Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (1026) → Канал имени Москвы

Канал имени Москвы

№33 (1026) / 1 сентября ‘19

Этот день в истории

2-я и 3-я четверти минувшего века – эпоха грандиозных планов по строительству новой страны, будущей империи. Часть их (например, Арка героев и наркомат тяжелой промышленности в Москве) осталась только на бумаге или «доросли» лишь до фундамента, как Дворец Советов. Другие великие стройки дошли до логического завершения и до сих пор впечатляют имперским гигантизмом: Байкало-Амурская магистраль, ДнепроГЭС, Беломорканал.

К первой пятерке грандиозных реализованных проектов стоит отнести и канал «Москва – Волга», объединивший Москву-реку с главной водной артерией Центральной России. Строительство шло ударными темпами, как того требовали пятилетние планы и партия. «Объемы работ по нашему каналу не уступают объемам работ по крупнейшим каналам, построенным капиталистами – Панамскому и Суэцкому. В то же время канал Волга – Москва сооружен в такой срок, о котором капиталистический мир не может и мечтать» – процесс и результат строительства во всеуслышание транслировались на радио и в миллионных тиражах газет, разве что о десятках тысяч смертей предпочитали умалчивать: массовые сталинские репрессии дали почти бесплатную рабочую силу – как правило, низкоквалифицированную зато в большом количестве.

В конце 1920-х – начале 1930-х гг. население столицы стремительно росло, действующие на Москве-реке гидроузлы едва справлялись с водоснабжением, река мелела с каждым месяцем – ее можно было перейти вброд у самого Кремля. Кардинально решить проблему могла только крупная река. Не мелочась, копать решили до самой Волги – 128 км через леса, болота и поля, к тому же – через возвышенность в 60 м. Проект разрабатывала группа инженеров вместе с молодым выпускником Александром Комаровским, который впоследствии стал главным инженером канала.

Контроль над проектом поручили ОГПУ – самым что ни есть «компетентным» органам. Выбор настолько далекого от строительства министерства объяснялся просто – к работам привлекались заключенные. Для удобства содержания «рабочих» в г. Дмитрове, через который проходит канал, создали ДмитЛаг ОГПУ (с 1934 г. – НКВД), население которого в разгар строительства кратно превышало число жителей города: численность ДмитЛага, по переписи на 1 января 1933г., встречающаяся в разных источниках, составила 1 200 000 заключенных.

Уголовные преступники и политические репрессированные содержались в одинаково невыносимых условиях: в переполненных бараках, в антисанитарии, часто без питьевой воды. «От жаркой работы растает твой срок», – подбадривали трудящихся зеков лозунгами. Некоторым из них действительно удалось за счет ударного труда сократить срок, но многие до завершения работ не дожили – только за 1-й год строительства погибло 8 000 человек. При невыполнении дневной нормы паек сокращался до 300 г хлеба, и это при 10-часовой рабочей смене. Всего за время существования ДмитЛага скончалось около 23000 «каналоармейцев». До 1935 г. погибших хоронили у самого канала в братских могилах. Только к концу года вышло постановление устраивать массовые захоронения на некотором удалении от воды, которую будут пить москвичи.

Строительство велось круглосуточно и круглогодично: ни дожди, ни снегопады, ни промерзшая земля не прерывали процесс. За 5 лет возвели 7 ГЭС, 11 шлюзов, и 10 плотин.

Сухие цифры красноречиво скажут о реальном масштабе стройки: больше 200 000 000 м3 земли и гравия, 35 000 т металла, 1600 автомобилей, 275 тракторов, 150 паровозов.

P.S. 23 марта 1937 г. началось наполнение канала. Бурный весенний поток огромной реки наполнял его почти месяц – до 17 апреля. 2 мая прошла первая группа белоснежных теплоходов, а 15 июля канал был официально сдан в эксплуатацию. Прошло почти 80 лет и, возведенный на костях в рекордные сроки, он до сих пор исправно выполняет возложенные на него функции – пропускает сотни тысяч тонн грузов, неспешные прогулочные и круизные корабли и обеспечивает больше половины потребности Москвы в воде.

 

В других номерах:

№19 (1012) / 27 мая ‘19

Этот день в истории

Византия не умерла

№11 (956) / 13 марта ‘18

Этот день в истории

«Дни и ночи у мартеновских печей...»

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс