Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Друзья мои, самые популярные вопросы в «Задачнике православного священника» (если кто-нибудь издаст такой задачник, в конце которого нет правильных ответов), – о Промысле Божием в нашей жизни.
В чем суть этой проблемы, сразу порождающей целый куст вопросов, связанных, например, с созданием семьи, преображением общества, даже с миссионерством? Особенно остро ставится этот вопрос относительно призвания в жизни: что человеку делать, чем занять себя, чему себя посвятить (у меня немало друзей и знакомых, которые никак не могут определиться, например, идти ли им в монахи или создать семью, устроить свой бизнес в этой стране или перебраться в Грецию, баллотироваться в депутаты или нет)… Бывает, что люди десятки лет сидят на двух стульях, мечутся по разным углам и никак не могут понять, что предпочесть, в чем для них Промысл Божий.
Ведь простой человек, мирской, светский, не обременен нашей православной догматикой и православными богодухновенными книгами, в которых говорится, что в мире действует Промысл Божий. Кто мы такие? Мы всего лишь песчинки, мы никто. Если Богом тебе предназначено выйти замуж за этого «гражданина с усами», никуда не денешься. Состоится эта встреча, и, хочешь ты или не хочешь, выйдешь за него замуж: он тебе предназначен, афонский старец благословил – и никуда не денешься. Но тут же обязательно найдется человек, который скажет: знаем мы эту историю про старца – муж спился, жена повесилась, старец святой благословил, а дети в детском доме воспитываются. Как быть? Говорил через старца Дух Божий в тот момент? Ведь он чудеса творил, прозорливый, а здесь почему-то не уберег, не уследил. Что случилось? Где же прозорливость?
Большой вопрос, друзья мои, и связан он с тем, что, как обычно, в христианстве мы ищем не того, что в нем нам дает Христос. Давайте себе честно признаемся, что в Церковь меня приводит не любовь к Богу, а, например, мои страхи, или желание оправдать собственное бездействие, или даже мои политические взгляды: я же монархист, потомственный казак, значит, должен в церковь ходить. И защищаю я Церковь и отстаиваю ее взгляды не потому, что в Бога верю, а потому, что (если честно признаться, тщательно поскрести, выговориться в искренней беседе), оказывается, мне просто удобно, сославшись на Промысл Божий, ничего не делать.
Мне удобно, сославшись на старца, бросить свою собственную жену. Мне удобно, сославшись на опыт моих православных собратьев-казаков, хлестать водку, потому что все православные это делают. Мне удобно, спрятавшись за православную аскетику, за образ смирения, просто вести образ жизни мазохиста, которому нравится быть жертвой, нравится, когда его унижают, когда на него плюют, который на самом деле свою лень объясняет богословскими фразами, ссылками на «Лествицу» Иоанна Лествичника.
Святые отцы пришли бы в ужас, если бы знали, как их книги, написанные в пустыньках и пещерах, старинных монастырях, используются и цитируются, как их взгляды перевираются, подстраиваются под то, чтобы просто оправдать наши насущные психологические проблемы, которые никакого отношения ко Христу не имеют. Ни ко Христу, ни к Церкви, ни к богословию, ни к аскетике – нам просто это очень удобно. Я бы сказал, что в какой-то степени это даже кощунственно – использовать Церковь, богословие, Евангелие, христианство в этих низменных целях.
О чем говорит Священное Писание? Оно говорит про нас, с одной стороны, очень ободряющие вещи, а с другой – крайне неприятные. Во-первых, оно не дает нам четких ответов на многие вопросы. Почему? Это наша задача – давать ответы, и давать их своей жизнью. Христианство говорит о самом главном. Откровение о человеке сводится к фразе о том, что Господь сделал нас свободными: «К свободе призваны вы, братья». А что это значит? Что значит – быть свободным? Быть свободным надо научиться.
И мы от этой свободы прячемся, вместо нее мы ищем готовые ответы и схемы. Поэтому православного человека отличает постоянный квест в поисках очередного старца, который бы вместо него решил, вместо него сделал выбор, потому что свобода – это слово, которое имеет подкладку в термине «ответственность». Если Господь призвал меня к свободе, значит, Он верит в то, что я способен взять ответственность за свою жизнь – я принимаю решение.
И какое бы оно ни было, я всегда пожалею о нем. Так устроен мир: я всегда о нем пожалею. Знаменита фраза Сократа, которую он сказал молодому человеку, который пришел к нему и спросил: «Жениться мне или не жениться? Никак не могу решить». Сократ – человек умный, проживший долгую жизнь со сварливой женой (причем у него было даже две жены, вторую ему дали «в нагрузку» после эпидемии чумы в Афинах, и это было очень тяжело), ответил: «Что бы ты ни сделал, ты пожалеешь об этом. Женишься – пожалеешь, не женишься – пожалеешь». В этом ответе как раз самая соль учения о свободе, свободе как ответственности. Принимать решения, действовать – всегда больно.
Можно просто сидеть и ждать жениха: он должен откуда-то свалиться или вылезти вдруг из камина, может быть, он подползет из-под стола. Ведь девушка же молилась блаженной Ксении, ставила толстые свечки, мазалась маслом, читала толстые акафисты – он должен откуда-то выползти. Ведь свалился жених на вдовицу на кладбище, почему же на эту девушку не сваливаются женихи? И где это кладбище? Хоть бы какой-то старец указал…
Друзья мои, на самом деле не нужно прятаться от ответственности – нужно трудиться, не бояться делать ошибки, двигаться, принимать решения и не впутывать в эти простые, житейские дела ни старцев, ни святых, ни Бога, ни блаженных. Там, где ты должен сам принять решение, будь добр, принимай его сам, ибо сказано: «К свободе призваны вы, братья», – а это значит, что по мере своего взросления ты должен научиться сам принимать решения и положительные, и отрицательные, решения сказать как «да», так и «нет». И помнить, что, как бы ты ни поступил, ты обязательно об этом пожалеешь, потому что упускаешь какие-то другие возможности: говоря «да» одному поступку, одному движению, ты отсекаешь все остальные – и это на самом деле очень тяжело. Не нужно бояться принимать решения и экспериментировать, делать ошибки, – не нужно бояться даже оступиться, ведь только в движении свободы и ответственности мы знакомимся с самими собой.
Судьба – это не то, что предписано, а то, что я узнаю в себе, познавая себя через движение, через поступок: это и есть моя судьба, я ее пишу, а моей рукой движет Господь, – мы вдвоем пишем мою историю, но я принимаю в этом самое активное участие. Мой отказ от этой активности – это тоже мой поступок, мой выбор. И если так рискованно, так больно и так сложно жить и принимать решения, давайте будем делать это весело – по крайней мере, будет о чем вспомнить в старости.
Записала:
Ксения Сосновская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.