Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1022) → Если ты надеешься не на Бога, то не сможешь войти в Царство Небесное

Если ты надеешься не на Бога, то не сможешь войти в Царство Небесное

№29 (1022) / 1 августа ‘19

Размышление

Положивший надежду на Бога человек обязательно попадет в Царствие Небесное – независимо от дохода и размера своего имущества: богатство не здесь, на земле, а там – в Боге и с Богом.

Про богатство

Есть у нас, православных, такая традиция: ругать богатство и восхвалять бедность. Для этого, конечно, много предпосылок есть в Писании, вроде легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богачу в Царство Небесное, и так далее. Мы читаем их и привычно киваем: да-да, богатство – это плохо, а бедность – хорошо. Но если честно посмотреть в свой кошелек и в свою душу: разве нас радует повышение цен, маленькие зарплаты и пенсии, разве не волнует стремительное удорожание жизни, разве мы не молимся о вполне земном благополучии и успехе в наших делах? Или это делают исключительно злые, продавшие душу золотому тельцу люди? Нет, ведь отдавшие душу богатству, как мы знаем, вообще в церковь не ходят: Бог им без надобности.

В церковь ходят самые обычные люди вроде нас с вами. Нам всем надо жить, кормить детей, платить за квартиру, что-то есть, одежду покупать, и этого никакими молитвами и постами не заменить. Пришло время платить за квартиру – бери деньги, иди и плати, весь разговор. Так хорошо или плохо иметь имущество, достаток, богатство? И вообще, что такое богатство? За какой чертой оно становится проклятием для души? Доход в 15 000 рублей в месяц – проклятие и роскошь, а доход в 14 000 – благословение? Где грань? В Писании не говорится о размерах богатства, там нигде не сказано, что доход в один динарий – это спасение, а в два уже ведет к погибели.

На самом деле ответ на этот вопрос прост. Не размер богатства становится препятствием, а отношение к богатству самого человека может стать проблемой. Многомиллионное состояние Василия Николаевича Муравьева, ставшего впоследствии монахом и нашим великим святым преподобным Серафимом Вырицким, не помешало ему употребить деньги на милостыню, на служение Богу. А пятак, который ты можешь пожалеть подать бабушке у перехода, может стать глухой стеной между тобой и Богом. Через Евангелие Господь говорит нам, чего нужно опасаться, имея дело с материальными благами: Как трудно, говорит Господь, надеющемуся на богатство войти в Царствие Божие. Если ты надеешься на то, что имеешь, а не на Бога, то не сможешь войти в Царство Небесное – как верблюд не может пройти через игольное ушко. И богатство может быть любым – это не только деньги, материальное состояние: хорошее здоровье, семья, богатый внутренний мир, многое другое – это тоже богатство, на которое человек часто полагает свои надежды, и оно тоже может стать стеной между человеком и Богом. А положивший на Бога надежду человек обязательно попадет в Царствие Небесное – независимо от дохода и размера своего имущества: богатство не здесь, на земле, а там – в Боге и с Богом.

Святая вода

Приходит к священнику бабка: «Что делать с дедом? Посоветуй, батюшка, совсем несносный стал – спорит, неправоты своей не признает, ругается, сладу с ним нет». Батюшка дает ей бутылку с водой и говорит: «Это святая вода. Как дед порог переступит с работы или только голос на тебя повысит, набери в рот святой воды и держи сколько можешь. Чем дольше будешь держать, тем больше святая вода поможет. Кончится вода в бутылке – еще придешь». Через неделю бабка бежит снова в храм за водой: «Спасибо, батюшка! Помогла святая водичка – дед теперь прямо шелковый стал, спокойный и приветливый, не узнать. Налей ты мне, батюшка, еще святой водички».

Смех смехом, а я вот порой думаю, что эта святая вода мне тоже бы не помешала. Бывало, поспоришь из-за какой-нибудь ерунды с женой, а потом вспоминаешь слова Высоцкого, что «даже если ты тысячу раз прав, какой в этом толк, если женщина твоя плачет»? И жалеешь, что вообще рот открывал… Нет, до слез, слава Богу, я жену не доводил, но счастливой точно не сделал; и какому-то человеку, который совершенно не собирался идти со мной на компромиссы, тем более признавать свою неправоту, сгоряча вываливал кучу обидных слов, которые казались мне правильными, справедливыми, уместными, а после вспоминал, жалел и каялся: человек уходил от меня обиженным, иногда навсегда, а я потом чувствовал в душе горечь и сожаление.

Сегодня многим людям известна эта болезнь – говорить тогда, когда нужно меньше всего говорить, и говорить то, о чем лучше молчать. Среди православных этого, может, даже больше, чем в миру. В миру все сами по себе, а в церкви человек, во-первых, не один, а во-вторых, постоянно открывает для себя что-то новое и важное, но вместо того чтобы, как учат святые отцы, бережно хранить это в своем сердце, чтобы оно там из зернышка знания проросло деревом опыта, часто поступают прямо наоборот.

Услышал человек какую-то духовную вещь – пальцем о палец не ударит, чтобы воплотить это в своей жизни, сделать достоянием своей души, а бежит с ней, как с последними новостями из бульварных газет, поскорее рассказать всем встречным и поперечным. Людям его эти знания, святыни даром не нужны – их интересуют исключительно земные интересы, они переглянутся, плечами пожмут и разойдутся, а человек остается пустым – сам святыню потерял и другим она без надобности, так и осталась в грязи… Святые, наоборот, учат нас молчанию, предостерегают от опрометчиво сказанных слов, которые прямым образом могут повлиять в первую очередь на самого открывающего недолжное: святитель Феофан Затворник говорил, что слово, сказанное человеком, останется с ним до Страшного Суда, а Арсений Великий замечал, что много раз он раскаивался в том, что говорил, но ни разу не сожалел о том, что молчал. Молчание – язык будущего века, когда преображенные Богом люди будут общаться без слов, напрямую от сердца к сердцу. И уже здесь, на земле, в богомыслии и молитве человеку открываются задатки той вечной будущей жизни.

Бабушка в подъезде

Как-то раз утром пошел в магазин – смотрю, в подъезде возле дверей бабушка с палочкой стоит. Возвращаюсь обратно, она все стоит, опираясь на стенку. Я на нее глянул – прошел мимо, а дома снимаю куртку и думаю: «Может, у этой бабушки что-то случилось, может, ей помощь нужна? Чего она стоит в темном тамбуре прямо у дверей подъезда? Может, она давно уже там стоит и наверняка устала, тогда ее надо в дом пригласить, кружку чая предложить?».

Вроде бы дело пустяковое – пойти и узнать, все ли у бабушки нормально. Но тут я подумал, что сегодня мне надо статью сдавать, и текст для новой передачи еще не написан, и вообще надо пораньше на работу выехать – дел много накопилось. Это были правильные и вполне уместные мысли, за которые никто бы не осудил и не пожурил, только в подъезде стояла бабушка, опираясь на палочку у стенки, мимо которой я только что прошел. Я посмотрел на себя в зеркало в прихожей и понял, что, если сейчас не выйду, перестану себя уважать: как смогу потом писать умные и правильные слова, когда она там стоит и вздыхает, а я не помог? Что это вообще за вера у меня такая, если она позволяет спокойно заниматься своими делами, когда рядом кому-то плохо?

Я быстро оделся и вышел в подъезд. Рядом с бабушкой стояла соседка с верхнего этажа, они о чем-то спокойно разговаривали. Оказалось, все с бабушкой было хорошо, в нашем подъезде в одной из квартир находился оптовый склад периодической печати, за которой приходили со всего района, в том числе эта бабушка с палочкой. Только сейчас я заметил рядом с ней сумку на колесиках для газет. Бабушка улыбалась и говорила, как наверху закончат разбирать новую почту и она возьмет побольше: вчера всё разобрали и ей не хватило. Я развернулся и пошел дописывать статью, а бабушка – наверх, за газетами.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pro-bogatstvo;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-svyataya-voda;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-babushka-v-podezde

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс