Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1033) → Свидетельствовать о своей вере так, что это будет понятно самому равнодушному к нашей вере человеку

Свидетельствовать о своей вере так, что это будет понятно самому равнодушному к нашей вере человеку

№40 (1033) / 14 октября ‘19

Размышление

Самое невеликое, простое дело (может, не требующее даже и больших усилий, но способное принести другому человеку утешение) такую пользу душе приносит, что от уныния и жалости к себе не останется и следа. Ведь помогая ближнему даже пусть и стаканом воды, поданным от всего сердца, мы помогаем Самому Господу нашему Иисусу Христу, Который неведомо стоит за каждым человеком.

Манипуляции и вера

Порой приходится слышать от христиан такие слова: «Как ты можешь так неправильно жить, если Христос страдал и отдал за тебя Свою жизнь?». А смущенный человек в ответ раздраженно отвечает что-то вроде: «Вообще-то я об этом не просил».

Допустим, человек неверующий и наши святыни и ценности его не интересуют. В координате его жизненных ориентиров он по-своему прав, даже если, с нашей точки зрения, абсолютно не прав. И когда кто-то пытается подобным способом обратить другого к вере, это похоже на то, как в детстве бабушка увещевала тебя, чтобы ты прибрал наконец-то свою комнату, «ведь родители с утра до вечера зарабатывают для нас деньги, а ты даже не можешь комнату за собой прибрать». Эта нехитрая бабушкина манипуляция с чувством вины перед родителями может заставить тебя взяться за тряпку, чтобы вытереть пыль, но вряд ли прибавит тебе любви к ним.

Тем более манипуляция чувством вины совершенно неприемлема в вопросах веры, и это не самое страшное: страшно, что, апеллируя к Богу подобным образом, мы делаем Его как бы заложником этой нашей манипуляции, где Он становится некой укоряющей тенью в лице своих последователей-христиан, то есть нас. Но ведь Христос умер ради каждого из нас по великой совершенной жертвенной любви. И неразумным манипулированием этим фактом, пускай из самых светлых и добрых побуждений, вместо того чтобы обратить человека к Богу, мы на самом деле отдаляем его от нашей веры. Но мы можем поступить по-другому: свидетельствовать о своей вере так, что это будет понятно самому равнодушному к нашей вере человеку. Мы можем жить просто, открыто и радостно, свидетельствуя о Христе нашей искренней, нелицемерной любовью, заботой о других и простой, понятной жизнью. Жить так, чтобы, взглянув на нас, люди сказали: и мы хотим так же.

Борьба с унынием

В 17 лет думаешь, что любовь – это сплошные поцелуи и вздохи на скамейке до рассвета. А когда начинается семейная жизнь, открываешь, что любовь еще и ежедневный кропотливый труд, чтобы ее вырастить и уберечь от житейских бурь. Когда приступаешь к духовной жизни, поначалу тоже кажется, что тебя ждут исключительно высокие духовные переживания и подвиги, о которых ты читал в патериках про святых. А потом приступаешь к борьбе со страстями в своей душе и понимаешь, что не до высоких молитвенных переживаний: надо просто засучить рукава и бороться со страстями, как с сорняками на огороде – , каждый день, терпеливо и неустанно, иначе все в твоей душе бурьяном зарастет. Особенно вредно уныние: оно как дикий горошек – дай волю, весь твой огород опутает и задушит своими ядовитыми гибельными побегами.

Против этого греха святые советовали деятельную заботу о других. Очень, говорят, это душе помогает. Вместо того чтобы думать о себе и бесконечно копаться в своих грехах и переживаниях, нужно встать с дивана и что-нибудь для других просто сделать – забыть о себе и начать заботиться о тех, кто рядом. Их будет много вокруг, просто раньше ты был слишком занят собой, чтобы их замечать. Стоит сделать для других пусть и самое малое, неприметное и совсем не героическое дело, как на душе сразу станет светло. Самое невеликое, простое дело (может, не требующее даже и больших усилий, но способное принести другому человеку утешение) такую пользу душе приносит, что от уныния и жалости к себе не останется и следа. Ведь помогая ближнему даже пусть и стаканом воды, поданным от всего сердца, мы помогаем Самому Господу нашему Иисусу Христу, Который неведомо стоит за каждым человеком, кому мы решили чем-нибудь помочь, облегчить его жизнь. Видя наше искреннее желание и старание помочь другому, Господь воздаст нам стократно и пошлет такую радость и утешение, что в душе снова воцарится мир и покой.

О смирении и борьбе с собой

Начиная духовную жизнь и приступая к борьбе со страстями, люди иногда начинают смешивать себя с грязью, ошибочно принимая такое к себе отношение за смирение, а на самом деле путая болезнь с больным. Есть грехи и страсти, поселившиеся в душе, с которыми нужно бороться и с помощью Божией лечить их и искоренять. И есть уникальная Богом данная тебе личность, твоя бессмертная душа, которая, по слову философа Тертуллиана, христианка.

Эта душа может быть больной и слабой, но осуждать, презирать и тем более ненавидеть себя за это так же глупо, как осуждать больного, которому требуется забота и кропотливое и внимательное лечение. В основе христианского смирения лежит любовь, готовность бороться за свою бессмертную, изнемогающую от грехов душу даже до смерти – как за сокровище, данное тебе Самим Богом, которое ты должен лелеять и, если нужно, привести в достойный, надлежащий вид. А в основе презрения к себе лежит гордость – страх оказаться хуже других или хуже идеалов в своей голове. Человек выискивает в себе всякие изъяны и несоответствия, вечно собой недоволен и бурчит себе под нос: «Я самый плохой, ни на что не гожусь». В конце концов от такого отношения к себе вырабатывается комплекс вины, человек и вправду становится неспособным не только к духовной жизни, которая без мирного духа и духовной радости невозможна, но и к жизни вообще. Дело может даже закончиться душевным повреждением и клиникой.

Замечательный русский писатель и знаток человеческих душ Антон Павлович Чехов писал: «Зачем ты величаешь особу свою „ничтожным и незаметным братишкой”? Ничтожество свое осознавай перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность. Не смешивай “смиряться” c “сознавать свое ничтожество”».

Редакторская правка

Когда я начал заниматься журналистикой и сотрудничал с изданиями вроде «Комсомольской правды», «Московского комсомольца» и другими, иногда мне присылали рукописи с редакторской правкой, где от первоначального текста порой оставалось одно название. Понятное дело, поначалу я роптал и готов был отстаивать каждую букву, но потом понимал, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят, и старался писать так, как требовалось. Это не только учило дисциплине, но, как показало время, было самым действенным способом стать профессионалом. Потом, когда у меня был клуб журналистики, я приносил некоторые сохранившиеся рукописи и показывал студентам. Видя, как все буквально исчеркано, они разводили руками и негодовали: «Как так? Да здесь живого места вообще от текста не осталось. Зачем вообще тогда писать?». А я отвечал им, что если хочешь писать в стол или для аудитории из бабушки и скучающего на окне кота, то бейся до последнего за каждую букву, а если хочешь стать профессионалом, нужно уметь смиряться и делать так, как нужно, а не так, как тебе хочется.

Когда ты приходишь в Церковь, с тобой происходит нечто похожее. Твоя жизнь, казавшаяся тебе интересной и увлекательной, в свете Евангелия и правды Божией оказывается совсем не такой красивой, интересной и правильной, как ты думаешь. И многие вещи, казавшиеся положительными, оказываются заурядными, скучными и, прямо скажем, плохими. Многих это сильно смущает в Церкви – необходимость менять свою жизнь и делать не так, как тебе нравится, а как нужно. Обычно хочется в жизни все брать, что считаешь нужным для себя, ничего не давая взамен, оставляя свою жизнь без изменений. В обществе потребления это нормально – посмотреть в кинотеатре фильм, посмеяться, взгрустнуть и вернуться к обычной жизни как ни в чем не бывало, прочитать новую книжку, прослезиться, а потом забыть эту книжку в метро. А с Церковью такие отношения невозможны, и приходится выбирать: оставить все как есть и до старости считать себя непризнанным гением, дрожащим над никому не понятными закорючками в старой пожелтевшей тетради, или оставить свою «гениальность» и начать писать по законам жанра. А когда твой редактор и главный читатель Сам Бог, у тебя обязательно получится что-нибудь по-настоящему хорошее и интересное – и люди потом с удовольствием будут читать и радоваться этому.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-manipulyatsii-i-vera;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-borba-s-unyniem;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-o-smirenii-i-borbe-s-soboy;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-redaktorskaya-pravka

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс