившего о теодицее, или даже Стива Джобса, который еще в подростковом возрасте задал подобные вопросы своему наставнику, священнику.

Традиция размышлений над смыслом скорбей и страданий очень длинная и болезненная. Но мне по душе не философские рассуждения Г. В. Лейбница или о. П. Флоренского (хотя это замечательные авторы) – мне ближе юмор святых: когда смеются святые, мне кажется, до всякого доходит быстрее. Через улыбку святого высвечиваются многие истины, не помещающиеся в многотомные собрания философского наследия.

Однажды Феофану Затворнику некая дама написала подробное, многоречивое письмо, в котором перечисляла все свои беды несчастной труженицы, которая ходит в церковь, молится Богу, все исполняет, постится, вычитывает все правила, ничего не упускает. Она была во всех знаменитых лаврах, знает всех старцев (есть даже знакомый митрополит!), но почему-то у нее скорби за скорбями, и она никак не может выкарабкаться: только закончится одно, как на нее обрушиваются еще несколько скал, придавливая сверху бетонной плитой. Что делать, совершенно непонятно...

Святитель Феофан (который сам был человек болезненный и постоянно в письмах жаловался, что у него то глаз болит, то с животом плохо) пишет ей, что все очень просто: «Потому что ты пирог». Что за пирог? Какой пирог? В чем дело?

Хозяйка берет пирог, запихивает его в печь и ждет.

Сначала она месила тесто, что-то добавляла, была какая-то приправа, свой уникальный рецепт. И получилось очень хрупкое творение. Мы же знаем, как выглядит тесто: оно очень уязвимое – когда оно лежит в полной безопасности в своем тазике, оно и тогда такое хрупкое, такое нервное, что даже страшно его трогать пальцами: кажется, что рябь нервной боли пронесется по его поверхности. И эту уязвимую субстанцию додумалась же хозяйка запихать в печь, где страшная жара!

И вот сидит там пирог и недоумевает: «За что? Она знала, какой я хрупкий? Знала. Она ненавидит меня, она хотела мне зла, я сейчас обуглюсь, умру – я погибну! Смысл моего существования совершенно непонятен: мне было уютно и хорошо в тазике, а здесь огонь – сотни градусов, я уже весь покрылся какой-то коркой, я уже не чувствую боли, мне плохо. Вытаскивай! Мне отсюда, изнутри, лучше знать! Сама бы полезла сюда, в печь, и поняла, что здесь происходит на самом деле! Хорошо тебе там, снаружи, где нет этого жара, пекла!»

Феофан Затворник говорит: хозяйка хорошо знает, когда нужно вытащить пирог, чтобы он и не отсырел и не перегрелся, и у каждого пирога свой рецепт, свой срок пребывания в печи. Так и человек: ему бывают необходимы его уникальные, неповторимые скорби, которые подходят и необходимы только ему. Для чего, мы не знаем – потом узнаем, когда вытащат из печи. Однажды «хозяйка» вытащит нас из печи и поймет, сколько же мы перенесли.

Поэтому, друзья мои, для людей, что хотят понять смысл страданий и скорбей, которые с ними происходят, существует очень простое духовное упражнение, которое называется «созерцание кекса». Купите себе хороший, свежий шоколадный кекс (желательно припудренный сахаром, но, главное, свежайший), поставьте его перед собой и предайтесь философским размышлениям на тему «Сколько он перенес, что же претерпел, как он настрадался?» – а потом слопайте этот кекс, желательно в компании с близким другом. Это будет самая лучшая практическая философия страданий, которую вы можете себе позволить. Если это не поможет – купите два кекса. Это способ подействует на вас наверняка.

Записала:
Ксения Будченко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс