Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, тема сегодня – актуальная во все века, времена: власть.
– Очень интересная тема. Давайте поговорим.
Какие у Вас это слово вызывает эмоции?
– Ответственность… Посмотреть в глаза… Узнают на улице… И – дружба. Ну и немножко – обида: иной раз все равно говоришь: «Ну как же хотелось, чтобы вы заметили и вот это сделали – ну почему вы этого не заметили?». Каждый в своем дворе лучше видит ямы или что-то еще, так и я в своем дворе вижу и часто говорю: «Ну разве это не видно?» – и немножко обидно.
Если задаешь в поисковике тему «вопросы о власти священнослужителю», то первый вопрос: «„Всякая власть от Бога”?». Его задает любой прихожанин и интересующийся человек.
– Чтобы ответить, надо сначала задаться вопросом, что мы подразумеваем под словами «от Бога». Это очень важно, чтобы мы, повторяя слова апостола, что всякая власть от Бога, не думали таким образом оправдывать неправильную власть или власть, к примеру, богоборческую, или ненавистную по отношению к людям, или власть человека одного над другим, которая превращается в тиранию и насилие, – чтобы мы таким ответом не перенесли всю ответственность, если так можно сказать, на Самого Бога и сказали: «Что ж, значит так Самим Богом установлено». Нет.
Да, Бог есть Источник всякой власти и эту власть дает нам: власть любить, дружить, прощать, в семье – для мужчины быть главой семьи, для женщины – матерью. Бог дает каждому человеку определенную власть: преподавателю в вузе, в школе – учить детей, кондуктору – продавать билеты, полицейскому – останавливать за превышение скорости, губернатору, президенту, главе района дает власть в рамках их полномочий. И когда человек принимает власть, он как раз должен это помнить: что всякая власть от Бога. Как Пилат сказал Христу: «Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» – и Христос ответил на это Пилату: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» – это значит, что Господь призвал его к совести: «Ты помни, что твоя власть – не быть кем ты хочешь, а быть совершителем правды на земле». И слова «всякая власть от Бога» заставляют нас об этом задуматься.
Церковь и государственная власть: как исторически складывались их отношения?
– По-разному на разных этапах общественного устройства, политической жизни. Мы можем взять древние времена и времена императора Константина, который собрал I Вселенский Собор, и на этом Соборе были приняты важные решения, которые положили конец очень долгим противоречиям внутри самих церковных общин. При этом надо заметить: сам император Константин был на тот момент язычником, а не христианином – Крещение он принял намного позже, практически перед своей смертью. Но при этом он как человек, облеченный властью, совершенно четко понимал, что его участие в церковной жизни связано не с тем, чтобы разобраться во внутренних дискуссиях церковной жизни, а он должен создать такие условия, когда эта дискуссия приводит в конце концов к достижению единого мнения, к принятию Собором единых догматов нашей веры.
То же самое и с отношением Церкви к власти. Каждый из институтов государственной власти, институтов Церкви понимал, что «мы служим одному Хозяину» (как однажды замечательно сказал Ф. М. Достоевский учащимся Московской духовной академии), но у каждого свое призвание. У одного призвание совершать Его правду посредством силы ограничения зла – власть, а у другого – ограничивать зло силой убеждения, слова, силой веры, доброго дела (это Церковь) и силой таинств, олицетворения Божественного присутствия в мире.
Взаимоотношения между Церковью и государством складывались от теплых и дружеских объятий до холодных и на очень далеком расстоянии – все зависело в том числе от того, какую цель преследовало само государство. Далеко ходить не надо: особенно у нас на Кавказе в период богоборческой власти, гонений, в период мучеников и исповедников, когда люди были лишены своих семей, земель, домов. Конечно, Церковь вместе с такими людьми страдала и плакала. Хотя, несомненно, исполняя Евангельское слово, лично за своего преследователя каждый христианин молился, по Евангельскому слову: благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. И мы молимся за этих людей, чтобы Бог и их совесть разбудил, но сказать и назвать это правильной политикой или политикой, одобренной народом, нельзя. Это горькие страницы нашей истории, но мы и эти страницы бережем.
Владыка, далеко не все молятся за власть. Мало того, еще вопрос – очень в тему: как Вы прокомментируете выходку уже скандально известного грузинского телеведущего по отношению к нашей власти?
– Не перестаю удивляться, насколько глубок человек, когда наполняет себя Небом, как высоко поднимается его ум, его образ жизни, каким он может быть настоящим, свободным, интересным, живым, ярким – и не перестаю удивляться, как глубоко он может упасть: кажется, отметки «упал на самое дно» нет. Насколько глубоко человек может падать в своих грехах, в своей ненависти, в своей скверной жизни, когда он перестает быть Небом и становится мраком и ночью, как много в нем становится того, что пахнет сыростью, землей и смертью… По-другому не могу это объяснить. Это падение. Страшный грех этого человека заключается в том, что эти слова родились в нем. Это означает, что в нем прожженная, гнилая душа, которая рождает такие горькие семена. При всех самых страшных потрясениях, которые бывают в жизни, каждый из нас должен оставаться человеком – иначе что тебя это отделяет от того, кого ты называешь зверем? Ты точно такой же.
Есть такая «добрая» традиция во всем винить власть: «Почему я не женат? Это Путин виноват». Как Вы думаете, почему?
– Вот, к примеру, я не женат и могу точно сказать, что Путин в этом не виноват – это был мой выбор.
Почему мы так делаем? Во-первых, нередко люди, облеченные властью, заслуживают критики. Это хотя бы потому, что есть определенная реакция на них. Это здорово: кому еще в доме, как не матери, отцу, высказать все, что у тебя наболело в твоей детской маленькой душе? И это нужно делать. А, с другой стороны, еще это бывает потому, что нам легче найти виноватым в мусоре у себя на улице соседа. Мы часто жалуемся на неубранные улицы, на замусоренные газоны, – но может быть проще, легче и не доставать из кармана телефон, а убрать этот пакет в мусорный бак? И это тоже будет часть порядка в моей жизни. Я очень надеюсь, что у каждого из нас будет именно на это хватать сил: делать то, что я должен делать, и никогда не забывать, что все мы однажды все вместе в равном достоинстве предстанем пред Богом – и там уже виноватых не будет, кроме нас самих.
Владыка, спасибо за интересные ответы. Ну и Ваше слово к тем, у кого есть власть, и к тем, кто от нее зависит.
– Спасибо за беседу. Дорогие братья и сестры, в Своей молитве перед крестными страданиями Христос Спаситель говорит Богу: «Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» – так бы хотелось, так бы желалось… Я от всей души это пожелание произношу и себе, и всем вам, чтобы каждый из нас так сказал: «Господи, вот я и те, которых Ты дал мне, огражденные силой власти, но власти любви, прощения, власти как ограды, которая не выпускает, не сохраняет, мол, не выходи наружу, а которая оберегает от внешнего, власти, которая бережет тех, кто рядом с нами. Господь да поможет каждому из нас однажды произнести эти слова Ему: «Вот я и те, которых Ты дал мне». До свидания! Увидимся.
Записала:
Елена Чурина
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.