Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы все до поры до времени живем как бы в духовном сне, в строго обозначенных социальных рамках. В этих рамках – семья, школа, проявления собственного характера, чувств, эмоций, желание настоять на своем. И еще многое из того, что однажды оказывается иллюзорным, чуждым, неправильным. В этот очень важный миг у человека происходит его собственная встреча с Господом, и жизнь его абсолютно меняется.
Храм во имя Святителя Николая Чудотворца в Среднеуральске Свердловской области без преувеличения можно назвать украшением города. Светлый, солнечный, он притягивает и взгляды, и сердца.
Протоиерей Вячеслав Иванов, настоятель храма во имя Святителя Николая Чудотворца: – Архитектура-то не типовая. Здесь Византия, и звонница – это Псково-Печерский монастырь.
Первый каменный храм в Среднеуральске поднимался трудами местных архитекторов, благодетелей и, конечно, благодаря молитвам прихожан под пасторским благословением отца Вячеслава.
Жена настоятеля – матушка Ирина – всегда рядом с мужем, а значит, всегда в храме – и во время службы, и после нее. Храм – родной дом для всей священнической семьи. К примеру, на послушании в церковной лавке дочь Мария. Она заменяет здесь старшую сестру Лену – чуть больше года Лена стала мамой. Теперь под сводами храма делает первые шаги долгожданная внучка отца Вячеслава и матушки Ирины Ксюша. А в храмовом дворе целая детская площадка. Внук и двоюродный брат Ксюши Виталик пока не очень справляется со своим статусом старшего. Скоро детям здесь будет полное раздолье – во дворе храма строят большую площадку для детских игр и занятий спортом. Она встанет так, чтобы не повредить ландшафтному дизайну, который творили профессионалы под началом матушки Ирины – большой любительницы цветов.
Матушка Ирина Иванова: – Очень много грядок, и у всех прихожанок есть свои грядки. В основном у нас цветы. Нынче нам сделали две теплицы, сейчас будем в теплицах работать.
Теплицы-новостройки оживут следующей весной. «И станут еще одним послушанием», – смеется матушка Ирина, ведь все, что происходит в храме и около, – под ее бдительным оком и контролем.
Матушка Ирина Иванова: – Плюс трапезная, плюс завхоз; облачение, порядок в храме – это все на мне. Порядок люблю и дома, и в храме, и в душе. Порядок в душе должен быть в первую очередь. Мне кажется, в первую очередь – в душе, а потом остальное, да?
Сейчас время обеденное. Наша матушка спешит в трапезную угощать прихожан вкуснейшими постными булочками и ароматной ухой собственного производства. День сегодня постный.
Матушка Ирина уже много лет не представляет иной жизни, хотя детство ее прошло совсем в другой среде. Она родилась в Башкирии, в марийском селе, и родной для нее язык – марийский.
Протоиерей Вячеслав Иванов: – Мать у меня умерла, когда мне было три года. И остались мы – четверо детей – без мамы. Жили только с отцом, и отец воспитывал нас четверых.
Женской любви и заботы и маленькая Ирина не знала. Родная сестра (намного ее старше) рано уехала из дома, мачехи в доме не приживались. Два брата и отец воспитывали не просто строго, а жестко. Со временем Ирина поняла, что жесткость отца была тоже не от хорошей жизни.
Матушка Ирина Иванова: – Выросла. Мне его жалко, и мамы тоже не хватает. Когда я уже сама стала мамой, мне не хватает мамы. Я сейчас очень хотела бы свою маму обнять, поцеловать. Такое чувство есть, да.
Но пока росла, воспринимала жесткость как норму поведения. И сама была такой же – взрывной, резкой. Такой и из дома уехала. В Екатеринбург, строить собственную жизнь. Было ей тогда всего шестнадцать лет.
Матушка Ирина Иванова: – Все девушки в шестнадцать лет уже должны уехать – это как бы у нас по правилам. С отцом должны остаться парни, а девушки уже должны уехать от родителей. У нас такой закон в деревне.
В большом городе Ирина и работу нашла не по-женски тяжелую – устроилась на завод «Уралкабель».
Матушка Ирина Иванова: – Работала изолировщицей. Перематываешь барабаны, какие-то провода... Везде я поработала.
После деревни, где все соседи наперечет, огромный Екатеринбург казался неласковым, даже опасным. Причем не только девушкам. Как-то в заводское общежитие пришли в гости ребята – работники другого завода. Среди них оказался ее земляк, тоже из Башкирии, тоже мариец, и так же, как и она, искавший родственную душу.
Протоиерей Вячеслав Иванов: – Наверное, свое что-то почувствовалось. Не знаю, сейчас можно было, конечно, много банальных вещей наговорить. Смелость, и не было хитринки в глазах, она вся открытая.
На следующий день молодые люди пошли в кино, на премьеру фильма «Любовь и голуби». И с того дня уже не расставались. В чужом мегаполисе они нашли друг друга. Вячеслав и Ирина поженились в те самые девяностые. Молодой муж уволился с завода и пошел на стройку, чтобы заработать на собственное жилье. Их первая квартира оказалась окнами на мужской монастырь.
Ирина, будучи уже женой и матерью, случалось, проявляла свой лидерский характер. Вячеслав смягчал его, направлял по-мужски мудро и настойчиво, ведь он уже в те годы начал искать Бога, много читал, многое переосмысливал.
Матушка Ирина Иванова: – Были очень трудные годы – девяносто четвертый, девяносто пятый. Даже порой сидели и без хлеба, я помню. Когда мы переехали туда, где монастырь, он работал на стройке, приезжал домой в шесть вечера и уходил на работу в монастырь. Просто во славу Божию до одиннадцати-двенадцати работал в монастыре.
Монастырская стена стала для семьи границей между миром светским и миром духовным. Духовный входил в сознание незаметно, но бесповоротно.
Матушка Ирина Иванова: – Сначала он крестился, а потом крестил детей отдельно. А я еще была против, все думала, креститься мне или нет. Мне надо было что-то почитать, в те времена ведь литературы такой не было. Надо было осознанно к вере прийти. Так он потом начал давить на меня, все время спрашивал: «Когда ты крестишься?». А мне не нравится, когда на меня давят так. Я ему все время отвечала: «Я еще не готова, время еще не пришло».
Но оно не могло не прийти, это время. Ирина стала много читать, узнавать о Православии, посещать церковь вместе с семьей. И наконец в одно прекрасное раннее утро, пока домашние спали, поехала в храм и приняла крещение.
Матушка Ирина Иванова: – Я приехала домой и сразу легла спать. Я так устала! И где-то, наверное, до четырех спала. Просыпаюсь, и дети (Лена с Вовой) видят у меня крестик: «О! У мамы крестик висит, мама крестилась». Такие довольные!
И жизнь семьи пошла по-другому. Ирина с легкостью в сердце приняла новую роль – быть не впереди, а за мужем. Принять христианский образ жизни помогло и то, что она вслед за мужем начала трудиться в монастыре.
Матушка Ирина Иванова: – Он пришел и говорит: «Отец Лазарь говорит, что в столовой требуется рабочая. Не хочешь?». – «Ой, я не умею, не знаю…». Но, слава Богу, я согласилась и пошла. Семь лет проработала там.
Это были непростые и благодатные семь лет, ведь одно дело – теоретически быть православной, другое – на практике, в повседневной жизни.
Матушка Ирина Иванова: – Например, очень сложно было подчиняться. Даже мужу. Я раньше не умела подчиняться. Вспыльчивая была. А монастырь очень сильно смиряет.
Смиряет – значит, учит с миром принимать волю Божию, которая проявляется во всем. Ведь не случайно в один прекрасный день мужа попросили стать пономарем.
Матушка Ирина Иванова: – Я говорю: «Нет, не будешь». Потому что я была как бы против священства. «Ты хочешь быть пономарем?». И он ответил: «Видимо, да».
Пономарь, конечно, не священник, но они оба понимали, что это церковное служение для Вячеслава – первая ступень к священству.
Протоиерей Вячеслав Иванов: – Мне показалось, что она как бы испугалась, чтобы Церковь не ошиблась, принимая такого в священника. Она так по-своему, но благочестиво переживала.
Матушка Ирина Иванова: – Духовник говорит: «Не мешайте ему, и все». И не то что «не мешайте», а «попробуйте только ему помешать»! И все, я уже смирилась.
Смирилась и доверилась. А в помощь – два раза в месяц Исповедь, Причастие. И с тех пор таинства – не просто часть жизни матушки Ирины.
Матушка Ирина Иванова: – После Исповеди и Причастия у меня до сих пор такое чувство: хочется обнять весь мир. На самом деле у меня есть такое чувство. Вот выходишь из храма после такой службы, и хочется всех обнять, расцеловать...
После рукоположения отца Вячеслава в священство матушка Ирина встала за ним, чтобы всегда оставаться рядом. Правда, к статусу матушки (признается) привыкала трудно, ведь теперь вся жизнь стала послушанием.
В Среднеуральске, куда новопоставленного священника назначили настоятелем Свято-Николаевского прихода, они служат двадцать лет.
Матушка Ирина Иванова: – Все, что в храме делается, все требовалось от меня. Он начал служить, у нас не было просфор. Я дома пекла просфоры. Он приедет – нет просфор. Мы нигде их не покупали, нигде не брали. Он говорит: «Начинай стряпать просфоры». Первый раз у меня не получилось. Наверное, месяц я просто так пекла, у меня не получалось. Просфоры стряпать без молитвы никак нельзя. Они какие-то послушные, когда ты молишься, разговариваешь с ними. Они очень послушные, когда я начинаю молиться Иисусовой молитвой (как в монастыре учили). Даже когда готовлю в трапезной, начинаю уже по привычке: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Даже уже не словами, а в мыслях идет Иисусова молитва.
С молитвой матушка Ирина помогает в разносторонней жизни прихода – сестрам милосердия, воскресной школе, центру поддержки материнства «Колыбель».
Матушка Ирина Иванова: – Три раза в месяц выдаем продукты многодетным, тем, кто приходит (три-пять семей).
С молитвой она и детей воспитывала – Елену, Владимира, Марию, Вадима. С молитвой не так давно приняла в семью осиротевших родных племянников. Младшего (Максима) уже крестили, старший (Дима) пока сопротивляется, но это переходный возраст.
Матушка Ирина Иванова: – Он пришел как-то: «Мне говорят, что Бога нет». Я ему говорю: «Впереди, Дима, у тебя еще долгая жизнь. Будет еще Бог у тебя в жизни». Я ему так ответила.
Протоиерей Вячеслав Иванов: – Это надежный тыл, мне можно даже не оглядываться. Я ее всегда рад видеть, у меня улыбка сразу. Люди так и говорят: «Матушка появляется, у тебя лицо “включаться” начинает».
Матушка Ирина Иванова: – Когда я устаю, не ною, что мне плохо, что это болит, то болит. Я так не люблю. У меня все – слава Богу! Дети придут: «Мама, как у тебя дела?». – «Слава Богу!». – «Как у тебя здоровье?» – «Слава Богу!»
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи! Мир вашему дому!
Записала:
Людмила Ульянова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.