Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1024) → Священник Стахий Колотвин: Свобода нас приближает к Богу, совершенствует

Священник Стахий Колотвин: Свобода нас приближает к Богу, совершенствует

№31 (1024) / 12 августа ‘19

Беседы с батюшкой

Продолжение. Начало в №30 (1023) 2019

Вопрос телезрителя: «У меня такой график работы, что часто не получается быть на всенощной перед Причастием и приходится на Литургии стоять и не причащаться. Я понимаю, что это неправильно. Насколько это серьезно?».

– Проблема системная, и надо ее системно решать. Сталкиваюсь постоянно с такой ситуацией. Действительно, в ритме современного города у работающего человека нет возможности ходить каждый раз на всенощное бдение. Однако причащаться, конечно, надо за каждой Литургией. Уж тем более воскресенье без Причастия мы не можем прожить, иначе мы Пасху Христову, Воскресение Христово не почитаем.

В то же время Исповедь на Литургии без уважительной причины – это настоящее кощунство. Мы празднуем, что Христос победил смерть и дает нам величайшие Дары, но стараемся эту великую радость замазать собственными грехами. Можно сказать: а как же батюшки стоят на Исповеди, для кого? Бабушка еле встала, еще вчера у нее давление зашкаливало, ее просто шатало, она только с утра сюда дошла. Батюшка ее отвергнет? Исповедует. Мамочки пришли с маленькими детками или больной человек. Или человек был вечером на работе... То есть в экстренных ситуациях можно исповедоваться на Литургии.

Посмотрим: уважительная причина у вас? Уважительная. Но вы говорите, что все-таки иногда можете выбраться на всенощную. Так этого достаточно. Выбирайтесь раз в месяц-полтора на всенощное бдение, спокойно молитесь, исповедуйтесь и потом весь месяц каждое воскресенье причащайтесь. Наша задача не отчитаться – галочку поставить перед Причастием. Что имеется в виду, когда говорят «Причастие после Исповеди»? То, что ты покаялся и меняешь свою жизнь. Ты пришел на всенощное бдение, покаялся, искренне помолился на вечернем богослужении, работаешь над собой, меняешь свою жизнь, сражаясь с грехами – и потом каждое воскресное богослужение просто причащаешься.

Со своим духовником обсудите эту идею. Он может к ней отнестись немножко с подозрением. Возможно, он просто не читал документ «Об участии верных в Евхаристии», хотя этот документ принял Архиерейский Собор нашей Русской Православной Церкви. Если для человека епископы не указ, то он уже не священник. Потому что где епископы – наследники апостолов, там и Церковь.

Если рабочий день заканчивается уже к концу всенощной, то можно прийти к концу и исповедоваться. Исповедовался – и на службе вроде не постоял, а уже на Литургии не отвлекаешься и батюшку не отвлекаешь, все вокруг воскресной службы сосредоточены. Точно так же и в будний день. Нет у тебя возможности в среду утром, например, причаститься, с утра работаешь. Исповедались во вторник – а потом месяц по воскресеньям причащаетесь.

Вопрос: «В чем причина очень частых, практически постоянных скорбей? Они начались у меня с тех пор, как я пришла в церковь. Как от них избавиться? Очень тяжело».

– Когда человек приходит в церковь и исповедуется, первое, что он после этого делает, – целует крест Христов. Второе – целует Евангелие. Это не просто так, для красоты: Евангелие нам напоминает, что мы должны жить не по совести, которая у нас может быть дырявая и иногда все с ног на голову переворачивает, а жить по заповедям Божиим.

А то, что мы целуем крест, – этим говорим: «Господи, я спасаюсь. Освобождает меня от грехов то, что Ты Своей пречистой Кровью, на Кресте распявшись, омыл мои грехи и пострадал, не имея никакой вины». Господь страдал, мучился, хотя вообще ничего дурного за Свою жизнь не сделал. Мы же говорим: «Господи, я готов. Я чту Твои страдания, и я готов их с Тобой разделить. И раз я хочу разделить спасение, вечную жизнь, наследие Царствия Небесного, которое у Тебя есть, на пути к нему я готов тоже пострадать. Причем пострадать не за что-то, а именно за свои грехи».

Господь всех любит. Если Он знает, что этот человек не хочет сейчас к Богу, зачем его мучить? Господь же к нам относится как к своим детям – пусть и неразумным. Зачем посылать испытания? Пусть живет, пусть все у него будет без испытаний, пусть грешит, радуется этой земной жизни – все равно потом в вечном мучении пребывать. А если человек все-таки понимает, что идет ко Христу, и понимает, что какие-то грехи есть, то Господь посылает испытания.

Порой человек не понимает, говорит: «Нет, я идеален, совершенен…». Тогда Господь продолжает посылать испытания. Поэтому вам прежде надо разобраться: видите ли вы, за что вам Господь может посылать испытания? Возможно, за то, что делаете сейчас. Например, очень часто у людей вместо любви к ближним появляется формализм – и тогда Господь посылает очень много испытаний. Тогда формализм и желание всех поучать надо отвергнуть, с любовью к людям обращаться.

Может быть другая ситуация: человек живет по-христиански, но до этого были какие-то грехи, за которые сейчас можно пострадать. Есть замечательная книжка «На горах Кавказа» про монахов-отшельников, которые уходили в горы при советской власти. Комитет госбезопасности их выслеживал (кто им еду приносит в горы), их и горцы, дикие народы, тоже преследовали, избивали и так далее. Там был один монах, который постоянно молился (никто не знал о его прошлом): «Господи, накажи меня здесь, помилуй меня там». И вот он очень тяжело заболел. Там и так очень тяжело жить, а он еще болен, даже не может себя как-то обеспечить. Фактически лежачий человек.

Один раз монахи увидели, что приближаются горцы, и убежали, спрятались в расселинах. А он не мог даже подняться с одра. Когда они вернулись, то увидели, что его избили и скинули со скалы. И если человек неверующий, то ему кажется – какой ужас... А монахи, наоборот, обрадовались. Они поняли, что Господь услышал его молитвы. Я помню, в детстве это очень впечатлило: показало разницу христианского и нехристианского восприятия мира – что Господь услышал молитвы. Возможно, у него до этого, в его молодые годы, были очень тяжелые грехи, и Господь ему дал их искупить.

Другое дело, что Господь все дает нам по силам. Нам, может, не надо так молиться. Нам дерзать, как монаху-отшельнику, не стоит. Наоборот, мы говорим: «Господи, помилуй нас!». Собственно, чаще всего мы на любой службе говорим: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» – не заслуженную награду нам дай – не за что нас награждать, а действительно милость прояви. Поэтому вы абсолютно вправе молиться: «Господи, я уже верю. Это раньше по гордости я сопротивлялась и говорила – за что? Вот там грешники, им Ты испытания не посылаешь, а у меня они незаслуженные – у меня не такие тяжелые грехи. Нет, теперь понимаю: у меня испытания заслуженные. И теперь, когда я это уже поняла, не надо меня вразумлять, Господи. Помилуй, дай мне что-то чуть-чуть полегче».

Господь увидит, что человек все понял и не споткнется, что его не надо тянуть из глубины. Вот если человек тонет, его надо спасать – хоть багром острым подцепить: хоть этим багром ты человека покалечил, но он зато не утонул. Конечно, еще тяжело, ты наглотался воды, ты был в шаге от смерти, ты весь измотан, но все равно уже спасен. Точно так же, может, ваша душа прошла через какие-то испытания, и сейчас уже будет легче. Попросите Господа, скажите: «Господи, я заслуживаю, может, еще больших испытаний, но по Твоему милосердию помилуй меня. Я от Тебя не отступлюсь, не расслаблюсь, даже когда будет легче».

Следующий вопрос: «Человек умер, не успев креститься. При жизни говорил, что не сможет совсем не грешить, поэтому откладывал таинство Крещения. Как теперь нам, родным и близким, помочь ему, его душе? Как правильно молиться?».

– К сожалению, мы тут видим некоторый формализм, который был и в Древней Церкви. В Древней Церкви многие люди крестились в сознательном возрасте, а потом Церковь эту практику для христиан, по сути, запретила.

Многие люди думают именно по формальному признаку: сейчас можно еще пожить, погрешить – потом все смоется. Человек живет с такой логикой. Но ты попадаешь в Царство Небесное не потому, что с тебя больше грехов смыто, а потому, насколько Господь увидел твое стремление к Нему.

Здесь Господь увидел, что человек к Нему не стремился, поэтому Он насильно не стал ему устраивать Крещение, человек уже в полузабытьи, а родственники батюшку привели: «Батюшка, покрести». Человек что-то там говорит, в принципе – ну ладно... То есть прежде всего всем родственникам надо вынести урок: если мы стремимся ко Христу, то стремимся… Причем как родственникам некрещеным, так и родственникам крещеным. Надо со всеми близкими родственниками, кто беспокоится о нем, обсудить свое стремление к Богу: проявляется оно или нет…

Сейчас надо молиться личной молитвой: за некрещеного человека Церковь не может молиться, могут молиться только отдельные люди, каждый сам, свободно – и батюшка тоже может лично помолиться, но на службе он уже его не помянет. Так что должны молиться за него близкие родственники и друзья. Но как может молиться человек, если у него собственные грехи нераскаянные? Поэтому те из близких, кто хочет помочь, обязательно должны сами покаяться и потом за этого человека молиться…

Человеку, который был крещен, но ни разу не исповедовался, не причащался и умер, не позавидуешь – он благодатью Божией пользовался всю жизнь, Церковь за него всю жизнь молилась, святые своим заступничеством ограждали, а он ничего Богу не принес.

Человек, который жил без крещения, церковной благодатью не пользовался, поэтому с него и спрос меньше: от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут. Пришли два человека: ни у одного, ни у другого денег нет. Но один должен всего, можно сказать, тысячу рублей, а другой – сто миллиардов рублей. Ни у того, ни у другого денег нет, но с кого спрос больше? С того, у кого миллиардный долг.

Поэтому за некрещеного родственника можно воздохнуть даже чуть спокойнее – с него спрос будет меньше. Но молиться за него мы должны. При этом крещеные родственники должны помнить, что из своего миллиардного долга Господу нужно выходить: нужно молиться, стремиться к Нему. Тогда они не только себе помогут, но и своему близкому человеку – и в Царствии Небесном все встретимся. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс