Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1023) → Протоиерей Андрей Канев: Мы постимся, чтобы лучше увидеть себя

Протоиерей Андрей Канев: Мы постимся, чтобы лучше увидеть себя

№30 (1023) / 5 августа ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №29 (1022) 2019

Одна сестра описывает свою жизнь, просит указать на ее ошибки – может быть, подсказать что-то полезное. Давайте разберем вместе. Она пишет: «Вот пример моего поста: хочу поститься правильно, но у меня болезнь желудочно-кишечного тракта, и, как назло, во время поста начинается обострение». Давайте сразу начнем разбираться. Если у человека есть болезнь желудочно-кишечного тракта и он говорит: «Я хочу поститься правильно», – где понимание, что такое «правильно»?

Это не означает, что человек должен поститься так, как написано в каком-либо пособии по посту, в календарике, который он взял в церковной лавке или скачал в интернете. Пост может быть подобран «под человека» – это нужно решать со священником, а не самому. Люди очень разные, сейчас у нас идут больные поколения, дети уже рождаются с аллергией на хлеб, на молоко, на какие-то элементарные продукты – это надо учитывать.

Давайте разберем, в чем суть поста, для чего человек постится (я думаю, позднее мы будем подробнее разбирать эту тему, но сейчас – хотя бы кратенько). Цель поста – не доказать всему миру, Богу и себе, что я могу вытерпеть все, что указано в календаре поста. Цель поста совершенно другая: мы постимся, чтобы лучше увидеть себя. Пост – замечательное средство, позволяющее увидеть, кто ты есть на самом деле. Пост устроен так, что он длителен – у нас несколько длительных постов (Рождественский, Великий, а если Пасха ранняя, то и Петров пост длинный), а правильный – значит посильный. Святитель Игнатий в одной из своих статей пишет, что цель правильного поста, взятого посильно, в том, чтобы увидеть свои страсти.

Кратко: как это получается, что значит «посильный». Это одна из больных тем – как только приближается пост, перед его началом у нас постоянно консультации, когда люди говорят: «А вот у меня это болит, какой взять пост? А это и это как преодолевать?». Смотрите, братья и сестры: пост только внешне имеет телесную форму, а вся его глубина – внутри, в духовной работе над собой.

Как «работает» пост? Сестра пишет, что провела пост на таблетках, но радостно, что без мяса и рыбы. Не знаю, в чем радость – в том, что она на таблетках постится? Это признак, что человек взял неправильный пост – возможно, непосильный; возможно, просто не увидел цель поста. Если человек реально болен и врачи рекомендуют ему ослабленный пост, к этим рекомендациям надо прислушиваться.

Если человек взял посильный пост и он длительный по времени, то даже малое ограничение плоти, взятое со смирением, с пониманием, что ты больной человек, многого не можешь, приводит к тем же самым плодам, как если бы здоровый человек, у которого ничего не болит, постился очень-очень строго. Ведь мы постимся (еще раз скажу) не чтобы отчитаться в конце поста: «Здравия желаю! Я все соблюдал до крупиночки, ничего не нарушил».

Цель совсем другая. Смотрите: берем пост посильный, ограничиваем себя посильно, и как только начинаются ограничения, лукавому не нравится, что человек ради спасения начинает что-то с собой делать… А пост обязательно должен быть связан с покаянием. Проходит неделя-другая – плоть начинает немножко привыкать к посту. Лукавый привык дергать нас через плоть, соблазнять, толкать на грех, чтобы мы воспитывали в себе самолюбие через выполнение наших капризов, вкусную пищу, привычку баловать себя – и вдруг человек начинает ограничивать себя ради спасения! Конечно, такой человек вызывает большое возмущение у лукавого, и он начинает включать в его сердце страсти, ведь пост – это не только еда, это и ограничение себя в развлечениях, уход из социальных сетей.

Замечательный пост – когда человек прекращает сидеть в интернете (я имею в виду не работу в интернете, а бесполезное времяпрепровождение, когда человек листает странички, ни во что не вчитываясь, не ища информацию, а именно поглощая какую-то «информационную похлебку», или сидит в соцсетях и переписывается на каком-то – прошу прощения – обезьяньем языке, где смысл слов обозначен картинками. Человек в этом проводит время, а если этим не заниматься, время освобождается – его можно посвятить изучению Евангелия, святоотеческого труда). Конечно, лукавому это не понравится, и он начинает через страсти мстить человеку – страсти начинают подниматься… В пост человек начинает видеть себя лучше, чем видел находясь в развлечении, в обычной, повседневной рассеянности. Чем дальше идет пост, тем больше человек может увидеть, насколько ярко в нем действуют страсти. Это к чему? Человек потом говорит: «Вот я постился, а у меня гнев, печаль, из меня лезет блуд, чревоугодие или всех осуждаю», – но это лезет потому, что в тебе это и есть: что за новость такая? До поста мы думали об этом теоретически, а пост позволяет увидеть практически, что ты такой и есть: это лакмусовая бумажка. Поэтому поста (именно его духовного содержания) не надо бояться. А к чему он должен привести? К тому, что человек увидел в себе все эти недостатки (а они очень яркие, если поститься правильно – еще раз скажу: «правильно» не значит «строго»; правильно – это по силам; пост должен быть взят со смирением).

Результатом поста должно быть раскаяние, когда человек сокрушается, кается и нуждается во Христе как в воздухе, как в воде, как в пище для жизни, понимая: он провел пост вообще не как пост.

Какие у тебя были мысли, чувства? Что тебя захватывало? То, что ты наметил прочитать, – не успел. К чему это должно привести? Не «я попостился и все сделал точно», – наоборот: «Господи, перед Тобой я вообще никто – земляной червяк. Без Тебя я ничего не могу сделать. Спаси меня, помоги мне!». Совсем к другому состоянию – сокрушению. Это очень сильно влияет и на молитву, и на отношение к близким: если человек увидит, что он – никто, как будет осуждать другого?

Так вот, сестричка, какая у вас суть вопроса? Добавили бы вы, допустим, рыбу – и меньше бы болели, меньше ели таблеток. Это было бы лучше, чем то, что вы неправильно оцениваете свои подвиги. Сестра пишет: «Думаю, что во всем этом есть какие-то мои недоумения, неправильное понимание поста, привязанность к страсти» – так и есть, конечно. Я думаю, что все-таки надо брать другой пост. Какой, например?

Я, может быть, повторюсь. У человека есть болезнь. Можно оставить, например, рыбу, но ограничить себя в сладостях, которые вообще не нужны, чтобы человек чувствовал себя хорошо (крепким, здоровым), – отказаться от каких-то излишеств, хотя бы и постных. Надо проконсультироваться с врачом, посоветоваться со священником – и выбрать меру, которая вам подходит. Тогда пост будет не на таблетках.

Еще сестра пишет, что муж у нее в храм не ходит, что они не венчаны. Если у вас законный брак, то в этом не должно быть никакой проблемы: такой брак не блуд и не грех. На это надо обязательно ориентироваться. Тащить мужа насильно, чтобы повенчаться ради чувства удовлетворения, что вы сделали правильно, – это как раз и неправильно. Ведь он – не баран, которого тащат на бойню, он должен сам в этом участвовать, сам должен хотеть этого. Надо ждать, когда он скажет: «Давай повенчаемся». Но для этого мы должны сами показать пример христианской жизни, а он смотрит: жена начала поститься – таблетки, врачи, «скорая помощь», реанимация. Конечно, это нехорошо. На мой взгляд, все должно быть по-другому.

Сестра пишет, что у нее двое детей – они не слушаются, хамят, что сама в детстве была такая же; что младший сын – драчун, что дети ссорятся. Здесь мне хочется сказать, дорогие мои, что я тут не советчик – у меня в этом практического опыта нет, я могу судить только по опыту прихожан...

Сестра в вопрос заложила и правильный ответ: сама была такая же – дети же повторяют поведение своих родителей. Соответственно, если они таковы сейчас, какими мы были раньше, то, во-первых, чему удивляться? А во-вторых, это повод сестре обратить внимание на покаяние – начать работу над своей душой. «По своим недостаткам они (дети) друг друга задевают. Справиться сама я не в силах. Со старшей дочерью постоянно находим повод для ссор – несколько раз в день» – видите, вы до сих пор такая же драчливая девчонка, хотя вам уже много лет. Этот дух надо поменять. На чем он основан? На гордыне (то, что посты не получаются, может, тоже на нем основано). Сестра, обратите внимание.

Она пишет: «Я воспитывала их неправильно» – так никогда не поздно (вашему старшему ребенку только 10 лет) менять обстановку. Я вижу, что вы испугались по-хорошему. Вам нужно начать с себя: начать изучать основы веры (с этого обязательно начинать), основы борьбы со страстями – со своими страстями, не детей.

Часто бывает такая ошибка, когда христиане говорят: «Лишь бы дети, а как мы – неважно». Как же неважно? Если ты с детьми связан (а мы обязательно духовно связаны со своими родителями, у кого есть дети – с детьми), от твоего состояния зависит их душевное состояние. Дети же не самостоятельные – они обязательно зависят от родителей не только в том, что их надо накормить, погладить одежду и отвести в детский сад или школу. В первую очередь на детей влияет духовное настроение родителей, поэтому такой закон существует: если родитель начнет меняться сам, это обязательно будет влиять на детей тоже.

«Они взяли от меня много пороков», – пишет сестра. Правильно, таков закон: подобное рождает подобное – если мы таковы, то наши дети будут на нас похожи. Еще раз скажу: это не окончательный приговор – это повод по-хорошему испугаться (знаете, человек вел какой-то греховный образ жизни, а ему говорят: «Если будешь продолжать так, умрешь», – он пугается и начинает меняться). И здесь – не поздно меняться не ради воспитания, а просто ради личной жизни. Если ты будешь меняться ради себя, это повлияет и на взаимоотношения с мужем, коллегами, детьми.

«Молитвы читать не хотят – Правило перед Причастием читаю им вслух. На службе стоять не хотят, приходят в храм только чтобы с друзьями играть на площадке…» Смотрите, дорогие мои, мы привыкли переносить на детей правила благочестия, которые существуют для взрослых. Опыт моих знакомых, прихожан показывает, что этого делать категорически нельзя. Почему? Молитвенное правило по молитвослову – для взрослых, оно взрослое. А если мы будем приучать детей к молитве пинками, насилием? Часто рассказывают: «Мы стоим, дети то чешутся, то еще что-то – они не участвуют по-настоящему в молитве, не понимают, что мы читаем. Им кажется, что это долго, стоять не могут». И вот христианин изнывает между чтением молитв и тут же наказывает детей. Да после такого благочестия они возненавидят и нас с вами, и Церковь, и Господа, и все, что связано с верой…

Должно быть не так. Некоторые наши прихожане пошли другим путем, и, мне кажется, это очень хороший опыт: они пошли путем изменения правила, когда, например, с детьми берут небольшое правило (естественно, благословившись у священника). Вместе с детьми делают правило с земными поклонами (это уже не стоять – уже дело какое-то), с коротенькими молитовками, и это недолго. В этом случае дети не мучаются и не страдают, что длинное молитвенное правило.

«В храм ходят только чтобы поразвлекаться». Да, это особенность возраста – дети в 10 лет не могут ходить в храм сами по себе потому что им нравится Литургия и они хотят участвовать в таинствах разумно. Это еще дети – поэтому они идут за родителями. А потом наступает время, когда после такого воспитания в 13, 14, 15 лет они уходят от веры, от Церкви (когда получают хоть маленькую возможность независимости). Это проблема: значит, мы с детства их не научили – ведь и нас не научили. В этом сложность – мы с вами, можно сказать, первое поколение христиан после гонений, в детстве нас никак не воспитывали в вере – и мы не знаем, как это делать. Начинаем импровизировать и импровизируем часто очень неправильно, грубо, отталкивая детей от храма, от молитвы, от себя.

Об этом у сестры вопрос: «Может быть, я вообще не должна водить их на Причастие и в храм, пока сами не пойдут по доброй воле?» И она добавляет: «Вы не подумайте, что я тащу их к Причастию. Если сказала, что мы должны причащаться, они без разговоров 3 дня минимально постятся, сами подходят к Чаше. Но мне кажется, не так должно быть». Вы понимаете, очень сложно определить, как должно быть: семьи очень разные, условия разные, дети разные. Вы говорите, что дети не хотят стоять на службе? Нет. Они, может, и хотят, но не могут – на самом-то деле это для взрослых.

Я рекомендую нашим сестрам, у которых маленькие детки, или ходить вокруг храма во время службы, или выходить, когда видят, что ребенок устал. Это лучше, чем когда дети начинают баловаться, развлекаться, кричать, плакать во время службы. Мы сделали у нас аудиотрансляцию службы – звук идет и во двор: храм не вмещает желающих, бывает, люди стоят во дворе храма. Как раз можно прогуливаться и слушать службу или подойти незадолго до Причастия, если видите, что ваш ребенок не может стоять – мне кажется, это лучше, чем стоять и мучить ребенка и всех окружающих.

Вы пишете, что дети откликаются – смотрите, у них ведь тяга-то есть на самом деле; надо чуть-чуть изменить, например, молитвенное правило, форму поста на облегченную, соответствующую возрасту, подходить или к середине службы, или выходить, когда дети устанут, и совершать небольшой крестный ход вместе с детьми у храма, пока идет служба, а потом подходить к Причастию – это можно сымпровизировать (только посоветуйтесь со священником!). Это не повод не причащать детей – мне кажется, это повод немножко поменять подход. Это мое мнение (может быть, вам это не подходит).

Сестра пишет, как она готовится к Причастию. У нее есть книга «В помощь кающемуся грешнику» с разнообразным описанием грехов – она читает, сверяется, выписывает. Это очень правильный труд – опять же скажу, в силу исторических обстоятельств нас не воспитывали в христианстве с детства, поэтому часто бывает, что совесть христианина не настроена оценивать свои поступки, мысли, чувства с точки зрения грехов или добродетелей. Бывает, это целый мучительный процесс. Чтобы его облегчить, как раз и есть в Церкви такие книги или сборники, описывающие, например, страсти и их проявления или оказывающие кающимся помощь в подготовке; надо этим пользоваться как хорошим учебным пособием. То, что сестра это делает, очень хорошо.

Дальше она пишет: «Но иногда бывает, что раскаиваюсь, а иногда – нет». На это надо обратить более серьезное внимание. Почему – «нет»? Почему не раскаиваемся в грехах? Помните, я вам говорил, что есть три условия прощения грехов? Это видение греха, раскаяние в нем (то есть не равнодушное отношение, не фиксация, что есть грех, а именно раскаяние) и желание борьбы. Так вот, если у христианина какой-то период (бывают такие) нападков уныния, когда раскаяния нет, надо все-таки, я думаю, Исповедь отложить: раз нет этого условия – раскаяния, надо все-таки отложить Исповедь, например до следующей недели, и молитвенно потрудиться – попросить у Господа раскаяния, попросить покаяния. Ведь покаяние – это дар, и его дает Бог (больше никто не может дать – мы не можем сами, без Бога взрастить его в своем сердце). Надо молиться, положить больше поклонов, взять небольшую епитимью (священника попросить) и, как только появляется раскаяние, тут же идти на Исповедь и продолжать дальше.

«Жизнь пока не изменилась. Заставить себя читать Писание и Псалтирь не могу…» Тут сложно, сестра: теоретически очень трудно отвечать на письмо, когда не знаешь человека. С одной стороны, книжка «В помощь кающемуся» изучена, а Евангелие, например, не изучено. Это большая ошибка: надо обязательно начинать с изучения веры, изучения Священного Писания – это же логика простая. Как мы можем идти ко Христу, если не представляем, что Он от нас хочет? А то, что Он от нас хочет, есть в Евангелии. Это все равно что (еще раз скажу) пользоваться некоей техникой, не читая инструкции. Надо обратить на это внимание.

Читать или нет Псалтирь – личное дело человека, но изучение Евангелия, чтобы оно было понятно вам и стало повседневным чтением (хотя бы немного, хотя бы несколько стихов в день, но, конечно, с пониманием прочитанного – для этого нужно взять святоотеческое толкование) должно быть у нас обязательной практикой.

Сестра говорит: «Заставить себя читать Писание не могу». Что это за страсть, которая мешает человеку изучать Евангелие? Страсть уныния. А раз уныние есть, нет борьбы и с другими страстями. Поэтому человек живет по течению: вроде бы внешне имеет образ христианской жизни, пост как-то пытается соблюдать (пусть на таблетках, что неправильно), молитвы читает и детей постоянно воспитывает во время молитв, в храм ходит – и мучается, что дети на службе не стоят. Посмотришь – вроде бы внешне нормально, а коснись самого главного – «а Евангелие-то не читаю, не хочу». Это очень серьезный признак, братья и сестры. Дорогая сестричка, на это надо обратить очень серьезное внимание!

Дальше она пишет: «Смотрю телеканал “Союз”, а в храм стала ходить с 2015 года» – это хорошо, но это не заменяет внутренней духовной работы. Понятно, что недавно в храме, поэтому не надо повторять ошибки наших предшествующих поколений, а браться за главное. Она пишет, что «проще посмотреть YouTube, где православные батюшки что-то рассказывают».

Здесь тоже есть неправильность (раз вы просили указать на ваши ошибки). Будучи человеком неопытным, залезая в интернет и смотря, что рассказывают батюшки, можно очень легко ошибиться… Что за батюшки такие? Священники ли они вообще? О чем они говорят? Тут можно очень легко ошибиться, не зная: наличие черной одежды и креста на груди не означает, что перед вами реально священник – это может быть человек, который изображает священника, а на самом деле распространяет суеверия (я, кстати, с этим тоже встречался). Поэтому надо читать, сестра, все-таки находить время для чтения – или смотреть, когда точно известно, что это православный священник. И «что-то рассказывает»... О чем-то поговорили, да? Надо все-таки искать важные темы для духовной жизни: о покаянии, об изменении своей жизни.

«К сожалению, не всегда эта информация в голове задерживается. Вот и выявляем суетность, гнев, обиды, скверный характер, поблажки себе и прочее». Все правильно вы описываете – я про себя то же самое могу сказать. Тут надо не огорчаться, что информация не задерживается, а все-таки идти обычным путем изучения основ веры, изучения Евангелия, изучения своей жизни (например, проявления страстей).

Сестра описывает пример, что муж просит посидеть, когда он ужинает. Я думаю, что это вообще святое время, когда жена должна не в YouTube смотреть на батюшку, который непонятно о чем рассказывает, а с мужем посидеть, послужить ему, пообслуживать его все-таки... Можно сказать: «Дорогой муж, как ты провел день? Давай я тебе расскажу, как дети, еще что-то…» – ведь живое общение лучше.

Поэтому сестра и пишет: «Пост у меня совсем неудачный. Страсти меня так и борют». Сестра, если страсти борют во время поста, значит, наоборот, пост удачный, а что вы по болезни (вернемся к началу разговора) что-то не смогли соблюсти, это не так страшно, как если бы человек не обращал внимания на свои страсти.

Заканчивая письмо, сестра пишет: «В рай хочу – цель эту выбрала, вот только не знаю, правильно иду или нет. Помогите полюбить Бога, чтобы с Богом, а куда – все равно…». Тут такие хорошие слова, – но, конечно, в рамках передачи мы не сможем вас, сестра, научить полюбить Бога: это на самом деле не так просто – это не эмоция, не просто полюбить непривычный напиток или какого-то человека. Это не совсем то.

У святителя Игнатия есть статья «О любви к Богу» – почитайте ее, братья и сестры: там описывается, что такое «любить Бога», как любить, в чем признаки любви к Богу каждого, кто хочет за Ним идти.

Сестра, ваше желание в рай уже хорошо. Надо все-таки читать, изучать эту тему христианской жизни, в чем заключается любовь к Богу. А на самом деле, если говорить кратко, все это звучит просто. Господь говорит: «Кто Меня любит, заповеди Мои исполнит», – а если мы Евангелие не изучаем, как мы исполним то, что не знаем?

Дорогие мои, давайте будем все-таки правильно ориентироваться: читать Священное Писание, изучать основы веры, обязательно повторять это, изучать свои страсти и понимать, что 3–4 года хождения в храм пока ничего не изменят – еще недостаточно времени. Нужно настроиться на терпение, на терпеливый труд над самим собой, а взаимоотношения с детьми, с близкими – это все выстроится само по себе, когда человек начнет потихонечку меняться. Если еще у кого-то будут вопросы, прошу их высылать на адрес kanev@tv-soyuz.ru . Спаси вас Христос, дорогие братья и сестры! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс