Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1023) → Архимандрит Савва (Мажуко): Исцеление зрения

Архимандрит Савва (Мажуко): Исцеление зрения

№30 (1023) / 5 августа ‘19

Свет невечерний

Друзья мои, есть замечательная книга, которую многие из вас наверняка читали (может быть, не полностью, но хотя бы некоторые замечательные моменты из этого классического текста), – я говорю о «Божественной комедии» Данте.

Жил человек в средневековой Италии, мыслил, переживал, участвовал в политической жизни и написал огромный фолиант, на который потратил не один год, текст, состоящий из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай» – Данте попытался написать путешествие через круги ада, восхождение на гору чистилища и погружение в яркий ослепительный свет рая; образы, им нарисованные, – удивительные и потрясающие.

Совершенно естественно, что современников этот текст так потряс, что они даже потребовали учредить кафедру в университете, на которой бы все желающие, даже простые люди, могли услышать эту удивительную поэзию, целый микрокосм потрясающих образов, имеющих в своей основе философию любви. Ведь этот текст написан по следам любви к девушке. И мы все хорошо знаем ее имя – звали ее Беатриче.

Маленький Данте в 9 увидел на улице девочку такой ослепительной красоты, такой внутренней цельности и чистоты, что тогда, в 9 лет, пережил настоящее откровение Света. Поэтому весь текст дантовской «Божественной комедии» пронизан философией и богословием Света. Например, образы порочных людей, которые он представляет чаще всего, связаны с болезнью глаз, а исцеление, которое люди получают в чистилище (исцеление от каких-то своих грехов) – это тоже исцеление зрения, лечение зрения и дурной и вялой любви.

Это удивительное путешествие в мире Света, образов исцеленного зрения, приходит к тому, что когда Данте проходит испытание на любовь, которое ему устраивает апостол-евангелист Иоанн Богослов, он теряет зрение, слепнет. Три последних экзамена он сдает апостолу Петру, экзамен о вере – апостолу Иакову. Экзамен о надежде и экзамен любви ослепляет Данте окончательно. Он общается с Беатриче, хочет найти этого удивительно чистого человека, девушку, которая умерла в ранней молодости. Они практически не общались – можно сказать, даже не были как следует знакомы, но именно ей он посвятил все свои произведения.

В этом светлом, пусть противоречивом, но безусловно оба-ятельном образе есть один трагический момент, который меня, как читателя, всегда несколько настораживает и огорчает. Данте посвятил Беатриче не один текст – он много упражнялся в лирических упражнениях и размышлял над стихией любви, накрывшей его в 9 лет. Но ведь никто из нас не знает (или мало кто знает), как звали жену Данте (а у нее было конкретное имя – ее звали Джемма) – эта женщина была верна Данте всю свою жизнь, у них были детки и когда Данте садился писать, его супруга, создавала уют, тишину в доме, чтобы не мешать гениальному мужу писать гениальные произведения.

О произведениях Данте написаны целые библиотеки книг, составлено множество комментариев, образу Беатриче посвящены серьезные исследования, в том числе и современных ученых и философов: была ли на самом деле Беатриче, кто она была такая, где похоронена? Что имел в виду Данте, произнося ту или иную фразу? Но ни Данте, ни его комментаторы не обратили внимания на женщину, благодаря которой, может быть, и появились на свет эти тексты.

Да, любовь – удивительное, возвышенное чувство, которое накрыло Данте и дало ему возможность разродиться таким произведением. Но можно ли предположить, что без этой безмолвной, анонимной, неизвестной женщины, о которой сам супруг нигде не упоминает, получились бы эти произведения

Друзья мои, трагедия гениального человека, чаще всего, ничем не отличается от трагедии человека простого. Каждый из нас страдает этим пороком зрения, этой, знаете ли, метафизической близорукостью: мы не ценим и не замечаем людей, которые рядом с нами: наши взгляды, помыслы, желания и даже сочувствие очень легко устремляются на людей, находящихся очень далеко, дыхания которых мы не слышим, мы не видим их и благодаря тому, что мало общаемся с ними, так их идеализируем.

Легко любить человека, который живет на другом континенте, и ты его видишь только в кино. Легко любить автора, который жил 500 лет назад. Но попробуй полюбить, заметить труд, красоту того, что делается ради тебя, труд, который несет человек рядом с тобой, ради тебя же кружащий по кухне в домашнем халатике, который не спит ночами, чтобы тебе было тепло, уютно, хорошо, сидит рядом, когда ты болеешь, терпит твою неряшливость, недостатки, невнимание, которые ты сам в себе и не подозреваешь. И ты совершенно не замечаешь всего этого. Кто бы написал удивительные, искрящиеся словом и мыслями поэмы таким людям, как Джемма: незаметным, но без которых совершенно невозможны не только гении, но и нормальный уважаемый мужчина, хорошие, воспитанные дети. Эти тихие, скромные труженики, которые находятся рядом с нами.

Друзья мои, всю свою поэму Данте посвятил проблеме лечения внутреннего, духовного зрения. Он очень болел этой проблемой и показывал, что злость мучается в аду ледяными слезами, которые не могут выйти из глаз, забивая слезные сосуды, и говорил, что зависть лечится в чистилище – людям зашивают глаза металлической проволокой, чтобы они не видели и научились не сравнивать, не жалеть о том, что у них есть.

Он говорил, что нельзя нашим корыстным взглядом дерзновенно смотреть на величие Божества: воззрение на Бога, на Троицу требует очищения взгляда и зрения, но, может быть, самую главную близорукость он не заметил. Данте не заметил, что мы жестоки, завистливы и невнимательны к самым близким нам людям – и, может быть, лечение зрения нужно начинать как раз с настройки «оптики» по отношению к нашим близким: надо научиться замечать их красоту, труд, милые лица, трудолюбивые руки, их жесты и поступки, которые уходят так быстро, что мы не успеваем сказать человеку, как он прекрасен, как хорош, как важен для нас. Друзья мои, берегите глаза, лечите душевную близорукость…

Записала:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс