Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (1032) → Архимандрит Савва (Мажуко): Идеальная вера?

Архимандрит Савва (Мажуко): Идеальная вера?

№39 (1032) / 7 октября ‘19

Свет невечерний

Один из моих любимых авторов – Владимир Галактионович Короленко – в воспоминаниях признавался, что в ранней юности, будучи гимназистом последних классов, он увидел настоящего студента.

Этот человек приехал из столицы к ним в город Ровно – тогда это была окраина Российской империи. Ничего особенного он не делал, как только гулял по городу в синих очках, в широкополой шляпе, завернувшись в плед, с загадочным видом, как тогда говорили, «делая взоры». Старшие ребята гимназии увивались за этим парнем и видели в нем идеал подлинного студента. Они старались всеми силами попасть в столицу, чтобы стать такими же загадочными, таинственными – настоящими идеальными студентами.

Когда Владимир Галактионович оканчивает гимназию, он попадает в Петербург (у него был очень сложный путь в столицу). Первые годы своей жизни в столице он пытается найти ответ на вопрос: что такое идеальный студент, каким должен быть идеальный студент? И в его памяти проносятся образы студенческих друзей, приятелей, знакомых того времени, того сложного периода в истории нашей страны. Это были такие разные люди, их вели по жизни такие непохожие судьбы. И через несколько лет наблюдений и анализа, попыток подражать подлинным студентам Короленко понял, что никакого идеального студенчества в принципе не существует.

Это очень интересная история для каждого человека, который размышляет о своей жизни и судьбе, ведь мы, как христиане и живые люди, часто задаем себе вопрос: на какой идеал нам ориентироваться? Мужчина хочет быть идеальным мужем и отцом, женщина – настоящей матерью и женой, и она требует от своих детей, чтобы сын был настоящим мальчиком, дочь – настоящей девочкой, муж – настоящим супругом, а начальник – настоящим начальником, идеальным, чтобы он соответствовал тому званию, к которому призван.

Мы даже в речи употребляем такие выражения: «Вот это настоящий мужчина!», «Вот это поступок настоящего мальчика!», «Вот это настоящий хозяин!». Эти вдохновляющие фразы действительно порой ободряют и заставляют равняться. Мы говорим: «Посмотри, как ведет себя настоящий мальчик!» или: «Посмотри, как ведет себя настоящий мужчина!» Мы взываем к человеку с педагогическим пафосом: подражай, будь подобным, равняйся на идеал!

Но кроме ободрения этот призыв к идеалу несет в себе опасность надрыва и такого депрессивного состояния, которое иногда даже вводит человека в настоящее отчаяние. Почему я не могу быть настоящим? Почему у меня не получается быть идеальным отцом, супругом, начальником? Почему у меня не получается быть идеальным христианином, чтобы верить «как положено», чтобы быть настоящим? Что мне нужно сделать, чтобы верить по-настоящему?

Друзья мои, даже если мы говорим о христианстве, мы все-таки имеем в виду некоторый идеальный образ, сформированный нашими представлениями, кто такой есть христианин. Что формирует эти представления? Конечно же, наши книги. Круг чтения православных христиан достаточно узок и не отличается разнообразием, потому что библиотеку верующего человека составляют хорошо известные тексты.

Мы вычитываем из этих текстов образы идеальной веры, идеального человека – верующего подростка, мужчины, священника, старца, наставника, и вычитанный, заимствованный из литературы образ дополняется еще и нашим жизненным опытом: мы чаще всего равняемся на тех людей, которых встретили в самом начале нашего воцерковления, когда мы живем на особом подъеме и находимся в состоянии «свежести веры». И это замечательно!

На самом деле в Церкви существует своя педагогика, которая воспитывает в человеке этот образ идеальной веры или корректирует его, стараясь поправить те образы, контуры, которые человек внес в свою картину идеального, может быть, слишком поспешно или опрометчиво. Для этого, например, у нас в Церкви существует опыт канонизации святых.

Почему мы канонизируем святых? Вовсе не чтобы составить полный реестр «для порядка»: чтобы у нас было столько-то преподобных, столько-то мучеников, и не потому, что мы должны всех заметить, поместить их в житийные гнезда. Смысл канонизации – как раз в том, чтобы получить ориентир, на который следовало бы равняться.

Но, вчитываясь в жития святых (если мы люди достаточно честные и правдивые по отношению прежде всего к самим себе), мы увидим, что даже святые люди не были идеальными – их жизнь не была стерильной, хотя некоторые жития, особенно очень древние, прошли через сито жанра «Жития святых» и каким-то образом, может, даже приобрели мифические черты из-за насилия жанра над биографией – это естественный процесс, ни в коем случае не злонамеренный. Но даже в таких биографиях мы находим некоторые несуразности, вещи, которым не следовало бы подражать. Более того, немало таких недостатков мы найдем и в Священном Писании, которое сообщает нам о житиях очень древних святых, прославившихся своей праведной жизнью еще до Рождества Христова.

Люди есть люди. Они никогда не бывают идеальными. Они всего лишь люди! И как Короленко однажды установил, что в природе не существует идеального студента, так и мы должны однажды признать – не с горечью, а со смирением, – что не существует идеального христианина, не существует идеальной веры. И не надо насиловать себя образами и мерами, которых Господь от нас совершенно не требует. Он просто хочет, чтобы мы были самими собой: у каждого человека своя мера веры, праведности, смирения и, значит, свой стиль и ритм духовной жизни, молитвы, своя степень воцерковленности. Это совершенно нормально! Нужно только никогда не останавливаться в своем воцерковлении, обожении – постоянном процессе, который апостол Павел называет «мерой возраста Христова».

Записала:
Таисия Зыкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс