Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1023) → Архимандрит Исидор (Минаев): Смысл Церкви – сделать человека лучше

Архимандрит Исидор (Минаев): Смысл Церкви – сделать человека лучше

№30 (1023) / 5 августа ‘19

Церковь и общество

Последнее время в СМИ все чаще пишут о противостоянии Церкви и общества: то бунт против строительства храма в Екатеринбурге, то сбор подписей против передачи Исаакиевского собора. С чем это связано? Кому-то даже кажется, что началась новая волна гонений. Интересно, что об этом думает представитель Церкви.

– Я думаю, с техническим прогрессом, с тем, что теперь информация стала очень доступна. Помните, в старых фильмах про революцию полицейские гонялись: «Где шрифт, у кого шрифт?». Они искали оружие и шрифт – можно было шрифт сложить в слова, фразы и напечатать листовки «Долой царя!». А сейчас шрифт есть у каждого, даже несколько шрифтов. Нужен зарубежный, арабский? В телефоне есть что хочешь. СМИ надо зарабатывать деньги, поэтому малейший конфликт спокойно можно раздуть на всю страну и на весь мир.

Если говорить про Екатеринбург, я считаю, что власти могли быть более гибкими и не доводить ситуацию до конфликта. Думаю, есть и подогревание различными специальными службами наших недругов, которых часто называют в аппарате президента «наши партнеры», которые ищут, чтобы и в Москве, и в провинции были какие-то завихрения. Все это где-то организовывается, проплачивается. Или сейчас в интернете написал несколько фраз – и это разлетелось, миллионы человек их сразу получили. Тебе назначили точку, время, тему протеста, что угодно. Это технологии. Средства коммуникации развиваются, а это не всегда хорошо.

Что касается Исаакиевского собора в Петербурге – мне кажется, его просто трудно будет Церкви содержать. С другой стороны, те, кто говорит, что он никогда не принадлежал Церкви по документам, врут: он принадлежал дворцовому ведомству, то есть царю-батюшке. А кто был в то время император? Глава Церкви. Патриарха не было, а был царь – глава Церкви. Например, если священнику крест наградной дать или сан, это все жаловалось от имени императора. Сейчас Патриарх подписывает награждения, а тогда подписывал государь император. Исаакиевский собор был в дворцовом ведомстве, а значит – и в церковном, ибо царь – глава Церкви.

Я считаю, есть какие-то вещи, которые можно обсуждать и решать миром. Ведь кто, как не мы? Мы же постоянно говорим с амвона во время богослужения: «Мир вам!». И в святоотеческой литературе написано, что надо все решать миром. «Мирком да ладком», говорили наши старики.

Наше общество сейчас плывет по буйному житейскому морю. Финансовые вопросы, политические дрязги (много чего) – все это просто следствие невоспитанности, неумения молодежи говорить со старшими, неумения прессы корректно вписываться в любую тему – о медицине, искусстве, Церкви, политике. Я считаю, что Церковь должна предлагать мирный, миролюбивый путь разбора всяких противостояний, в том числе и по церковному имуществу, по каким-то видным вопросам, которые мы сейчас затронули. Нужно решать все миром, где-то, может быть, даже и уступить. Лучше плохой мир, чем хорошая война.

Но ведь недостатки были всегда, есть и будут. Почему именно сейчас стали придавать этому такое значение?

– Я уже упоминал, когда говорил про Екатеринбург и Исаакий, что есть некоммерческие организации, которые выполняют вполне конкретные цели по расшатыванию политической ситуации. Многие на Западе считают нашу Церковь угрозой: Церковь на Западе и в Америке (возьмем их традиционные конфессии) уже как бы декоративная, как бы в музейный статус переведена, она совершенно не может что-то указывать, говорить, протестовать. У нас пока еще, слава Богу, Церковь живая, и она может высказывать свое мнение, пусть даже где-то и непопулярное. Но это считается на Западе угрозой и им, и вообще системе.

Церковь созидает государство и людей. Смысл правительства и властей – сделать нашу жизнь лучше, чтобы метро было, дороги, медицина. А смысл церковной жизни – сделать человека лучше. Если у нас будут космические корабли, вооружение, медицина, замечательные театры, кино, детские садики, а человек будет урод уродом (как говорил Феофан Затворник, «дрянь дрянью»), куда он направит весь технический прогресс? Только на разрушение себя и всего вокруг себя. Смысл Церкви – сделать человека лучше, чем она и пытается заниматься. Если вдруг в России мы не только экономику улучшим, но и люди будут более нравственные, более трудолюбивые, с широким сердцем, то что же им делать за кордоном? Совсем потеряют покой. Поэтому стремятся использовать все способы, чтобы Церковь ослабить. Вот так, собственно, и ослабляют.

Все-таки задача Церкви – влиять на все общество или только на своих прихожан?

– Прежде всего – на своих прихожан. На все общество она влияет исподволь: все-таки Церковь проповедует, она должна проповедовать. Например, (в Александрии это было, вернее – в пустыне Фиваидской) старец говорит своему ученику: «Пойдем проповедовать!». И они пошли в город, зашли на базар, что-то там купили (хлеба, гвоздей) и вернулись в пустыню. Послушник спрашивает: «Отче, а когда же мы проповедовали?». Он говорит: «Видишь, мы же в рясах. Вот мы шли, нас видели. Видели, как мы себя ведем. Это и есть наша проповедь».

Церковь еще обращается и ко всем внешним людям ненавязчиво, не принуждая их к чему-то, но отвечая на вопросы, отвечая на вызовы… Например, мама курит и говорит ребенку (дочери): «Не кури! Прибью!». Собственно, она уже этим проповедует курение. А если она не курит и в доме нет никаких сигарет (девочка видит, что только злые дядьки пьяные у магазина курят), тогда на это другой взгляд. Вот так и Церковь: если она держит себя на высоком уровне, то это уже и есть проповедь.

Считаю, что неправильно ограничивать Церковь и говорить: «Вы в политику полезли и теперь за это ответите». Если взять такую книгу, как Требник, там то, что требуется человеку: Крещение, отпевание, Венчание, Соборование, освящение пчел, соли, земли, кладбища, даже освящение самолета (святитель Иоанн Шанхайский написал), то есть все сферы жизни. Я как-то иду в Петербурге в рясе с чемоданчиком на требы, иду домой крестить младенца больного, и какая-то тетушка встретила меня в подъезде: «Ой, что ж такое, кто-то умер?». Я говорю: «Почему умер? Может, родился». То есть у нее такой шаблон...

Церковь всего касается. Другое дело, что она должна обо всем корректно говорить, не искушая, не соблазняя, не наглея... Мы колокольный звон обсуждаем, иконопись, экологию обсуждаем, а почему политику, искусство не обсуждаем? Я вижу (как бывший театральный педагог и режиссер), что фильм деструктивный – он разрушает. Конечно, я скажу: ребята, не смотрите, это раздражение, либо пустота, либо просто отрицательные эмоции. Почему я не могу высказать этого? Во-первых, мы все свободные, а во-вторых, Церковь может касаться всех вопросов.

Отец Исидор, спасибо Вам за беседу! Чтобы конфликты решались быстрее, надо друг с другом встречаться, надо слышать, что предлагает Церковь и что говорит общество, с пониманием и интересом относиться друг к другу. Именно в этом основа мирного существования.

Записала:
Светлана Тодосейчук

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс