Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1023) → Первые исконно русские святые

Первые исконно русские святые

№30 (1023) / 5 августа ‘19

Этот день в истории

Борис и Глеб были сыновьями Киевского князя Владимира Святославовича – позже канонизированного крестителя Руси. В Православие он обратил, конечно, и своих четверых сыновей, однако религия не помогла одному из них не уподобиться Каину, совершившему грех братоубийства (правда, некоторые историки полагают, что убийство Бориса и Глеба было выгодно Ярославу Мудрому, отправившему на преступление своих варягов; в доказательство приводится информация из летописи, что Борис и Глеб были единственными союзниками своего старшего брата Святополка, предъявившего права на Киевский престол).

Большинство и современников событий, и исследователей однозначно считают, что преступление было делом рук Святополка, не зря получившего прозвище «Окаянный». «Когда увидел дьявол, исконный враг всего доброго в людях, что святой Борис всю надежду свою возложил на Бога, то стал строить козни и, как в древние времена Каина, замышлявшего братоубийство, уловил Святополка. Угадал он помыслы Святополка…ведь хотел перебить он всех наследников отца своего, чтобы одному захватить всю власть», – гласит старинный текст «Сказания о Борисе и Глебе», памятника древнерусской литературы.

Святополк вероломно лишил жизни старшего брата Бориса, а затем и молящегося об убиенном брате Глеба, но власти ему это кровопролитие не принесло. Между Святополком и другим братом, Ярославом, началась междоусобная война, закончившаяся поражением братоубийцы; по информации же «Повести временных лет» Святополка постигли «паралич и безумие». А Ярослав Мудрый после вступления на Киевский престол, щедро наградил новгородскую дружину, помогавшую ему разбить войско врага. Отдал должное Ярослав и своим невинно убиенных братьям.

Мощи Глеба были перенесены к месту захоронения Бориса, к церкви Святого Василия, где в 1021 г. они были обретены – и вскоре начали происходить сотни случаев чудесных исцелений людей от болезней. Иногда и победу, одержанную князем Александром Невским над шведами, называемую Невской битвой, относят к заступничеству Бориса и Глеба и к молитвам, возносимым к их именам.

Борис и Глеб стали первыми исконно русскими святыми. Они были канонизированы как мученики-страстотерпцы, стали покровителями Русской земли и Небесными покровителями русских князей. Беззлобие, непротивление врагам и мужественное принятие смерти – в этом заключался православный подвиг двух святых, которые почитаются и в Римско-Католической Церкви: Борис – как Роман Русский, а Глеб – как Давид Польский.

«Воистину вы цесари цесарям и князья князьям, ибо вашей помощью и защитой князья наши всех противников побеждают и вашей помощью гордятся. Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем», – говорится в сказании. В память о святых по всей Руси начали строиться белокаменные церкви – в Ростове, в Суздале, в Рязани, в Великом Новгороде.

P. S. «Бориса и Глеба веками помнили все. Получается, что именно в „страстотерпце“, воплощении чистой страдательности, не совершающем никакого поступка, даже мученического „свидетельствования“ о вере, а лишь „приемлющем“ свою горькую чашу, святость державного сана только и воплощается по-настоящему. Лишь их страдание оправдывает бытие державы. А почему так – об этом нужно думать обстоятельно и неторопливо», – так небезынтересно подытожил эту историю Сергей Аверинцев, советский и российский филолог, культуролог, анагност, историк культуры (в том числе христианской), философ, литературовед, библеист, крупный специалист в области изучения истории античной и средневековой литературы, поэтики, философии и культуры, русской и европейской литературы и философии культуры XIX–XXвв., поэзии Серебряного века.

 

В других номерах:

№19 (1012) / 27 мая ‘19

Этот день в истории

Византия не умерла

№11 (956) / 13 марта ‘18

Этот день в истории

«Дни и ночи у мартеновских печей...»

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс