Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1021) → Храм Мартина Исповедника в Соломбале

Храм Мартина Исповедника в Соломбале

№28 (1021) / 22 июля ‘19

По святым местам

Есть в Архангельске остров под названием Соломбала – именно здесь Петр I начал рубить свое первое «окно в Европу», и здесь находится старинный храм Мартина Исповедника, который мы посетим, совершив прогулку по историческому району города, а еще узнаем, что такое «поморская говоря»… Полтора столетия назад Соломбала стала частью столицы Поморья – Архангельска. В XVII в. Петр I основал здесь судостроительную верфь, адмиралтейство, а позже на Соломбале был возведен Морской собор.

Владимир Николаевич Ломакин, краевед: – Если по-поморски сказать: «Разрешите мне приветствовать вас в Поморье», это примерно будет звучать так: «Верра ме нонце приветить вас в Поморье». «Верра» – это «разрешите», «ме» – мне, «нонце» – сегодня, «приветить» – приветствовать.

С 1419 г., намного раньше Архангельска, начинает упоминаться Соломбала в документах. Название острова – финно-угорское. «Поморская говоря» (или поморский говор) на Соломбале, в историческом районе Архангельска, звучит очень колоритно. Древний язык поморов – коренных жителей этих земель – сейчас услышишь разве что в сказках или песнях.

В.Н. Ломакин: – Слово «соломбала» состоит из трех: «суоло» – это остров, «ломпь» – это либо болото, либо озеро с болотистыми берегами, окончание «ла» указывает на поселение. То есть это поселение на топком, болотистом острове.

При Петре I Соломбала становится центром морского кораблестроения. Здесь появились верфь, адмиралтейство и Адмиралтейский собор.

В.Н. Ломакин: – Здесь, в этом месте, стоял Морской Преображенский собор. Почему здесь? В поселении может быть много церквей, но собор один. До 1863 г. Соломбала считалась отдельным поселением. Поэтому в Архангельске был кафедральный собор, а здесь просто собор.

Собор строили в XVIII в., а уже в следующем столетии здесь бывали не только моряки и работники адмиралтейства, но даже императоры Александр I и Александр II. Об этом нам говорят некоторые историки. По их же данным, собор был разрушен в 1930-е гг. Сейчас на его месте вновь строится храм Спаса Преображения. Но изучим остров дальше. На Соломбале долгое время не было кладбища – умерших хоронили прямо во дворах. Да и позже, когда некрополь появился, он несколько раз менял свое расположение. И вот уже к XIX в. на месте под названием Кривая Яма заложили церковь.

В.Н. Ломакин: – Заложен он был в честь воскресения святого Лазаря Четверодневного, друга Спасителя, но в 1806 г. был переименован в честь Мартина Исповедника – в то время возглавлял адмиралтейство Мартин Фондезин (фон Дезин), который делал очень много, чтобы Соломбала и адмиралтейство процветали. Поэтому в знак уважения к нему церковь переосвятили в честь Мартина Исповедника.

Сюда было перенесено имущество одной из кладбищенских церквей более раннего периода, а с 1805 года свой последний приют здесь нашли и простые жители острова, и многие выдающиеся деятели Севера.

В.Н. Ломакин: – Например, судостроитель Андрей Михайлович Курочкин построил 87 судов и кораблей, разработал модель (и чертеж) 74-пушечного фрегата, которая оказалась такой удачной, что его чертежи рассылали по всем судоверфям Российской империи и по этому образцу строили 74-пушечные фрегаты.

Изначально храм был построен в виде корабля, но позже стал расширяться; когда-то эта арка была окном – придела апостола Иакова не было, но со временем приход рос, и храм потребовалось расширить, поэтому к основному зданию сделали еще один придел, Апостола Иакова. Пол и иконостас церкви созданы в первой половине позапрошлого века, а если еще раз посмотреть на арки, то можно увидеть, какой была первоначальная роспись храма: псевдовизантийский стиль сохранился именно здесь.

В.Н. Ломакин: – Самое интересное, что храм никогда не закрывался. Здесь был период обновленчества, но Литургия никогда не заканчивалась – это единственный храм в Архангельске, в котором никогда не заканчивалась служба. Еще он интересен тем, что, когда другие храмы разрушались, сюда свозили иконы из них – и не только свозили: как описывают, иконы плавали в реках, люди их вылавливали и приносили в единственный не закрытый храм. То есть место довольно интересное и намоленное.

Так сюда попал образ святителя Николая Чудотворца. О его происхождении есть две версии. Первая – Павел I подарил его Адмиралтейскому собору, вторая – икона находилась на судне, которое ходило по маршруту Архангельск – Сура (городок Сура это родина Иоанна Кронштадтского).

Священник Леонид Перчугов, клирик храма Святого Мартина Исповедника: – Все иконы здесь старинные. Замечаешь, что люди заходят в храм и сначала целуют центральную икону, а потом буквально идут по кругу: ко всем иконам хочется приложиться, поприветствовать их как своих друзей. Иногда чувствуешь, что даже стены помогают – и не только стены, но и сами традиции прихода – он очень древний, прихожане очень помогают молитвенно. Здесь есть и психологи, и медики, на клиросе у нас читает диктор местного телевидения, известный журналист, – у нас люди абсолютно разных профессий, и все друг другу помогают.

Икона Серафима Саровского появилась здесь в год обретения его честных мощей: 1 августа 1903 г. дворянская чета приобрела икону, написанную монахинями Дивеевского монастыря. Изображение батюшки Серафима помещено на частицу камня, где святой молился тысячу дней и ночей… Одно время здесь, на Соломбале, свирепствовала холера, и местные жители приняли решение написать образ Спасителя «Исцеление кровоточивой женщины», была создана и другая икона – Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Они были помещены в этом храме и после, как говорят современники тех событий, холера ушла из этих мест.

Другая святыня проделала немалый путь перед тем, как оказаться здесь. Образ Богородицы «Избавительница» был написан в 1906 г. афонскими монахами в честь героев Крымской и Русско-японской войны. Святыню подарил морякам прибалтийского города Либавы Николай II.

В.Н. Ломакин: – Я с детства ходил в этот храм и лично свидетельствую: эта икона висела в храме и была вся темная – чуть-чуть были видны Лики Спасителя и Пресвятой Богородицы. С иконой связаны три интересных события. Женщина 87 лет, ходившая в храм, свидетельствовала, что по молодости ей был поставлен диагноз «бесплодие». Но она ходила в этот храм и молилась почему-то именно перед этой иконой, которая была черная, и в конце концов у нее появился ребенок. Второе событие, связанное с иконой: священнику приснился сон, что для нее надо сделать хороший киот (что и сделали). И самое значимое событие – с 1997 г. икона стала просветляться, вначале ноября она стала еще более проявляться, и 22 ноября, в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», замироточила. И сейчас видно, какой она стала.

Глядя на образ Спасителя, мы можем узнать об одной из местных традиций – благодарить Силы Небесные за помощь. После исцеления, например, руки из серебра делалось изображение этой части тела и в качестве дара украшала икону.

В.Н. Ломакин: – На иконе находится 15 подвесок: люди исцелялись – и вешали подвески. Мы видим, тут есть подвески в виде полного туловища, рук, даже в виде животного есть – знак, что даже животные исцелялись; такое поверье было, и люди вешали подвески к этой иконе.

Это старинный храм, в котором до сих пор сохранилось печное отопление. А пока не стемнело, давайте познакомимся еще с одной церковью Соломбалы – хотя что это храм помнят лишь несколько местных жителей.

В.Н. Ломакин: – Церковь изначально принадлежала Заостровскому приходу, который находится на островах. Ее разобрали, по реке сплавили, перевезли сюда, и в 1855 г. храм был собран и освящен – он назывался Николаевский. В 1855 г. храм освятили, а в 1885 г. здесь открылась одноклассная церковноприходская школа. Судьба этого храма такая же, как и у всех – какие-то части разрушали, но здание сохранилось. Когда установилась советская власть, на 2-м этаже сделали общежитие, на 1-м этаже – мастерские промкомбината, который шил постельное белье во время Великой Отечественной войны. По некоторым сведениям, здесь шили рукавицы, чехлы для орудий. Вокруг этого храма было кладбище. Здесь есть две могильные плиты, частично сохранился памятник. Одни из последних захоронений были в этом месте в середине XX века – около ворот внизу находятся захоронения. Сохранились алтарная часть, старинный фундамент и сама церковь. А потом это стал просто жилой дом – сейчас в нем уже никто не живет.

Сейчас в храме не звучит молитва, но очень хочется верить, что Небесный заступник этих мест – святой Николай Чудотворец, покровитель моряков – незримо присутствует здесь и предстательствует за местных жителей своими молитвами. На колокольне храма тоже есть немало интересного.

В.Н. Ломакин: – Здесь есть как старинные колокола, так и современный колокол, который отлит в 2015 г. Так как у нас страна морская, корабельная, есть даже рында (рында – это корабельный колокол); на рындах обычно пишется по стандарту название судна (или корабля) и порт приписки – здесь написано «Стокгольм». Как выяснилось, это своеобразная рында (и здесь написана мастерская, которая делала этот колокол, причем эта мастерская в Швеции до сих пор существует). Порт приписки – Стокгольм. И с другой стороны еще один колокол, более похожий на рынду.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс