Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1021) → Сыновний святой долг платят любовью, благоговением и памятью

Сыновний святой долг платят любовью, благоговением и памятью

№28 (1021) / 22 июля ‘19

Размышление

Говорят, история забвений не прощает, и тот, кто забывает ее уроки, обязательно переживет их снова. Но мы, православные, знаем: нет, не история – Господь нас не простит за такое, а это гораздо серьезнее.

Молитва пойдет

Когда я работал в редакции Боровского монастыря, у меня было правило – всегда зажигать по приходе лампаду. Отцы забегали в редакцию по делам, потом быстро уходили, им было не до лампады. А когда проводишь в редакции дни напролет, как-то спокойнее, когда она рядом горит: глянешь на огонек, вздохнешь к Богу, мысли успокоятся, глядишь – и строка как нужно идет.

Как-то раз прихожу в редакцию после братского молебна, собрался лампаду зажечь – смотрю: масла еле на донышке осталось. Все выгорело, и бутылка из-под елея пустая, и спички тоже закончились. Ну, думаю, значит, не судьба. Посидел, почитал, пописал, что-то поделал, но чувствую себя как-то неуютно. И думаю: с чего бы это не судьба лампаде гореть? Надо ведь просто взять и оторваться от монитора, пойти на привратную к охране, попросить у них все необходимое – они сутками на посту и запас елея, если что, всегда под рукой имеют: вдруг в храмах понадобится.

Привратники быстро вошли в мое положение, налили полную бутылку лампадного масла, чистого как слеза, и спичек дали две коробки. Вернулся я в редакцию, маслом лампаду заправил, фитилек почистил, зажег и сверху душистого ладана из Палестины в тигель положил, потом «Царю Небесный» прочитал и с легким сердцем стал снова работать. Вскоре пришел руководитель издательства отец Иосиф, носом повел: «Как вкусно ладаном пахнет». Потом на зажженную лампаду в углу посмотрел и смеется: «Сразу надо было догадаться, кто у нас тут лампаду жжет. Теперь только держись – молитва и статьи пойдут!». Я улыбался в ответ и думал про себя: не может молитва не пойти! Если не лениться, не махать рукой «ладно, обойдется и так», а просто взять и оторваться от стула и сделать то, что нужно. Ведь надо-то совсем чуть-чуть – пальцем пошевелить. Как иногда это бывает тяжело сделать! Но надо.

О праздновании снятия блокады в Ленинграде

В связи с 75-летием снятия блокады в героическом Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге у нас в России прошли массовые торжества, а немецкие СМИ их осудили: чему это, мол, вы, русские, радуетесь? Ведь тогда была трагедия с огромными жертвами, а вы теперь это празднуете – вроде как пляшете на костях. Не правда ли, очаровательная логика? «Эй, русские, вы с ума сошли праздновать победу на Куликовом поле? Ваших же вон сколько там полегло…» Правда, немцы потом опомнились, объявили, что правительство Германии выделит 12 000000 евро на реконструкцию госпиталя для ветеранов и создания российско-германского центра встреч в Санкт-Петербурге. Но я не об этом.

Я подумал вот о чем. Хотим мы уважать свою историю, чтить наших героев, почитать своих дедов, отдавших за нас свои жизни или нет? Ответ вроде бы очевиден, а некоторые сегодня говорят, что нет. Некоторые либеральные толкователи нашей истории всерьез заявляют, что нужно оставить прошлое прошлому, перестать все время оглядываться назад, устремить взоры вперед и двигаться дальше в светлое будущее. Я когда это читал, думал: где-то мы это уже слышали… А ведь верно – от большевиков. Когда-то устроившие в нашей стране революцию большевики тоже призывали забыть свою историю и свое прошлое и сосредоточиться исключительно на будущих великих победах.

Все закончилось, как мы знаем, плохо. И так же плохо закончится у нас, если мы и вправду решим забыть героическую историю подвигов наших дедов. Говорят, история забвений не прощает, и тот, кто забывает ее уроки, обязательно переживет их снова. Но мы, православные, знаем: нет, не история – Господь нас не простит за такое, а это гораздо серьезнее. Историю можно представить как угодно: тихой библиотекой, каким-нибудь бездушным алгоритмом, машиной, которую можно обмануть, выключить, проигнорировать. А Бога игнорировать не получится: для Него вся история человечества от начала до конца как один день, и все наши умершие у Бога живы. Они отдали за нашу землю свою кровь, купили для нас ее невосполнимой ценой, пожертвовав самым дорогим, что у них было, – своей жизнью, и мы им за это навсегда обязаны. Это не долг ростовщику – это сыновний святой долг, который платят любовью, благоговением и вечной, передаваемой из поколения в поколение памятью.

Паникадило

Одному бедному деревенскому приходу богатые благотворители купили паникадило. Кто бывал в далеких полупустых деревнях, где в храме порой 10 прихожан (из которых 8 – бабушки), может представить, какой это был дорогой и невиданный подарок. В этом храме над Царскими вратами даже голубь – символ Духа Святого – был из бумаги, а тут целое новое паникадило подарили – большое, позолоченное, прямо из Софрино. Как его повесили, храм прямо преобразился: паникадило над головой сверкает, переливается, горит золотом, красота – глаз не оторвать. Бабушки на радостях плакали от счастья: такая благодать! Настоятель благотворителей благодарил, руки жал, чаем поил, на помин до старости записал. Все кругом в их храме такой невиданной щедрости дивились, тоже благодарили, по углам бабушки перешептывались: «Смотрите, вон те самые благотворители нам паникадило купили!».

А с ними чудо произошло. Были люди как люди, разве денег больше, чем у других, а как паникадило купили, много им в этой жизни открылось, в том числе и устройство приходской жизни, в которой они никогда и не жили. Стали они настоятелю настойчиво разные советы давать, что и как нужно на приходе делать. В храм ходят два воскресенья, молитв толком не знают, а тут враз понимать стали. Чудеса, да и только. Простодушный батюшка по-доброму им говорит: «Милые, вы о душе своей для начала позаботьтесь, а как в вере утвердитесь, как с приходской жизнью поближе познакомитесь, так вам Господь наверняка и откроет, как все нужно у нас делать, не раньше».

Батюшка, хотя ему паникадило никогда не дарили, не мог говорить чего-то против совести, чтобы просто людям нравиться. Тем, понятное дело, это все не очень... Они ему говорят: «Ты, отец, не понимаешь, ты со своими бабушками вон сколько лет молишься, а на новое паникадило так и не заработал, а мы тебе его раз – и купили». Батюшка слегка оторопел, потом посмотрел им в глаза и говорит: «Нет, дорогие мои, не буду делать так, как вам хочется. Я настоятелем здесь больше 20 лет служу, и за все это время у нас в храме один хозяин – Господь наш Иисус Христос. Мы здесь Ему одному служим, Его слушаемся. Если думаете по-другому, забирайте ваше паникадило – и до свидания». Благотворители на настоятеля смертельно обиделись, но паникадило забирать обратно постеснялись: в доме оно без надобности, а собственного дворца, чтобы вместо люстры повесить, у них пока еще не было. Они на настоятеля коллективную жалобу епископу написали: дескать, старый ретроград приходскую жизнь душит. И стали на службу в соседнюю деревню ездить, чтобы всем там рассказывать, как они паникадило новое купили, а им даже спасибо за это не сказали: люди темные, грубые, необразованные – совсем не то что вы.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-molitva-poydet;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-o-prazdnovanii-snyatiya-blokady-v-leningrade;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-panikadilo

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс