Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«И не осталось теперь ни единого православного царства, кроме русского. Сбылось предсказание св. Мефодия Патарского и Льва Мудрого, что измаильтяне овладеют Византией; сбудется, быть может, и другое, что русские одолеют измаильтян и на семи холмах ее воцарятся...» Таков отклик русского человека на события в далеком Царьграде.
Это событие болезненно восприняли во всем православном мире. Падение тысячелетнего центра цивилизации и христианства. Даже католический Запад испытал что-то вроде шока. И вся история поделилась на до и после 1453 г.
Когда главой османских турок стал молодой султан Мехмед, во многих соседних странах вздохнули с облегчением: казалось, теперь-то напор его единоплеменников ослабнет. Как бы не так. Молодой султан не случайно войдет в историю под именем Мехмеда Завоевателя. Он очень быстро покончил с тем, что оставалось в середине XV в. от некогда могущественной Византийской империи.
Царьград, он же Константинополь, к тому времени уже окружен со всех сторон турецкими землями. Оставался в сущности небольшой радиус сельской местности вокруг столицы. Самое главное, что его спасало от последнего удара – это великолепные стены Феодосия. Тройные, высотой до 12 м, они уже пережили 23 осады в разные эпохи. Казалось, и теперь имеют все шансы пережить войну.
Но Мехмед не начинал с лобового удара. На Босфоре, чуть ближе к Черному морю, он открыл строительство гигантской крепости. Румели-Хисар, или «перерезающая горло». Ее стены и пушки отрезали Константинополь от черноморского хлеба. И теперь Мехмед стал готовиться ко второму этапу своего плана. Он собирал армию.
В Царьграде видели то, что происходит в стане их противника. Император Константин Палеолог разослал по всей Европе своих эмиссаров. С одной просьбой: «Помогите». И Европа помогла, прибыли добровольцы из Венеции, Генуи, дворяне из Каталонии, других стран, но это было сущей малостью в сравнении с тучей воинов с Востока. Папа Римский тоже обещал поддержку, но в итоге один из современников горько воскликнул: «Мы получили от Рима такую же помощь, как от султана из Каира». Никому не хотелось всерьез воевать с могущественным турецким султаном.
Османская армия подошла к Царьграду 2 апреля 1453 г. На глазах горстки защитников турецкие артиллеристы разворачивали гигантские бомбарды. Некто Урбан, венгр на султанской службе, отлил гигантский ствол длиной 8–12 м, который стрелял полутонными каменными ядрами. Была предпринята и фантастическая операция турецкого флота: султанские корабли были перенесены посуху и погружены в воду бухты Золотой Рог.
Защитники достойно бились, они были непреклонны перед лицом этой страшной силы. Были отбиты два штурма, и на 29 мая султан Мехмед назначил решающий. Это видели и внутри стен города. Вельможи в последний раз попробовали уговорить своего императора покинуть Царьград, бежать. Но тот ответил: «Колико цесарей прежде мене бывшеи, велицы и славны, тако пострадаша и за свое отечество помроша; аз ли пакы последней сего не сътворю? Ни, господа мои, ни, но да умру зде с вами». Близко к рассвету пушка Урбана обрушила участок стены. И внутрь Царьграда ворвались тысячи турок.
3 дня турки безудержно грабили и убивали. В Константинополь въехал султан. Очень скоро кресты на Святой Софии были сняты, и главный православный храм стал мечетью. Но совсем Византия не умерла – многие греки уехали в Европу и стали у истоков эпохи Возрождения, а звание «нового Рима» перешло к далекой Москве, которая осталась единственной свободной православной столицей.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.