Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1024) → Священник Аркадий Маковецкий: Молитва есть способность остановиться

Священник Аркадий Маковецкий: Молитва есть способность остановиться

№31 (1024) / 12 августа ‘19

Беседы с батюшкой

Отец Аркадий, я всегда, когда Вас приглашаю, пытаюсь найти какую-то глубокую тему. И сегодня хотелось бы поговорить о молитве, ведь в современном мире настолько человек в суете, внутренне размыт… Как его собрать?

– Начнем с того, что буквально сто лет назад, в XIX веке, наши благочестивые предки были лишены того комфорта, которым окружен сегодняшний человек. Им надо было колоть дрова, топить печи… У них была масса дел, которые ежедневно поглощали уйму времени, тем не менее они находили время для молитвы, в порядке вещей было ежедневное посещение храма. Храмы работали ежедневно не только в городах, но и в селах. Если почитать воспоминания (Сергея Нилуса, более поздних авторов, которые писали о дореволюционной Руси), то храмы работали ежедневно. Понятия «выходной день» не существовало. Люди находили время и для молитвы, и для всех своих повседневных дел. Сегодняшний человек окружен потрясающим комфортом, всё за него делают машины, но времени становится все меньше и меньше. И часто люди просто признаются, что утром вечно спешат, а вечером настолько устали, раздавлены событиями минувшего дня, что нет сил на молитву.

Как раз, наверное, отсюда и сил-то нет, потому что отсутствие молитвы определяет беспомощность души человека, ее бессилие?

– Конечно. Есть хороший рассказ. На одном острове был монастырь, и паломники попадали в этот монастырь на лодке – приезжали к причалу, и монах их вез на лодке через озеро. Скептик увидел, что у него написано на одном весле «трудись», на другом – «молись». И он говорит монаху: отче, трудиться, понятно, нужно (растить хлеб, производить какие-то блага, машины и так далее), а вот без молитвы можно и обойтись – что есть она, что нет. Тогда этот монах, умудренный Богом, весло с молитвой убрал и стал одним веслом с надписью «трудись» грести. И лодка начала крутиться на месте, ни вперед, ни назад. И, видимо, это произвело такое впечатление! Любой труд материальный без молитвы обесценивается, он не приносит того результата, который заповедан Богом.

Достаточно часто мы убеждаемся в том, что без правильного внутреннего духовного устроения вся внешняя деятельность человека может в конечном итоге обернуться против него, в том числе и комфорт, и прогресс.

– Начнем с того, что даже своим ученикам апостолам, которые постоянно были рядом с Господом Богом, слышали спасительные глаголы Господа Иисуса Христа, Он дал пример молитвы. Откроем Евангелие от Матфея и прочитаем: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения к Нему. Молитесь же так…» (Мф. 6, 7–8). И вот здесь мы читаем в синодальном переводе молитву Господню: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь» (Мф. 6, 1–13). Вот эта молитва, ее мы называем молитвой Господней, наиважнейшая из всех молитв.

Это такой источник, фундамент, если хотите.

– Все другие молитвы (кроме архангельского приветствия «Богородице Дево, радуйся») составили люди, пусть они были и богопросвещенные, и святые (многие впоследствии были канонизированы), но текст молитвы Господней нам Сам Господь Иисус Христос предлагает в Своем спасительном благовестии, поэтому мы никак не можем пренебрегать этим советом Бога.

Есть бытовые обороты речи с упоминанием Бога. Людям кажется, что простые слова доходят до Бога, им кажется, что все нормально, все работает. Зачем же нужно уделять 10–15 минут чтению перед иконой сосредоточенной молитве (той же молитве Господней)?

– В день 10–15 минут, это, конечно, минимум, который человек может уделить Богу. На самом деле можно молиться постоянно в дороге, на работе, в любых обстоятельствах. Есть очень много на эту тему разных духовных сочинений, практик, но Иисусову молитву, наверное, каждый может произносить. Другое дело, чтобы это не превращалось в какой-то автоматизм, потому что, часто повторяя молитву, человек иногда переходит на полуавтоматический режим и уже не вникает в слова молитвы и произносит имя Божие без должного благоговения. Но есть движение монашеское – исихазм, которое возникло на Афоне и которому уже много веков. Много дискуссий было на тему, как это правильно делать. Конечно, нужны определенные условия, состояние души, полная изоляция от мира. Конечно, для современного человека, который едет в метро или за рулем автомобиля, это неприемлемо, но какие-то основополагающие моменты этой умной молитвы любой человек может постичь. Это необязательно Иисусова молитва, можно говорить: «Господи, помилуй», «Пресвятая Богородица, спаси нас» и так далее.Самые короткие молитвы тоже бывают услышаны Богом.

Отец Аркадий, что при этом происходит с человеком? Ведь на самом деле очень многие говорят о том, что если человек входит в правильное русло своей жизни (в том числе и определенного духовного делания), пусть маленького, но подвига молитвенного – утреннее и вечернее правило, может быть, какой-то акафист. По времени это будет гораздо больше – полчаса, час, но ведь на самом деле это мизер за то, чтобы человек прикоснулся к удивительной силе, которая им в этой жизни движет.

– Молитвенное правило каждый определяет сообразно со своими возможностями и ситуацией, в которой он проживает. Конечно, когда солдат служит в армии, вырвался в увольнение, пришел на Причастие в ближайший храм, от него нельзя требовать, чтобы он прочитал три канона, акафисты, правило ко Святому Причащению. Или человек в больнице лежит, его отпустили в выходной день сходить в храм – это одни условия. Когда человек полноценно себе принадлежит, он должен стараться мобилизовать огромный потенциал духовной молитвы и молиться больше. Но опять же это все по ситуации. Молитвенное правило, его объем нужно согласовывать со своим духовным отцом, с духовником. Тут не должно быть никакого количества, должно быть качество. Нельзя допускать магического восприятия: прочитал определенное количество канонов, акафист, правило ко Причащению – все, ты готов, можно сказать, в раю находишься. В чтении молитв ко Святому Причащению есть такие слова: «Да не в суд или осуждение будет мне причащение Пречистых Твоих Таин». Также молитва, которая выполняется машинально без проникновения в ее глубинный смысл, тоже бывает в осуждение, то есть человек прочитал какое-то количество молитв, а глубины никакой не достиг. Так что надо всегда стремиться останавливать свой ум на содержании молитвы.

То есть именно внимание, благоговение и сокрушение сердца в молитве самые главные параметры качества ее оценки?

– Да, нельзя привыкать к молитве. Это разговор с Богом. Тут часто возникает вопрос: а зачем нам молиться Богу этими заученными молитвами, когда мы можем разговаривать с Богом своими словами?

Многие так говорят.

– Это не возбраняется. И многие святые, которые на эту тему писали (например, святой Никодим Святогорец), говорят: если ты молишься по молитвослову, или по Псалтири, или по Каноннику и ощущаешь потребность помолиться своими словами, то помолись своими словами, а потом снова продолжай канонические слова. Дело в том, что молитва, по учению святых отцов, состоит из трех очень важных составляющих: это прославление Бога, покаяние и прошение. Опять же прошение не конкретных земных благ (институт, работа, выйти замуж за офицера-подводника и т.д.). Если мы будем молиться своими словами, чаще всего это сводится к просьбам, просьбы эти бесконечны и очень заземлены. Чтобы человек просил о чем-то духовном, высоком, это встречается, к сожалению, гораздо реже, чем о земном, материальном. Евангелие от Матфея: «Ищите прежде всего Царствия Небесного…».

Молитва призвана нас настраивать на горний мир, и когда человек проникновенно молится, старается проникнуться святыми словами молитвы,он поднимается над миром бренным, миром земным и восходит умом в горний, духовный мир. Это очень важно.

Отец Аркадий, а как быть с подготовкой к Причастию, потому что, действительно, для особенно новоначальных людей, которые только входят в церковь, их душа тянется к Богу, и они хотят причаститься, но сталкиваются с, по их меркам, непосильным молитвенным правилом подготовки к Святому Причащению, а затем еще и благодарственные молитвы по святому Причащению, и, знаете, может возникнуть отчаяние в том, что они не потянут это. Как здесь быть людям?

– Давайте заглянем в историю Церкви. До 1917 года у нас большинство населения было неграмотное. Понятно, что эти люди не имели возможности читать три канона, акафисты, правило ко Причащению. Что они делали? Они посещали храм, слушали вечернее и утреннее богослужение и, возможно, в каких-то храмах дьячок или псаломщик читали эти молитвы (скорее всего, не в полном объеме, как сегодня). Время изменилось, сейчас люди все грамотные, казалось бы, все могут это осилить. Но опять же, у всех разные ситуации в жизни, разная степень подготовки, поэтому все надо согласовывать с духовным отцом. Например, я всегда в своем храме (даже если один-два причастника) читаю сам благодарственные молитвы вслух, поэтому у нас вторая часть – общественная молитва. В некоторых храмах читают благодарственные молитвы во время принятия ко кресту.

Это очень неплохо.

– Да, это всех мобилизует, и они не откладывают на потом, когда придут домой и забудут прочитать, как часто бывает, а именно сразу по Причащению Святых Даров. Приготовление ко Святому Причастию не только в формальной стороне заключается – это, прежде всего, примирение с ближним. Это примирение со всеми, с кем был во вражде и в ссоре даже много лет назад. Прочитать молитвы, конечно, очень важно, но это одна из составных частей подготовительного большого труда. Ведь в Евангелии есть такая фраза, Господь говорит: «Царствие Божие нудится и нужницы восхищают е». То есть большим трудом достигается Царствие Божие, и любое приготовление к Причастию это труд всегда, это не просто приятная прогулка по церкви. В Евангелии также Господь говорит, что «род сей прелюбодейный и грешный изгоняется только молитвой и постом».

Многие психологи говорят о том, что достаточно человеку сказать «будь хорошим», и он имеет внутри определенные резервы, силы быть просто замечательным человеком, а практика жизни показывает совершенно другое.

– Хорошая есть народная пословица: без Бога мы не до порога. Очень много есть разных гуманитарных философских учений, которые, вроде бы, обходятся без Бога. Даже саентологи, которых сейчас запретили, они всего-то хотят быть лучше, совершеннее, хотят все выше и выше подниматься по карьерной лестнице, по своим добродетелям, но практика показывает, что человек без Бога ничего не достигает, он входит в страну миражей, страну иллюзий. Ему кажется, что он уже очень хороший, очень добрый, нравственный, но маленькое искушение дьявол ему предлагает, и он тут же падает, ломается и ничего показать не может. А когда за человеком стоит обращение к Богу, то, конечно, в том случае он гораздо более защищен и можно быть уверенным – Бог не посрамит упование этого человека на него.

Батюшка, очень часто мы в семейной жизни заняты суетой, зарабатыванием денег, хлеба насущного и думаем, что все остальное Господь на автопилоте сделает, что раз в неделю посещаем храм, и все нормально. А ведь на самом деле без связи с Творцом, с Духом Божиим мы оставляем беззащитными себя и свою семью, и лукавый может где-то проползти между этими листочками нашего легкомыслия и сделать очень страшные вещи.

– Поверьте мне, ничто так не укрепляет семью, как совместная молитва мамы, папы и детей. Конечно, это очень трудно в рабочее время организовать. Утром мы все вечно спешим, вечером все уставшие. Но если мама, папа и дети найдут время на молитву хотя бы краткую утром и вечером, это будет как цемент, который укрепит эту семью и защитит ее от разных искушений. И для детей это очень важный воспитательный фактор. Понимаете, можно детям говорить: «Бог есть, надо Его чтить, надо Ему молиться», не показывая от родителей этого примера. Дети поймут, что это что-то такое не очень важное, второстепенное, про которое можно вспоминать от случая к случая, от праздника к празднику, а потом жить обычной жизнью.

Самое главное, они не почувствуют.

– Семью ничто так не укрепляет, как совместная молитва. Не случайно есть такое выражение: семья – это малая Церковь, где папа – символический священник, мама и дети – его прихожане, и он их организует и духовно образует во время совместной молитвы. В идеале было бы замечательно, если бы кроме молитвы было чтение Священного Евангелия каждый день (хотя бы одну главу или несколько строчек), это было бы вообще великолепно, потому что когда мы молимся, мы словами молитв беседуем с Богом. Когда мы читаем Евангелие, то Господь беседует со страниц этой книги с нами. И этот диалог должен ежедневно, ежечасно в нас совершаться. Сейчас как только в семье какая-то возникла проблема, все куда бегут? К психологу, коучу, как там они называются… Срочно надо проконсультироваться, там начинаются бесконечные ступени в тестировании этой проблемы. Ведь это проще простого: встали, помолились, попросили друг у друга прощение. Ведь, что греха таить, нет у нас людей безгневных, и в Священном Писании написано: гневайтесь, но не согрешайте. Гневаться всем нам свойственно, а вечерние молитвы как раз самое прекрасное время попросить прощения, и даже не обязательно попросит первым прощения тот, кто виноват, а тот, кто умнее, мудрее и более просвещен богом в миролюбии. Надо стараться, чтобы в каждой семье люди молились вместе: родители, дети, может быть, даже три поколения – бабушки, дети, внуки, но это уже очень сложно. А родители и дети должны неукоснительно молиться каждый день.

Рецепт счастья.

– Да, без всякого преувеличения. (Окончание в следующем номере)

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс