Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №1 (994) – №28 (1021) 2019
Дорогие братья и сестры, мы продолжаем отвечать на ваши вопросы, они очень разные: интересные, иногда – очень сложные. Еще раз хочу сказать, что непросто отвечать на вопросы, когда человека не знаешь – тем не менее какие-то общие рекомендации мы можем вывести.
Итак, вопрос нашего зрителя, который живет за рубежом (он совершил маленький подвиг, поскольку, видимо, не очень хорошо владеет русским языком). Он пишет, что смотрит передачи телеканала «Союз», получает много нового – и делится своим опытом, что сначала нашел телеканал «Союз», начал слушать лекции, толкования на Священное Писание и так далее, смотреть передачи: «Сначала понимал очень тяжело, но со временем Бог снял с ума как какую-то пленку, стал понимать лучше».
Здесь мне, братья и сестры, хочется отметить: ощущение, что сначала непонятно, когда человек первый раз берет в руки Евангелие или начинает изучать святоотеческие творения, не означает, что нужно это отложить и сказать: «Я когда-нибудь потом начну изучать». Это неправильно. Почему так происходит? Наш ум больше настроен на земное, мирское, а истины духовной жизни на ум, привязанный к земле, ложатся очень плохо. Но это означает не то, что нужно все бросить, а то, что нужно это изучать. И изучать Евангелие с толкованиями.
Те, кто уже знаком с Евангельским текстом и читает Евангелие регулярно (например, в день понемножечку: по главе, по зачалу, по какой-то части, хотя бы несколько стихов), наверное, согласятся, что, когда читаешь даже знакомые тексты, все равно открывается что-то новое, что можно применить к себе: что-то по-новому понял, открылась новая грань понимания того или иного текста. То же происходит со святоотеческими трудами, ведь Господь вкладывает в них очень много духовной глубины – и мы сами, потихонечку двигаясь по пути духовной жизни, каждый раз открываем для себя новое – и если уже прочитанное творение святого отца читать заново, снова увидишь много интересного, полезного. Если так делать всю жизнь, я думаю, каждый раз можно узнать и увидеть много, получить духовную пользу.
Этот человек, наш брат, так и потрудился. Но в этом письме он делится тем, какие сделал ошибки. Я немножко прочитаю, и мы это разберем. Он говорит: «Я сделал много ошибок. Например, читал книги некоторых святых и думал, что могу сделать больше». Конечно, это большая ошибка. В духовной христианской жизни у нас нет цели набрать каких-то «плюсиков» (бонусов), как в мирской жизни. Можем привести много примеров: например, если строитель должен положить, условно, 100 кирпичей, а он кладет 150, то и премия, и зарплата у него больше, почет, уважение и так далее, а в духовной жизни мерки стахановского труда неприменимы. Если человек говорит: «Святой так делал, а я буду делать больше», – он делает большую ошибку – такое стремление основано на гордости. И написавший письмо брат понял это: он говорит, что начал это делать по гордости, пытаясь превзойти святых отцов в подвигах и каких-то делах (в каких, он не пишет, но примерно можно понять).
Дорогие мои, мы должны принять как истину, что любые христианские дела должны быть основаны не на стремлении сделать больше других (больше, чем сосед), а на правильном духовном настроении, которое называется нищетой духа, когда человек понимает, что без Христа он никто – ничего из себя не представляет. Богу не нужны от нас ни усиленные посты, ни чрезмерные подвиги, ни «плюсики» – Ему нужны наше сердце, наша душа. Помните, как говорится в псалмах царя Давида? «Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит (не уничтожит)». Начиная что-то, надо это начинать с правильным духовным настроением, а иначе получаются крайности, когда человек берет на себя что-то непосильное, и это приводит к печальным последствиям. Почему? Основано на прелести, самообмане, гордости.
Смотрите, что получилось у брата: «За гордость на мою душу напал страшный ужас, боль, страшные мысли, и они мучили меня несколько месяцев». И он спрашивает: «Почему так происходит?». Да потому, что нельзя нарушать законы духовной жизни – даже если мы их не знаем, это не означает, что мы освобождены от ответственности, если их нарушаем. Что в этом случае произошло? Господь попустил бесам напасть на человека: это именно их нападки, описанные как ужас, боль, страшные мысли... Они же происходят не от действия Святого Духа, правда? Это противоположные действия, действия зла. Так происходит, когда человек, добровольно делая ошибки, позволяет бесам над собой обрести власть.
Почему можно сказать, что это именно воздействие бесов? У святителя Игнатия в «Слове о смерти» описывается, как душа ощущает приближение падших духов. Например, если мы выйдем в цветущий сад ночью или в какое-то темное время суток, когда нет света, нет солнца, пойдем по дорожке и будем приближаться к цветущему и благоухающему розовому кусту, мы ощутим обонянием аромат этого куста и поймем, что приблизились к цветущему растению. А приближение падших духов к душе человека тоже сопровождается определенными ощущениями – не обонянием, конечно (слава Богу, что мы не можем обонять зловоние падших духов), но душа, как наша духовная составляющая, ощущает, воспринимает их приближение. Святитель Игнатий как раз пишет о таких же состояниях – это ужас, страшные мысли, уныние, печаль, подавленное состояние.
Потом брат увидел, что он делал неправильно, и каялся, и молился, и эти состояния прошли. Но они возвращаются, когда он делает какие-либо ошибки. Хочется сказать брату, чтобы он не сдавался. Получается, он увидел сам (несмотря на то, что читал святоотеческие труды), что попал в те ошибки, о которых предупреждают отцы: нужно идти не путем подвигов или преодоления духовных Эверестов, а царским путем, путем смирения. Надо идти потихонечку, основываясь на заповеди блаженны нищие духом.
Смотрите, что происходит. У брата произошел определенный духовный надрыв, и сейчас, когда он делает что-то не то, снова получает ту же тяжесть. Кается – и она снова уходит.
И тут, брат, мне хочется вас поддержать, чтобы вы не сдавались, не унывали, не печалились. Понятно, что вы допустили ошибку, но вы ее увидели, уже раскаиваетесь в ней. Да, получается, что вы получили такую епитимью (может быть, даже пожизненную). Бывает такое – как, например, когда человек по какой-то причине надрывает здоровье, потом не может нести тяжести или выполнять работу, привычную ранее, ведь у него надорванный организм, так бывает и когда человек с начала своей христианской жизни совершает непосильные труды и потом надрывается. Бывает, что люди надрываются в молитве, когда бездумно начинают брать большое молитвенное правило, не понимая, что произносят, что читают, – а потом не могут поставить себя на молитву. Так бывает с постами, с доброделанием: это очень непросто, поэтому надо все делать с правильным духовным настроением.
Повторюсь – любое христианское дело (пост, молитва, подготовка к таинствам, еще какие-то христианские добродетели) нужно начинать с правильной основы: если в основе гордыня, она приведет к беде, – если смирение, будет польза. Но такой человек не будет видеть своих подвигов: он понимает, что ничего особенного не делает (постится как все, молится как получается) – гордиться и хвалиться нечем. Но у брата такая ситуация... Он спрашивает – почему? Брат, так получилось, что, к сожалению, некому было вам что-то подсказать.
По поводу подсказок или советов. В начале письма брат пишет, что у него много знакомых церковнослужителей, священнослужителей, но поговорить о спасении не с кем. Очень важно понимать, что быть одному очень тяжело и ориентироваться в духовной жизни, опираясь только на свой ум, свое понимание прочитанного, тоже очень тяжело и очень опасно. Конечно, человеку надо было бы советоваться – и еще не поздно.
Бывает, человек говорит: «Вот вокруг меня много священников, но они все какие-то несерьезные: кто-то молодой, кто-то слишком старый, кто-то слишком простоватый, четвертый слишком заумный, пятый занимается чем-то не тем, чем нам хочется (например, какой-то внешней работой или стройкой), и священникам как бы не до нас».
Это очень большая ошибка: мы судим по внешности или по каким-то внешним делам, по эпизоду жизни. Может, человек на самом деле – молитвенник, не все же молитвенники известны. Я уверен, среди духовенства много таких людей, скромных тружеников духовного труда – надо обратить на них внимание, найти единодушного священника, который вас понимает, может уделить вам время и оказать внимание, и начать совместную духовную работу. Это может быть мирянин – тоже единодушный брат, с которым вы хорошо общаетесь, с кем можно посоветоваться, если не смогли пока найти священника. Это уже поможет вам понять: может быть, вы ошибаетесь в каких-то своих делах? Можно как-то выровнять свои духовные труды.
Чтобы не впасть в ошибку, обязательно нужно советоваться – это один из принципов правильной духовной жизни. Святитель Игнатий как раз пишет, что было бы замечательно жить по совету. Что значит – «по совету единодушной братии»? Когда появляются единодушные духовные друзья или родственники или складываются правильные отношения священника и мирянина, христианин может с кем-то посоветоваться – и это очень правильно: тем самым можно избежать ошибок.
Дальше брат пишет такие слова – он видит, что грехи его мучают, страсти мучают, он пытается бороться, но: «Побеждаю одно – появляется десять. Понимаю, что без помощи Христа ничего не смогу сделать». Смотрите, какой замечательный вывод: какой опыт получил человек – правда, сделав очень печальные, болезненные ошибки. И у него вопрос: «Я понимаю, что от страстей мне не избавиться и я умру с ними. Что будет с таким человеком там (имеется в виду – за гробом, на Суде Христовом, в Царствии Божием)?».
Дорогой мой брат, мы не должны унывать от того, что замечаем свои страсти – Бог нам дал их заметить: если бы Он не помогал, мы бы их и не заметили, ходили бы и думали, что мы самые лучшие в мире, только окружены грешниками. Если христианин ходит в православный храм, знает и сохраняет Православную веру, пытается жить по нравственному учению Церкви, участвует в таинствах и надеется на милость Божию, кается в своих грехах, пытается с ними бороться, то он должен надеяться на спасение. Это и Господь нам говорил, и Церковь говорит.
Наша задача – не избавиться от страстей: это невозможно, и не надо на это ориентироваться. Наша задача – борясь со страстями, видеть, что нам все более и более нужен Христос – не теоретически, не только как эмоция («ах, мы любим Христа!»), а по-настоящему. Ведь чем больше мы видим свои болячки, тем больше нам нужен врач, чем сильнее мы заболеваем, тем больше нам нужно лекарство. Так же и в духовной жизни: если человек попытался выполнить заповедь, и у него не получилось (или внешне получилось, а внутренне никак не совпадает с тем, что он сделал), то он не должен унывать. Он должен понимать: да, без Бога у меня не получится – и вновь и вновь обращаться с молитвой к Богу.
Отвечу на вопрос: «Что там будет?». Если человек останется членом Церкви и будет бороться до последнего вздоха, то Господь его помилует, ведь Он говорит, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии – об одном даже! Дорогой брат, я думаю, что к вам эти слова тоже относятся. Не сдавайтесь! Понимаю, что непросто восстанавливаться после такого духовного надрыва, но это надо делать.
Дальше брат пишет: «Много лет в груди мучает какой-то страх, слабость от этого страха во всем теле. Но при молитве уходит, как будто этого и не было. Что это? Болезнь психическая или темная сила? Очень тяжело одному в духовном деле». Сказать определенно, что это такое, по письму, конечно, очень сложно, но в любом случае мы видим, что так или иначе это могут быть последствия ваших неправильных духовных дел – вашей перегрузки. Это надо воспринимать как епитимью. Понятно, что это непросто, – но вы пишете, что получаете облегчение в молитве; наверное, на это и надо ориентироваться. Если это воздействие темных духов, то тоже надо смотреть, почему так получилось – может быть, вы снова допустили гордость в чем-то (например, осудили близких или приписали себе какие-то заслуги в духовной жизни).
Тяжело одному в духовном деле. Поэтому еще и еще раз посоветую вам обратить внимание на духовенство, живущее и служащее вокруг вас, и не думать, что «все они какие-то не такие», «не соответствуют какому-то образу» – они и не будут соответствовать. Людям, которые говорят: «Вы должны... А вы такой (или „вы такие”)...», – я всегда говорю: «К сожалению, мы такие. Должны быть ангелами, а мы – духовные карлики. Но вы оглянитесь, братья и сестры: что вокруг-то творится? Мир все больше и больше катится во зле к бездне. Откуда у нас появляются священнослужители? Они не присылаются в командировку из рая, а берутся из нашего народа, который и жил, и продолжает, к сожалению, жить безбожно. Поэтому тут надо не мерки высоконравственные брать, а в реальном времени, в реальном месте общаться и работать с реальным человеком, а не говорить: „Ах, ты вот такой должен быть! Раз ты не такой, не соответствуешь нашим требованиям – значит, ты неправильный”. Если это законно рукоположенный священник, если он служит в православном храме, надо идти в этот храм».
А как часто бывают такие недоумения: «Вот наш храм... Раньше в этом здании был детский сад, а сейчас храм – это неправильный храм». Или: в этом здании был ресторан, а сейчас находится храм. А как по-другому? Я, например, 10 лет служил в храме в доме престарелых. На месте алтаря там находилась бухгалтерия… Когда для храма выделяют какое-то место, то оно освящается, правильно? Какое бы это место ни было, где бы оно ни находилось, какой бы история этого здания ни была, освящение очищает все. Так что надо ходить в те храмы, которые у нас есть, и радоваться, что мы можем ходить в эти храмы, участвовать в Литургии, причащаться: наблюдение за окружающим, честно говоря, наталкивает меня на мысль, что мы самые счастливые люди.
Мы, к сожалению, не пользуемся счастливым временем, которое у нас есть, чтобы изучать святых отцов, читать, посещать наши храмы, получать опыт христианской жизни, организовывать христианские общины – а где гарантия, что в какой-то момент все это внешнее благополучие не изменится? И мы будем радоваться возможности послужить на пеньке в лесу, как это было у новомучеников и исповедников Российских, которые, по описанию, служили Литургию на арестантских нарах в лагере и были счастливы возможности причаститься. Нам надо беречь друг друга, беречь эту возможность, беречь себя от таких грубых духовных ошибок.
Да, тяжело одному. Поэтому нам нужно и знакомиться друг с другом, и в общину ходить – знаете, это тоже очень важная тема. Я наблюдаю в приходе, что есть часть прихожан, которые ощущают себя как община – готовы пожертвовать своими временем и средствами ради храма, а есть люди как бы сами по себе: пришел, причастился, ушел. А случись какая беда – он потом будет помогать, участвовать в жизни храма? Неизвестно... Мы с вами должны быть все-таки большой христианской семьей, где собираются разные люди, с разными проблемами, разными радостями – объединяясь в Литургии, все-таки мы должны быть вместе.
Да, тяжело одному – одному всегда непросто. Что делать человеку, когда и священника (хоть какого-то) рядом нет? Неужели такой человек тоже один и для него нет выхода? Есть, братья и сестры, – более сложный, но есть: это изучение святоотеческих трудов – не с настроением, чтобы в каких-то внешних подвигах что-то сделать, как пишут святые отцы, а больше обращая внимание на внутреннее (каким внутренним делом они советуют заниматься: изучать вопросы покаяния, молитвы). По возможности, посоветоваться в храме (если вы бываете в храме).
Тут не повод для отчаяния – у нас все есть. Историческое наследие – на самом деле очень богатое. Да, есть труды для великих подвижников, но очень много написано и для мирян – для нас с вами, живущих в миру. Надо не лениться, не отчаиваться, а трудиться и спокойно искать ответы на вопросы – не спешить, идти спокойным путем труженика, который воспитывает свою душу не внешними телесными трудами, а именно внутренним. Внутренний труд – это труд покаяния, когда человек видит в себе грехи, раскаивается в них и пытается изменить свою жизнь, чтобы не повторять своих ошибок. Вот как у брата, написавшего этот вопрос, оказался такой внутренний барометр: он делает ошибку – и тут же получает знак (нападки страхов, тяготы духовной). У нас может такого не быть, но это не означает, что бесовских нападок нет. Надо быть очень внимательным: часто бывает, что наши неправильные дела несут такие последствия, ибо мы по своей невнимательности, рассеянности, самонадеянности делаем грубые ошибки.
Дорогой брат! Хочу пожелать вам Божией помощи! Не сдавайтесь. Епитимьи могут быть разные: бывают епитимьи в виде телесного здоровья, нападок бесов, – но мы должны понимать, что Господь все дает ко благу, как бы ни казалось то, что Он дает, горьким, неприятным. Давайте примем это для опыта смирения. Желаю вам терпения, Божией помощи, желаю не сдаваться и трудиться до последнего вздоха, чтобы от Христа никуда не уходить.
Спасибо вам, братья и сестры, что присылаете вопросы: это очень важно, ведь когда ты начинаешь такое дело (я начал такое дело по просьбе руководства телеканала «Союз», по вашей просьбе), конечно, хочется получить ответ (в приходе мы обычно тут же можем получить ответ – понял человек или не понял, надо ему это или не надо). Раз появились вопросы – значит, эта тема кому-то интересна.
Давайте будем продолжать. Если появятся еще вопросы или комментарии или необходимо что-то уточнить, я прошу присылать письма на адрес электронной почты kanev@tv-soyuz.ru . Помоги вам всем Господь! Братья и сестры, давайте и дальше будем трудиться с Божией помощью. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Людмила Ульянова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.