Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (450) → Прекрасная Италия

Прекрасная Италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

 (Продолжение.Начало в № 31–32)

 Рим.

Ватикан.
 Диаметр громадногокупола собора составляет 42 метра, и в Риме его называют «cupollone» («куполище»).По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-греческии по-латыни со словами Господа: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам ЦерковьМою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 18–19). Внутреннюю поверхность купола украшаютизображения четырех Евангелистов.
 Перед входомв собор возвышаются статуи святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в рукахключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом.
 Собор называют«сердцем Ватикана». А сердце самого собора – гробница святого апостола Петра.
 От центральноговхода к гробнице ведет настоящая улица. Вообще величественный храм – настоящийгород со множеством «улиц» и «переулков», мраморных скульптур святых, средикоторых самой известной является «Пьета» («Оплакивание Христа Пресвятой Богородицей»)работы Микеланджело.
 Пол покрытразноцветной мраморной мозаикой, потолочный свод базилики – позолотой и лепниной.
 Вниз, в гробницусвятого Петра ведут розовые мраморные ступени. Вход сюда для туристов и паломниковзакрыт. Через массивные перила можно рассмотреть лишь иконы и витражи с подсветкой.Над гробницей – сень, которую поддерживают четыре колонны 15-метровой высоты.Одна из них – витая, резная, привезенная из Иерусалима. По преданию, прислонившиськ этой колонне, Господь произнес начертанные на фронтоне собора слова, обращенныек апостолу Петру.
 Сень созданаархитектором Джан Лоренцо Бернини, которого называют «Микеланджело XVII столетия».Он создал и великолепное внутреннее убранство, и колоннаду, обрамляющую соборнуюплощадь.
 По всемувнутреннему периметру собора идет вереница капелл (часовен), где находятся выдающиесяпроизведения искусства, христианские святыни, многочисленные гробницы римскихпап, королей и императоров. Престолы капелл обращены в разные стороны, в отличиеот православных храмов, алтарь которых всегда обращен на восток (обращение православногохрама алтарем на восток соответствует спасительному значению Церкви, так как если плыть от тьмы к свету, то, конечно, нужно плыть с запада на восток).
 Для православногочеловека совершенно неприемлемо, что престолы в приделах католического собораобращены в разные стороны – и на север, и на юг – как неприемлемо и то, что к престолу – самому святому месту храма – у католиков открыт свободный доступвсем желающим – и многочисленным туристам, в том числе женщинам.
 Среди туристови паломников в соборе Святого Петра более всего монахинь, в соответствии со статусом или монашеским орденом одетых в самые разные облачения – черные, белоснежные,с фартуками поверх платья.
 В соборехранится копье сотника Лонгина – то самое, которым был пронзен на кресте Спаситель.Оно попало в Рим из Константинополя. В одной из капелл хранится частица мощейСвятителя Иоанна Златоуста.

 Рим. Храм во имя Святителя Николая Чудотворца (Русская Православная Церковь)
 Побывав в Ватикане, мы продолжили осмотр римских достопримечательностей. Постояли на знаменитойплощади Венеции, спустились по не менее знаменитой лестнице, напоминающей по высоте и протяженности Потемкинскую в Одессе. Затем отправились на виа Палестро,улицу, где в старинном особняке княжны Чернышевой расположен храм во имя СвятителяНиколая Чудотворца, Московского Патриархата Русской Православной Церкви, – самаястаринная из русских церквей в Италии.
 По представлениюКоллегии иностранных дел, 6 октября 180З года император Александр I подписалуказ об учреждении «греко-российской церкви» при Римской миссии. Был утвержденштат с одним священником и двумя «церковниками» (псаломщиками). Борьба с Наполеономотвлекла Россию от церковного проекта: храм при миссии был устроен лишь спустя20 лет после подписания Высочайшего указа – в 1823 году. Однопрестольный храмво имя Святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме на Корсо, 518.Впоследствии церковь кочевала из одного дома в другой; лишь с 1932 года храмрасполагается в нынешнем помещении.
 Как и вседругие заграничные церкви, в XIX веке римский храм был включен в состав Санкт-Петербургскойепархии, но во многом зависел от российского Министерства иностранных дел и именовался Посольским.
 В 1921 годуархимандрит Симеон (Нарбеков) основал римский приход, в который вошло околоста полноправных членов, и организовал Приходской совет, возглавленный бывшимгенеральным консулом России в Италии Г. П.Забелло. Таким образом, домовая церковьпри российском посольстве, находившаяся в ведении Министерства иностранных дел,стала независимой, приходской. В приход как почетный член вошла королева эллиновОльга Константиновна из Дома Романовых.
 Следующимважным событием для прихода было вступление во владение особняком княжны М.А. Чернышевой(«Палаццо Чернышев»), скончавшейся в 1919 году. Княжна Чернышева завещала РусскойЦеркви свой дом на виа Палестро еще в 1897-м, но из-за юридических осложненийприход официально получил наследство лишь в 1932 году.
 10 апреля1932 года в особняке была освящена вновь устроенная церковь. Устройству новогохрама материально помогли княгиня Барятинская, княжна Гагарина, а также королеваИталии Елена Савойская (Черногорская).
 Вторая мироваявойна привела в Италию множество «перемещенных лиц», которым община всяческипомогла. В 1950–60-х годах римский приход опекал лагерь беженцев под Турином.
 Если к началу1980-х годов русская община в Риме, в основном, состояла из старой эмиграции,то уже с середины 1980-х, когда Рим стал одним из транзитных пунктов «новоэмигрантов»(бывших советских граждан, искавших новые возможности на Западе), численностьприхожан стала быстро возрастать.
 Многие вновьприбывшие приняли в Риме святое Крещение, венчались, крестили своих детей, некоторыеосели в Италии, другие сохранили связь с Православной Церковью в иных местахжительства. Кроме русских прихожан, Свято-Никольский храм духовно окормляетсербов, болгар, румын и православных итальянцев. До постройки посольской греческойцеркви на виа Сарденья, 153, в приходе состояли и греки.
 При устройствехрама во имя Святителя Николая трехэтажный особняк Чернышевой был значительнопеределан.  Под храм была отведена правая половина первого этажа. Строительный проект был составленинженером Поджи и архитектором князем Волконским, который много заботился об этом храмостроительстве. Со стороны двора была сделана особая пристройка с полукруглойапсидой для передней части церкви (начиная с солеи), убраны внутренние перегородкии сооружены арки, придавшие залу уютный вид. Алтарь и предалтарные арки выложенызолотой мозаикой и зеленым мрамором, придающим храму — особенно при дополнительномосвящении — нарядный, праздничный вид.
 На параднойлестнице при входе в церковь водружены мраморные памятные доски с выражениеммолитвенной благодарности устроителям Свято-Никольского русского храма: архимандритуСимеону, княжне М.А. Чернышевой и княгине С.Н. Барятинской.
 Хотя церковьчасто переезжала с одного места на другое и подвергалась ограблениям, большаячасть старинного и ценного убранства все-таки сохранилась. Подлинным украшениемхрама стал иконостас, сооруженный в 1830-х годах, выкрашенный под белый мрамори местами вызолоченный. Композиция иконостаса принадлежит архитектору Тону;однорядный высокий иконостас в классическом стиле напоминает работу этого мастерадля Казанского собора в Петербурге.
 На фризеиконостаса – надпись: «Благословен грядый во Имя Господне». Иконостас увенчанчетырехконечным крестом. Образы написаны в академической манере. Наибольшуюценность, конечно, имеют царские врата работы Карла Брюллова. Художник написалдля них на меди шесть медальонов диаметром около 35 см.
 К числу достопримечательностейхрама также относятся: чтимая Иверская икона Божией Матери, написанная в 1901году на Афоне в память императора Александра III, образы святого Николая Чудотворцаи святого Александра Невского в киотах, два больших образа Спасителя и БожиейМатери. Есть в храме парсуна святителя Иоасафа Белгородского, написанная ещедо прославления святого; крест-мощевик, дар греческого королевича ХристофораГеоргиевича; малая икона святой равноапостольной княгини Ольги (дар автора –королевны Марии, дочери королевы эллинов Ольги Константиновны).
 За полторавека богослужебной жизни в храме утвердилась намоленная, теплая обстановка.Ныне приходская община довольно дружна. На доске объявлений мы увидели расписаниебогослужений по-русски и по-итальянски, информацию о наборе в детский православныйлагерь в Тарквиньи. На балконе, выходящем в уютный дворик, – цветы, у святыхикон – свечи. Ныне служение настоятеля прихода, находящегося в ведении РусскойПравославной Церкви, Московского Патриархата, несет священник Алексий Байков.
 Для протоиереяНиколая Малеты было особенно радостно побывать в храме, носящем имя его небесногопокровителя. И помолиться у святого образа апостолов Петра и Павла в канун празднованияэтим святым угодникам Божиим.
 Поездка в Рим завершилась посещением итальянского парламента, где состоялась встреча протоиереяНиколая Малеты с Андреа Каласио, пресс-секретарем депутата итальянского парламентаСильвио Берлускони, и с депутатом Элизабеттой Гардини, пресс-секретарем правоцентристскойпартии «Forza Italia» – «Вперед, Италия».
 В ходе беседыбыла выражена заинтересованность итальянской стороны в том, чтобы как можнобольше русских паломников посещали древние святыни Италии, и, прежде всего,имели возможность приезжать в Бари, в базилику Святителя Николая Чудотворца,молиться у его цельбоносных мощей.
 ЭлизабеттаГардини проявила большой интерес к рассказу отца Николая о жизни ПравославнойЦеркви в России, о строительстве и восстановлении православных храмов на СреднемУрале.
 Последнее,что уральцы увидели в Риме, – знаменитый фонтан Треви. Роскошная «театральнаясцена», где переплетаются стили — знаменитое место, благодаря которому небольшаябазарная площадь ди Треви стала самой многолюдной. Фонтан строился и перестраивалсяна протяжении 100 лет. С 1762 года его окончательная «версия», которая принадлежитархитектору Никола Сальви, сохранилась до наших дней. Это место очень популярносреди туристов, которые бросают сюда монеты, чтобы еще раз посетить Рим.

 Рио Маджореи национальный парк Чинкве Терре
 Если следоватьвдоль крутого излома Лигурийского побережья, над морем одна за другой вырастаютмаленькие старинные поселения-крепости с домиками характерных для Лигурии цветов– голубого, желтого и розового, с вереницей рыбацких барок у кромки воды. Такиенепохожие друг на друга, эти городки, как разноцветные камешки в мозаике, составляютединый рисунок извилистой границы земной тверди и морских заливов.
 С мая по октябрь на побережье ярко светит солнце. Дождей и штормов практически не бывает,погода всегда ровная – жаркая. Побережье Лигурии смотрит прямо на юг, лицомвстречая теплые африканские ветры, идущие с моря. А оно сверкает бирюзой и синевой,которую особенно подчеркивают белопенные следы многочисленных судов и суденышек.
 Рио Маджоре– одно из пяти селений на пути из Генуи в Рим и одна из составляющих национальногопарка, который так и назван – «Чинкве терре» («Пять земель»). Национальный парк,раскинувшийся на довольно обширной прибрежной территории, включает пять населенныхпунктов, примыкающих к городу Ла Специя, – Порто Венере, Кампилья, Рио Маджоре,Вернацца, Монтероссо аль Маре.
 Глубокийканьон, провал в скалах, образован рекой Маджоре. Многоэтажные дома лепятсярядами над обрывом, построены на террасах, улицы идут одна над другой. Так что,когда идешь, красные черепичные крыши домов, построенных «этажом ниже», в буквальномсмысле под ногами. Дома, как и повсюду в Италии, увешаны сохнущим бельем.
 В Рио Маджоремы побывали в храме Сан Джованни Баттиста (Святого Иоанна Крестителя). Строительствоготической церкви было начато в 1340 году, но с того времени сохранилась лишьрозетка над входом, все остальное – обновления более поздних веков. В храме– полумрак, повсюду скульптуры Девы Марии из мрамора и из дерева, украшенныеживыми цветами. И свечи возле них горят не электрические, а настоящие. Правда,невысокие, устойчивые, в виде бочоночка, напоминающие скорее еврейские субботниесвечи.
 Туристскаятропа, соединяющая все «пять земель» парка, тянется над морем, вдоль скал, на стометровой высоте. Внизу – прозрачная вода, острые камни и белая пена прибоя…На тропу природного парка из города нужно подниматься на особом платном лифте.Вход в парк Чинкве Терре предваряют карта побережья, панно из нелегкой трудовойжизни итальянских рыбаков и информация о девяти видах морских животных и рыб,взятых под охрану: их нельзя ловить, уничтожать.
 Вдоль тропы– многочисленные заведения «общепита». Столики стоят тут же, над морем.

(Продолжение следует)

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№32 (449) / 15 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 
Социальное служение

О духовной слепоте

(по «Письму 84. Человеку, которому отвечаютна добро злом» святителя Николая Сербского) Как быстрочеловек привыкает возлагать ответственность за свои поступки на других людей,и как ловко у него это получается! Возложив же ответственность за свои все прегрешенияна других, он со временем всё реже и реже замечает их, становясь словно слепымк своим прегрешениям.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс