Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1033) → Архимандрит Савва (Мажуко): Игра в Православие?

Архимандрит Савва (Мажуко): Игра в Православие?

№40 (1033) / 14 октября ‘19

Свет невечерний

Мы, городские жители, особенно сотрудники офисов (или вообще горожане, так или иначе соприкасающиеся с бумажной работой), знаем магию делопроизводства, которую английский философ по фамилии Паркинсон описал в своей книге «Законы Паркинсона» (его наблюдения очень остроумны, и, пожалуй, всякий человек, который соприкасался с бюрократической машиной, подпишется под его сатирическими заметками). Он вывел один из законов, который гласит, что если в некотором учреждении бумагооборот достигает определенного градуса или объема, учреждение может существовать автономно, не соприкасаясь с внешним миром – и это никак не повлияет на прогресс в работе этого учреждения: в нем будет продолжаться жизнь – будут подниматься планки, ставиться проблемы, вопросы, достигаться определенные цели и даже найдутся люди, которые совершенно справедливо и обоснованно могут рапортовать об успехах, которые достигает учреждение с каждым годом…

Это история не просто некоторого института, например статистики, здравоохранения, школы – сфер, где у нас с каждым годом почему-то увеличивается оборот бумаги, хотя существуют электронные средства связи и другие изобретения, которые как будто бы должны спасать деревья. Ничего не получается: бумаги становится все больше и больше, и кто-то ее на самом деле читает и испытывает нужду, чтобы все эти графики, таблицы, многотомные отчеты распространялись, множились, плодились безмерно и «населяли» землю.

Это история не об учреждениях, а о принципе, который лежит в основе бумагооборота, который называется одним неожиданным словом: игра. Как только человек попадает в стихию игры, нащупывает гипнотический ритм этой одурманивающей, суггестивной, завораживающей игры, он тут же попадает во власть этой грезы. Принцип игры может быть найден не только в работе бюрократических учреждений, но и во многих других сферах. Его, например, эксплуатируют некоторые сектанты: принцип игры мы можем найти в том числе и в религиозной деятельности, как ни странно. Существует определенная музыка, определенный ритм, завораживающий в действии, который вовлекает человека сам по себе.

Например, я общался с членами одной религиозной организации, запрещенной в России, которая каждую неделю получает из своего центра журнал, подробно его обсуждает, конспектирует, получает «задания от партии», выполняет их и отчитывается. Когда я общаюсь с этими людьми, у меня постоянно бывает ощущение, что я как будто бы вернулся в свое советское прошлое и попал на комсомольское собрание или на заседание совета дружины: тот же ритм, та же самая игра, те же самые ощущения и взволнованность этим невероятным ритмом, который на самом деле никакого отношения не имеет ни к комсомолу, ни к религии, ни к Священному Писанию и ни к каким бы то ни было журналам. Просто люди эксплуатируют потребность человека в игре.

Зачем нам, православным людям, которые в основном не имеют отношения ни к сектам, ни к бюрократическому аппарату, помнить об этом принципе? Паркинсон в своем законе говорит, что глубокое погружение в игру бумагооборота превращает учреждение в автономную монаду, не нуждающуюся во внешнем мире. Если мы говорим об учреждении, ничего страшного в этом нет, лишь бы люди получали зарплату и, самое главное, никому не вредили, – но если мы говорим о религии, то автономность игры говорит, что человеку в его религиозной игре однажды перестает быть нужен Бог, не только Бог, но и близкие и внешний мир в том числе. И если вы вдруг погрузились в эту игру в религию и игру в Православие настолько глубоко, что замечаете: вы стали очень жестокими по отношению к людям, потеряли всякий интерес к близкому человеку, к внешнему миру, сочувствие и способны, даже имея какую-то религиозную санкцию, на самые жуткие поступки (такое тоже бывает), то, скорее всего, вы как раз «попали на иглу» игрового элемента внутри религии. Самое страшное, когда человеку вдруг перестает быть нужен Бог.

У меня была беседа с одним священником, который по секрету признался мне, что перестал верить в Бога. Я его спросил: как же он служит Литургию, если не верит в Бога? Он мне ответил: «Мне очень нравится. Ведь это здорово выносить какие-то предметы, причащать, красиво петь, надевать на себя красивое облачение – это очень бодрит, это замечательно… Мне просто очень нравится – я не могу от этого отказаться» (впоследствии он все-таки отказался и от Литургии, но началось все очень незаметно).

Мне кажется, эту опасность игры в Православие нам следует помнить. Почему? Очень часто религия у нас вытесняет веру, как это ни странно: она не помогает нам верить, помнить Христа, воцерковляться, а, наоборот, становится препятствием между тобой и Христом. Такое возможно? Такое случается. Это одна из опасностей нашей духовной жизни – ничего в этом нет страшного и особенного, и уж ни в коем случае это не компрометирует христианство. Просто мы всего лишь люди. Очень важно не заиграться в Православие – в стилистику Православия, в нашу манеру речи, манеру одеваться, решать те или иные проблемы, вопросы, отвечать на те или иные запросы внешнего общества, во взаимоотношения и так далее.

Очень незаметно эта наша стилистика, игра в Православие может оставить нас без веры, как это было в учреждении, описанном Паркинсоном: будет успех – будут строгие посты, будет даже очень подробное вычитывание правила, частая Исповедь, поездки по святым местам, но не будет Христа. Мы так заиграемся в свою религию, что останемся без Христа.

Уж лучше остаться без религии, чем остаться без Христа! Это звучит, может быть, вызывающе, но правдиво. Поэтому, друзья мои, надо помнить об этой опасности. Предупрежден – значит, вооружен, значит, можешь помочь другому человеку не заигрываться и, самое главное, всегда себя спрашивать: ради чего я в Церкви, ради чего пощусь, ради кого все это? И ответ должен быть только один: все – ради Христа. Это не фигура речи, это самая последняя правда, на которой держится жизнь христианина.

Записала:
Таисия Зыкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс