Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1023) → Монах Авраам. У каждого свой путь: что подходит для одного, то совершенно не подходит для другого

Монах Авраам. У каждого свой путь: что подходит для одного, то совершенно не подходит для другого

№30 (1023) / 5 августа ‘19

Творчество

Мои дорогие, у нас в гостях монах с Валаама Авраам. Здравствуй, отче, мы с тобой уже несколько лет знакомы, да? Может быть, когда-то в молодости ходили одними и теми же путями в поисках Бога, в поисках смысла жизни… Насколько я помню, мы даже были поблизости – я в своей деревне, а ты в деревне, в Куженкино, обнаружил храм.

– В Выползово я на автобус сел.

Это ж моя деревня. Так начинался твой путь, да?

– Да. Я шел непонятно куда. Мне хотелось на юг, но я понял, что до юга не дойду, и поэтому решил сесть на ближайший автобус, поехать в Бологое и там уже на электричках до Москвы. На автобус я сел именно в Выползово, а потом так получилось – сошел в Куженкино, повернул на Селигер и оказался в Ниловой пустыни. Думал, на неделю – на две, оказалось – на полгода. Вот так у меня повернулось.

Такие были первые шаги в поисках духовности, смысла…

– Да. Хотя я был крещен, но крестился мимоходом, «на всякий случай». А первый опыт воцерковления у меня начался в Нило-Столобенской пустыни. Первый месяц там я под благословение не подходил – казалось, это как-то неестественно. Меня там как-то терпели. Потом у меня там были первая Исповедь, первое Причастие.

А какой год-то был, вспомни.

– Это был конец 1994 года.

Давно уж. У меня тогда мама работала на автостанции – наверное, она тебе билет продала. А мы с тобой как познакомились?

– Через Юру Чиковани.

А, Чиковани! Диакон он сейчас, отец Георгий.

– Диаконом стал, да.

Это мы на концерте у него…

– Там сначала мимоходом, потом начали переписываться, а потом оказалось, что мы были в одно время на фестивале в Суздале 2 года назад.

В Суздале фестиваль прекрасный был… В общем, неизвестно какими судьбами то и дело мы с отцом Авраамом встречаемся: хотя он живет на Валааме, но делает вылазки по благословению, чтобы уладить какие-то жизненные моменты (выполнить какие-то долги перед родителями, еще что-то), чтобы на душе монашеской было спокойнее. А как ты попал, отче, на Валаам после Ниловой пустыни?

– В Ниловой пустыни я впервые испытал целительную силу церковных таинств – такой период был тогда тяжелый, и там я просто это испытал реально. Поначалу я не думал уходить в монастырь, думал, что открыл для себя такой бесплатный источник энергии, и собирался какое-то время жить так, что летом где-то ездить, а зиму восстанавливаться в каком-нибудь монастыре – в Ниловой пустыни или еще где-то. Меня хватило тогда на 2 года.

И Валаам оказался третьим таким монастырем – приехал я туда только на зиму, это была зима 1996–1997 годов. Так получилось: я понимал, что в городе уже жить не могу, а вне города я ничего не умел делать. Поэтому, когда я попал почти сразу же на валаамскую ферму, в общем был этому рад – думал, что заодно научусь чему-то такому, что позволит мне потом жить вне города: научусь обращаться со скотиной.

Так оно все и пошло. Я там впервые познакомился с коровами, с лошадьми. Там все вместе было. Параллельно, конечно, люди встречались интересные, посещал я церковные службы, все это вместе… Когда полгода прошли, я почувствовал: если я сейчас уеду, то потеряю что-то такое, что мне потом будет уже сложно найти. Тем более, у нас старший по коровнику предложил: «Если останешься до лета, научим доить» – кого попало к дойке не подпускали, дойка ручная была, нельзя так. Поскольку мне хотелось научиться доить, все это как-то так совпало, я остался еще на лето. Постепенно это все как-то затянуло – и остался там навсегда уже.

Перезимовал на Валааме, можно сказать. А как флейта появилась в твоей жизни?

– Если быть точным, это не флейта, а блок-флейта. Флейта – это поперечный инструмент, более сложный, а блок-флейту рекомендуют детям – она проще. Если родители хотят, чтобы ребенок занимался музыкой – это один из первых инструментов: она, с одной стороны, достаточно проста, с другой стороны, позволяет играть и классические произведения.

Получилось как? Мне до монастыря всегда хотелось играть на каком-то музыкальном инструменте, но было непонятно, на каком. Я пробовал брать гитару, еще что-то, но никакого толку не выходило. Хотелось не то чтобы научиться играть, а с помощью музыкального инструмента самовыражаться, то есть пытаться с помощью музыкального инструмента отразить то, что в душе.

Кто-то может петь, я считал, что никогда петь уже не смогу, считал, что нет голоса. Но, кстати, в монастыре все это тоже порушилось (у меня все почему-то в монастыре происходит). А был конец 1990-х, в монастыре жизнь была не такая, как сейчас: была действительно удаленность от мира, то есть не было ни новостей, ни телевизоров, ни телефонов – магнитофонов даже не было. И когда так живешь не один месяц, из года в год в такой тишине, начинаешь слышать звуки вокруг себя – пение птиц, шелест волн, листвы, то есть тихие такие звуки. И все инородное… кто-то пройдет, споет какую-нибудь песню, и она у тебя потом в голове крутится, не можешь от нее избавиться, настолько отвыкаешь от всего.

Вот у тебя целый набор блок-флейт…

– Там был такой период, когда мне начали дарить разные инструменты. Вот этот, например, мне больше дорог, как память о людях: его подарили мне сербские рабочие, которые у нас работали несколько лет назад на реконструкции – они подарили мне вот такую дудочку.

Хороший звук.

– Да, но тут еще дело в том, что я уже с фермы ушел и эти дудочки уже довольно долго в руки не брал, все-таки пропадает навык. Я себя музыкантом назвать не могу, с музыкальной точки зрения это чистая халтура. Вот я сюда дую, пальцы подымаю…

(Играет на инструменте.)
– …а получается что? И не играю по несколько часов, не совершенствуюсь. Но на ферме – там поле, коровы, небо, и вот там перебираешь что-то такое.
(Играет на инструменте начало мелодии «Зеленые рукава»).
– А потом подходят люди, и у них глаза вот такие, говорят: «Это вы, да?».

На природе когда услышал – сливается же с природой…

– Дело не в этом, а в том, что на Валааме какая-то акустика – эти скалы вокруг, потом звуки на расстоянии становятся необычными такими, особенно высокие звуки – они становятся какими-то неземными, я потом это сам слышал: тут нет никакого моего достоинства – на расстоянии пропадают все ошибки, шероховатости, и если, скажем, идет паломническая группа где-то вдалеке, до них действительно доносятся какие-то неземные звуки.

Они начинают искать…

– Начинают искать источник, находят, говорят: «Это вы?». Я им: «Ну, да». Они: «А можете еще?». Я: «Ну, конечно». Начинаю дуть и гляжу: у них выражения лиц меняются, то есть глаза сразу так тухнут – типа, все понятно.

Вот она – разгадка банальная, да?

– Да, вблизи это все оказывается не так. Получается, все делает Валаам.

На досуге после трудового дня сесть и восполнить свои силы – раньше же и пели, и играли даже в перерывах между работами.

– У нас на Валааме ферма – это, я бы сказал, такое пограничное место между миром и монастырем: есть монастырь с достаточно строгими правилами, уставом, режимом, а есть ферма. Были попытки сделать из нее скит – не знаю, может, это еще и получится когда-то, но до сих пор не получалось: там всегда свой ряд работ, и это круглосуточно.

Там, например, нельзя остановить работы в дни строгого поста или, наоборот, в дни праздников: коров надо независимо от этого и кормить, и доить, причем соблюдать определенный режим, иначе это нанесет вред их здоровью. Кроме того, там постоянно случаются разные непредвиденные ситуации – внезапные болезни, отелы, еще что-то. Поэтому там все равно расписание не составить: всегда будут находиться какие-то отклонения. Это было постоянно: собираешься на всенощную, тут – бац! – корова пропала, надо идти искать, или отел... И в итоге все так получалось.

Соответственно, там к нам приходят люди – сами или их присылают. Бывает, что они не в монастырь пришли, а находятся в поиске, но где-то им надо паузу сделать – они готовы какое-то время потрудиться, они, может быть, недостаточно воцерковлены, но само время пребывания на природе и соприкосновение с трудом, с животными и в сочетании с регулярными праздничными богослужениями дает человеку возможность для начала немного отключиться от проблем, из-за которых он попытался уйти из города, и потом как-то найти себя, определиться, чего он дальше хочет.

Хотелось бы еще выявить, как относятся животные к звукам флейты или других музыкальных инструментов? Например, коровы.

– Положительно. Смотря какие звуки.

Раньше пастухи ведь играли на рожках, на жалейках.

– Да. Причем не то чтобы они играли от скуки, от нечего делать: все эти рожки, жалейки – это звуковые сигналы. У коров очень большой потенциал развития, не знаю, как сказать, умственного или нет. Это уже выявлено даже американскими учеными: они коров поставили чуть ли не на один уровень с собаками – если дать коровам возможность развития, не держать корову в стаде в каких-то жестких рамках, а дать ей свободу (но это, естественно, в потенциале, это не главное для коровы). Но смысл в чем? Рожки и жалейки были издавна на Руси. Корова очень быстро запоминает определенные сигналы, в первую очередь звуковые интонации.

Одна из главных проблем в любом деле и, в частности, если работать с животными, – это текучка кадров. А животные, те же самые коровы, если с ними достаточно долго поработал один человек, очень хорошо запоминают его повадки, интонации – и уже даже не нужны слова, достаточно буквально жеста, и они уже понимают, чего от них хотят. Потом этот человек уходит, приходит другой, у которого уже свое: «Встать! Лечь!». А корова его просто не понимает… Если он еще начинает ее бить, то получается обратный эффект.

А что давали вот эти дудочки? Пастух на Руси – это было занятие практически на всю жизнь. Община пастуха кормила зимой и летом. У него были подпаски и эти инструменты. Соответственно, все эти команды условные – «домой», «вперед», «пошли» – передавались звуковыми сигналами, которые коровы знали. И потом вместо старого пастуха приходил другой, но старый пастух передавал ему по наследству инструмент, звук которого помнили животные.

Такой был увлекательный рассказ о твоей судьбе: как ты попал на Валаам, на ферму, и о коровах, о дудочке. Я думаю, очень интересно людям это послушать. А вот эта жизнь валаамская, внутренняя, какие-то внутренние подвиги, учение молитве, люди – монахи, руководство? Там ведь целая жизнь – многоплановая, многомерная… Ты уже рассказывал, что сам этот двор, коровник – как форпост, как граница между монастырем и миром. Интересно, какая там жизнь в духовном плане, как проходило твое духовное становление, как это все влияло на тебя.

– У каждого свой путь: что подходит для одного, то совершенно не подходит для другого. Та же самая ферма – для кого-то это хорошо и вовремя, а для кого-то нет. Лично для меня ферма – это было то, что мне было нужно именно в тот момент.

Как школа – как будто ты в 1-й класс поступил?

– Да. Когда я там остался, там был коллектив дружный – это были 1997, 1998 годы. И хотя работы было много, к ней не относились как к работе – это был образ жизни. Ферма – это был дом, где надо было ухаживать за скотиной, вовремя ее накормить, напоить. Все это не вызывало никакого внутреннего протеста даже у меня.

Но был такой момент: однажды я подумал, что это самое главное – накормить, подоить, убрать навоз вовремя, и что этим можно оправдать, например, пропуск воскресной службы. Тогда у нас действительно не было смен, и так я и делал. Или надо коров выгнать на пастбище: они же хотят на поле, а пастухов сменных нет. И вместо того чтобы в воскресенье ехать в храм, я оставался выполнить какую-то работу.

Это у тебя сейчас вроде покаяние, да?

– Просто потом у меня получился тупик. Прошел не один год, и в какой-то момент я это испытал: работать ты уже не можешь как прежде – просто не справляешься, а то, что не был приобретен навык посещения церкви, молитвенного делания…

Но ты тогда еще не был монахом?

– Да.

Ты был трудником или послушником?

– Трудником. По званию послушником, но, в общем, я на послушника не тянул тогда.

Страдала духовная жизнь.

– Как это сказать… Как говорят, труд и молитва – это два крыла, нельзя что-то оставить и на другом пытаться выехать. А про других что я могу сказать? У каждого свой путь.

Я бы хотел показать вот эту книгу, которая вышла недавно. Это первая книга воспоминаний о монахе Георгии, нашем друге и брате. Он был начальником фермы, молодым пришел в монастырь с Кубани и больше 10 лет назад уже, в 2007 году погиб – разбился на мотороллере. После этого нашлись волонтеры, которые начали работу по сбору воспоминаний о нем, поскольку его очень многие помнят и любят. Материала собрано очень много и для книги, и, возможно, для будущего фильма. Вот это первый, рабочий вариант. Может быть, если кто-то застал то время, трудился на ферме в те годы – с 1998 по 2007 год – и мог бы рассказать какие-то случаи из жизни даже не обязательно отца Георгия, а вообще той фермы, то просьба присылать эти воспоминания, можно даже на валаамский сайт. Есть у нас страничка «ВКонтакте» «Валаамская ферма» – можно туда присылать.

Отче, как дальше твоя судьба на Валааме сложилась? Какое послушание у тебя сейчас?

– С фермы меня перевели – уже время пришло. Сейчас я несу послушание на пекарне и потихонечку учусь петь на клиросе. А петь начал тоже благодаря дудочке...

Коровы очень хорошо запоминают голоса, интонации тех, кто с ними возится, кто их кормит с детства – например, бывали такие случаи: уходит стадо – где-то что-то недоглядишь, и от стада отбились маленькие телята. Пастух возвращается – особенно, если он новый, надо идти искать их, пока не стемнело. Идет народ. А телята уже к вечеру где-то залегли, их не видно, не слышно, – но вот идет человек, который их кормил молоком перед этим, их зовет, и на его голос они отзываются.

А вообще у этих животных очень развито чувство дома – бывали случаи: убегут они, идешь их искать, находишь стадо где-то в лесу и начинаешь им объяснять, что надо домой идти. Надо с вожаком договориться – самое главное ему объяснить, потом все остальные пойдут. И они разворачиваются – это особенно поначалу было заметно, когда Валаама не знаешь – и идут через лес по прямой домой. Сам бы я погнал их дорогами обходными, а они поняли, что домой, просто поворачиваются и пошли, остается только за ними идти.

Очень похоже на Евангельскую притчу о пастыре и заблудшей овце: пастырь оставляет все стадо, идет и ищет заблудшую овцу, и очень радуется, когда находит. Так же и с коровами получается, да?

– Да, в общем так и получается все.

А вот по поводу съемок…

– Есть видео забавное на тему того, как коровы реагируют на музыкальные инструменты. У меня был напарник; было большое поле, и он как-то от скуки залез на бочку для воды, на цистерну, и начал ногами в нее колотить – раздались такие гулкие низкие звуки, и коровы на эти звуки прибежали (и потом он говорил, что они постоянно так делают). Тогда мы записали небольшое видео, совместили с дудочкой, и получается, что коровы как бы идут на дудочку, а на самом деле они идут на эти удары в бочку.

Есть разные способы их привлечь.

– Ну да.

А что их привлекает в бочке? Низкий звук?

– Не знаю, частоты какие-то…

Благоприятные…

– Вообще, что такое дудочка? Это поиск общей точки гармонии, это даже не какое-то самовыражение. Я когда-то пытался какие-то мелодии научиться играть – в итоге в тупик зашел. Смысл в том, чтобы попытаться отразить с помощью пусть простенького музыкального инструмента то, что происходит в душе, и не навязать эту точку зрения, а чтобы она соединилась… Найти эту общую точку – вот небо, коровы, поле, я сижу и какие-то звуки, и чтобы все это слилось воедино. Тогда получается ощущение гармонии – коровы слушают и людям нравится, и самому не тяжело.

Да, появляется образ монаха с дудочкой.

– Есть такое.

Прости, что мы всколыхнули твои воспоминания. Божией тебе помощи! Я думаю, что мы еще не раз встретимся – будем дружить. Я сам собираюсь на Валаам, может, летом – хочу побывать на ферме, возьму с собой дудочку.

– Дудочек у меня хватит. Но лучше иметь свою.

Тогда Божией тебе помощи в улаживании всех твоих дел тут, в Петербурге и там, на Валааме, ангела-хранителя.

– Спаси Господи.

Записал:
Игорь Лунёв

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/lavrskie-vstrechi-monah-avraam;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/lavrskie-vstrechi-monah-avraam-chast-2

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс