Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1024) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Духовное самолечение

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Духовное самолечение

№31 (1024) / 12 августа ‘19

Архипастырь

Владыка, в прошлой программе мы говорили о самолечении телесном. Сегодня давайте поговорим о духовном самолечении.

– Не менее важном.

Тоже, по-моему, могут быть интересные последствия. Сколько сейчас литературы, видео, где можно найти советы, касающиеся духовной жизни! Как человеку не запутаться и выбрать что-то правильное, если вдруг нужен совет?

– Вы знаете, мы отличаемся от прежнего поколения тем, что вопросы начали задавать в виртуальном пространстве. Раньше мы всегда переспрашивали, к примеру, у друзей: «Слушай, ты был в этой стране…». Или: «Ты общался с этим человеком? Что он за человек, что ты можешь о нем сказать?». А сегодня достаточно забить в поисковую систему вопрос, и мы очень быстро отдаем себя на откуп разного рода комментаторам, экспертам, советчикам, при этом совершенно не зная, что это за люди, и складываем свое мнение о человеке или о вопросах, связанных с духовной жизнью (что намного более сложно), исключительно на этих комментариях, абсолютно не учитывая, кто их дает.

Духовная жизнь – особое пространство, где очень важно, кто тебе дает комментарии. Церковь – это не просто место, где священник знает все. Это место, где священник руководствуется учением Церкви, основанным на авторитете церковных учителей, авторитете, испытанном временем, а самое главное, подверженном испытанию, если так можно сказать, справедливостью. То есть когда разные люди в разные эпохи об одном и том же говорили одно и то же. И приходили к этому из своего личного духовного опыта и знания самой церковной жизни.

Сейчас много сайтов, где можно задать вопрос не просто в пространство, а именно священнику. Популярная сейчас услуга, если можно ее так назвать. На все ли жизненные вопросы можно получить там ответ, как Вы думаете?

– Думаю, что нет. И потом, очень важно помнить, что и священник руководствуется нередко собственным опытом. Одно дело, когда он говорит об учении Церкви. К примеру, когда задают вопрос о смерти, о посмертной участи души, здесь уже священник, несомненно, будет говорить, исключительно опираясь на учение Церкви о том, что такое вечная жизнь, какими свойствами обладает душа, что она бессмертна (хотя имеет начало, но не имеет смерти). Что бессмертие приведет ее в определенное духовное пространство. Конечно, священник будет говорить из опыта Церкви, который черпается из откровения Священного Писания и из авторитета святых отцов.

Но есть вопросы, когда священник нередко естественным образом опирается и на свой опыт. У многодетного батюшки спрашивают: «Наказывать ребенка или не наказывать?». И здесь чаще всего священник будет доставать ответы из копилки собственной духовной жизни. А когда этот же вопрос зададут монаху? Мне задают вопрос: «Наказывать ребенка или не наказывать?». Скорее всего, я уже не найду из своего опыта ответа на этот вопрос и буду руководствоваться ответом опытных священников. Конечно же, священник постарается найти ответ, но нужно понимать, что у каждого священника свое лекарство. Даже так скажем: свой опыт лечения. Как один врач при одной и той же болезни может назначить одно лечение, а другой при этом же заболевании и при этой же диагностике скажет: «А попробуйте так лечить, по этой схеме». И то может помочь, и это может помочь, но, если человек начинает увлекаться советами врачей и забывает о том, что он пришел больным и все ищет и ищет советов, он, замедляя свое лечение и не начиная его, может себе навредить.

Как ему разобраться, если он получил противоположное мнение двух священников на один вопрос?

– У нас так часто бывает, когда человек начинает искать скорее не ответ на свой вопрос, а искать удобные ответы для себя. Мол, мне это уж точно по силам. Один батюшка скажет: «Знаешь, друг, пора тебе начинать поститься и поклончики хорошо бы дома побить». А другой скажет: «Почитай эту книжку, поразмышляй над ней и подумай над своим поведением». Я не думаю, что кто-то выберет почитать книжку, а не поклончики побить и попоститься. И он это делает исключительно, скажем так, из своей предрасположенности к тому, какую для себя меру духовной помощи выбрать.

Как здесь быть? Конечно, нужно уметь доверять одному священнику. Или нужно уметь доверять не просто священнику, а общаться с ним как со своим настоящим другом. Ведь неред-ко бывает и так, что человек пришел, к примеру, к батюшке, что называется, с улицы (священник видит этого человека впервые) и задает вопрос: «Как мне в этой ситуации быть?». – «Но я совсем не знаю тебя, я не знаю твоей жизни, я не знаю обстоятельств, которые привели тебя к этим проблемам». И, скорее всего, он, ограниченный временем и незнанием этого человека, может дать совет, если можно так сказать, общего терапевтического свойства, но без глубокого изучения проблемы. Для этого и нужно более частое общение с одним и тем же человеком. Тогда советы будут иметь большую пользу.

Что касается опять-таки самолечения… Признает ли Церковь духовных учителей кроме православных? Я помню время (у нас в редакции все читали), очень популярна была книга эстонского доктора Лууле Виилма. Там практически христианские истины. Многие считали, что это прямо руководство к действию по жизни.

– Я отчасти могу сказать, что, к примеру, моим духовным наставником является Федор Михайлович Достоевский. Его произведения произвели на меня глубочайшее, не просто эмоциональное впечатление, а диалоги его героев для меня стали диалогами, связанными с поисками духовного смысла в собственной жизни, они тоже относятся к разряду духовных советов. Но, бывает, речь идет уже о практике духовной жизни. То есть когда я не просто задаюсь вопросом, как мне простить моего врага (или как полюбить обидчика, или сделать первый шаг к примирению), а когда стоят вопросы, связанные с духовной практикой. Как правильно поститься? Как правильно подготовиться к Причастию и причаститься? Нужно ли вообще Причастие, что оно дает мне? Или когда появляется практика, связанная с молитвословиями: «А что такое молитва? Это то, что я хочу и говорю в небо, или все же есть определенного рода школа молитвы? И как мне пройти эту школу?». Тогда уже важным советчиком в этих вопросах, в практике духовной жизни являются те, кто практикует духовную жизнь.

И здесь как раз для меня очень важно, кто вам дал совет так молиться. Просто человек с улицы, поисковая система в интернете или человек, основываясь на советах того же святителя Игнатия, епископа Кавказского (моего предшественника по Кавказской кафедре). Кто вам дал этот совет? И это вопрос не праздный. Потому что опять же, если провести аналогию между духовным и физическим лечением, всегда врач задаст вопрос своему пациенту: «А кто вам назначал это лечение?». Вопрос не праздный: не просто узнать о том человеке, а понять, чем он руководствовался и что положил в основу предлагаемой схемы этого лечения.

Но если человек решает, что он сам себе лекарь, что его болезнь от душевных пороков, и начинает сам на себя накладывать духовные ограничения (пост себе придумывает, еще что-то), к чему может привести такое духовное самолечение без совета с кем-либо?

– Оно может привести к отчаянию, потому что всякое лечение имеет два очень интересных и важных смысла. Может, для кого-то это окажется парадоксом. Первый – получить пользу, а второй – почувствовать, что вокруг тебя не безразличные люди. Доктор – это не просто тот, кто держит в руках лекарства, это еще и тот, кому тоже больно вместе с тобой. Эти два фактора помогают человеку встать на ноги. То же самое и в духовном лечении. Сами по себе посты хороши и правильны, но еще более важно поститься с тем, кто сам постится, молиться с тем, кто сам молится. Тогда это даст намного больше духовного здоровья, и тогда уж точно человек сможет встать на ноги.

Владыка, большое спасибо за беседу. И, конечно, Ваше слово как врача чадам, которые вдруг решили лечиться сами.

– Спасибо за встречу, она, как всегда, много полезного и для меня принесла.

Дорогие братья и сестры, дорогие друзья! Духовная жизнь, как пространство любви и дружбы, никогда не терпит вопросов, на которые не получены ответы. Это как сучки на совести, о которые всегда будешь царапаться. Задавайте вопросы своему духовнику, тогда таких сучков на совести станет меньше, тогда это пространство станет свободнее, шире, надежнее. Храни и благослови вас Господь!

Записала:
Светлана Тодосейчук

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Евангелие преображает жизнь человека

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы собрались у памятника Крестителю Руси, чтобы вновь обратиться мысленным взором к событиям, которые находятся в самом основании нашей истории, нашей культуры. Когда говорим «нашей», мы имеем в виду все народы, которые восприняли и веру, и культуру, и язык из Киевской купели Крещения. Тогда совершился исторический поворот такой силы, что спустя более чем тысячелетие мы продолжаем осмысливать его значение. Бог повелел воссиять свету, как говорит апостол Павел (2 Кор. 4, 6), и вывел наших предков из тьмы язычества, где они были обречены затеряться навсегда, в свет истинной веры и той великой истории, которая была определена Господом. Это чудо совершилось благодаря обращению одного человека, имя которого мы чествуем, – великого князя Киевского Владимира.

 
Беседы с батюшкой

Священник Аркадий Маковецкий: Молитва есть способность остановиться

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс