Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №1 (994) – №27 (1020) 2019
Дорогие братья и сестры, мы продолжаем разбирать ваши вопросы и письма. Вот письмо нашей телезрительницы: «Посоветуйте, пожалуйста, как правильно подготовиться к Исповеди – никогда не исповедовалась и не причащалась. Много читаю, думаю и наблюдаю за изменениями в душе, но постоянно откладываю, так как кажется, что не готова. Хотя понимаю, откуда такие мысли».
Замечательный вопрос, правильный. Отвечу, ориентируясь на свой опыт приходской жизни. Мне очень нравится, что наша сестра очень вдумчиво подошла к этой теме – много читает, думает, уже начинает различать, откуда мысли не ходить на Исповедь, что она еще не готова. На самом деле это одно из искушений – когда христианин думает, что надо отложить поход в церковь, на Исповедь, что когда-то потом будешь готов. Мы должны понимать, что это самообман, ловушка лукавого, который говорит: «Потом, потом... На пенсии сходишь». С учетом нашего нового пенсионного возраста, получается, всю жизнь не ходи?
Если человек осознал, что верит в Бога, понял, что без Церкви жить не может (причем крещен был давно и хочет пойти на Исповедь), то, конечно, надо подготовиться, но не откладывать это на неопределенно долгое время… Мы читали раньше в статьях святителя Игнатия «О последовании за Христом» и «О покаянии»: откладывая покаяние, ты тем гневишь Бога. Это все равно что человек увидел в себе какую-то болезнь и думает: «Да нет, потом пойду на обследование и к хирургам, воспаленный аппендицит как-нибудь сам по себе рассосется, все будет нормально». Закон нашей падшей природы таков, что не будет нормально, если не лечишься, – будет только ухудшение, и можно будет умереть от этой болезни. Так же и здесь.
«Посоветуйте». Что я советую? Первое, что нужно, – определиться с храмом, куда вы хотели бы ходить. Это может быть храм поблизости, может быть тот, который вам по душе (бывает, что человек придет в храм и чувствует себя как дома, ощущает, что здесь его близкое, родное место, а в другой придет – вроде тоже православный храм, рядом находится, но почему-то ему в нем неуютно). Не надо бояться выбора, особенно когда он есть. Затем: надо выяснить, есть ли в этом храме огласительные беседы и, если есть, надо пойти и послушать их – обязательно изу-чить основы веры. Это правило – обязательно проверить свою веру: без этого вообще нельзя что-либо начинать в духовной жизни – это не просто теория, это именно знание основ духовной жизни, которое столь же необходимо, как и знание правил дорожного движения (о чем я уже много раз говорил). Если хочешь идти к Богу, но веришь в Него неправильно, ты к Нему даже близко не подойдешь и не спасешься. Так что обязательно пройти огласительные беседы.
Бывает так (к сожалению, такие примеры довольно многочисленны), что огласительных бесед в храме нет. Что тогда делать человеку? Неужели он пропал? Нет. Мы с вами – образованные люди (тем более радостно видеть, что сестра много думает, читает, это читающий человек), стало быть, вы можете и сами изучать основы веры. Есть «Катехизис» святителя Филарета (Дроздова), другие книги. Сейчас, например, издано огромное количество «Огласительных бесед для готовящихся к Крещению» (правда, там обо всем говорится очень простенько, но это лучше, чем ничего). Можно прочитать толкования на Символ веры и т.д.
Когда человек изучит основы веры, необходимо понять, что такое страсти: подойти к Исповеди, не зная, в чем каяться, – это, мягко скажем, несерьезно. Как и где это изучать? Наши церковные издательства издают книги, из которых и можно узнать, что такое страсти, как они проявляются, – да, этих книг немного, но они есть.
У себя на приходе уже много лет назад (в начале «нулевых» годов) я столкнулся с тем, что люди приходят на Исповедь и реально не знают грехов – желание поучаствовать есть, а грехов не знают. Что делать с ними – каждому посвящать час на Исповеди, проводить индивидуальные огласительные беседы? Конечно, такой возможности не было и нет. Но не каждый может и специально заниматься в библиотеке. Поэтому я решил организовать курсы, на которых человек может в сравнительно краткие сроки четко, емко, на современном русском языке услышать сведения об основах веры, проверить себя, правильно ли он усвоил их: недостаточно просто прочитать, нужно еще, чтобы кто-то проверил тебя. Это первый блок наших бесед. И второй: вместе с нашими слушателями, желающими поучиться, мы начинаем изучать, что такое страсти, как они проявляются. Это помогает прихожанам подготовиться к Исповеди и частично облегчает жизнь священнику: это мучение – исповедовать людей, которые ничего не знают о грехах.
На основе творений святителя Игнатия и книги отца Иоанна (Крестьянкина) мы создали пособие – «В помощь кающемуся». Это серьезно помогло людям сориентироваться и сейчас помогает готовиться к Исповеди. Так что такие пособия есть, хотя их и немного. Если вы, например, не нашли наше пособие, если у вас нет книги отца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения Исповеди», можно посмотреть «Нравственное богословие для мирян» – это интересный многотомник, где есть разнообразные примеры проявления грехов: проблема даже не в том, что человек не знает, в чем каяться, а в том, что он не умеет различить в своих поступках, чувствах, мыслях, словах, грех это или нет. Чтобы научиться это делать, нужен пример (мы же на примерах учимся). Поэтому такие пособия необходимы – и история покаянной (исповедальной) практики в России и в других странах говорит, что списки грехов, по которым человек мог проверить себя, ранее существовали.
Так вот, дорогая сестра, вам нужно поискать такую книгу (например «Нравственное богословие для мирян») и не спеша проверить себя. Причем сделать это, вспоминая не сегодняшний или вчерашний день, а (поскольку вы на Исповеди еще не были) все, что с вами происходило с момента Крещения (если вы крестились во взрослом возрасте) или примерно с 7–8 лет, если вы крестились в детстве – в этом возрасте ребенок уже может отвечать за себя (в наше время все происходит немножко не так, у нас и в 40 лет за себя не отвечают, но надо попытаться вспомнить свои грехи с детства, ориентируясь на это пособие).
Когда вы выпишете свои грехи за всю жизнь (их, конечно, будет много), нужно попросить священника храма, куда вы решили ходить, уделить вам внимание. Не бойтесь, братья и сестры, так делать: мы, священники, ориентируемся на запрос – не потому, что мы такие плохие, а потому, что реагируем на ваши нужды. Ведь как называется наша работа? Служение. Это означает, что священник не себе служит, а тому, кто что-то просит (часть богослужений вообще называется «требы» – «требования, просьбы»).
Если, например, люди не спрашивают священника, не «требуют», не просят помочь в чем-то разобраться, он оказывается в ситуации, когда, по сути, как духовный руководитель не нужен – и начинает заниматься чем угодно (мотоциклами, путешествиями, спортивными играми и т.д.), а мы потом говорим: «У нас священники бездуховные – они занимаются чем угодно, только не людьми». А мы сами-то просили их об этом? Мы просим, за рясу дергаем, чтобы они обратили на нас внимание? Братья и сестры, это обязательно нужно делать – у нас с вами должно быть очень тесное взаимодействие, совместная работа. Служение священника невозможно без людей: мы именно для людей служим, а не сами по себе в пустом храме. Священник, конечно, будет реагировать. Если он не отреагировал, значит – надо поискать другого. И не стесняться, просить: «Я бы хотела исповедоваться за всю жизнь» (это называется «генеральная Исповедь» – похоже на генеральную уборку, когда мы готовимся к какому-то важному событию и пытаемся навести порядок в нашем доме).
Исповедь может быть разная. Священник может сам взять вашу тетрадку или листок бумаги и прочитать все или попросить вас назвать грехи. Это уже технические вопросы, не имеющие принципиального значения. Важно в Исповеди не просто писать «может быть, у меня такое было», а именно (узнав о том или ином проявлении грехов по пособию) понимать, что у вас такой грех точно есть, помнить его и в нем раскаиваться. Только такие грехи и надо записывать и, когда вы подготовитесь, обратиться к священнику и исповедоваться.
Затем надо попросить у него благословение на Причастие. Поскольку основы веры вы уже изучили, то уже должны будете знать, что такое таинство святого Причащения. И священник решит, идти вам на Причастие или нет. С этим тоже непросто – бывает, что не внимательный к себе человек говорит: «Да я всегда готов к Причастию», – а на самом деле он не готов; попробуй только священник ему скажи: «Брат (сестра), давай-ка подготовься получше», – увидишь такую бурю эмоций – до жалоб в Епархиальное управление (что уж совсем удивительно). А такой смиренный на вид! Или, наоборот, другая крайность, когда человеку по факту ничто не мешает причащаться, а он говорит: «Нет-нет, я недостоин, мне нельзя». Говоришь: «А почему?». Отвечает: «Я так считаю». Что значит – ты считаешь? И в первом, и во втором случае в человеке действует гордыня.
Чтобы мы не путались, есть точные критерии участия человека в таинстве святого Причащения. Они отнюдь не секретные – я вам рекомендую прочитать проповедь святителя Игнатия на Великий Четверг (это том «Проповеди» в Собрании сочинений): замечательное произведение! В этой проповеди о Великом Четверге, о таинстве Причащения много о чем говорится – в том числе и о признаках, по которым можно определить, когда христианин может причащаться. Давайте коротко разберем.
Первое: человек должен быть крещеным – некрещеный не имеет права причащаться, он не член Церкви. Сначала он должен пройти оглашение, принять таинство святого Крещения и только потом стать участником великого таинства, когда мы принимаем в себя Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.
Второе: он не должен быть еретиком. Это тоже очень важно. И как же может быть так, что человек христианин – и вдруг еретик? Элементарно – он крестился в детстве или в зрелом возрасте, но без оглашения, начитался всякой литературы еретической, которой сейчас много… Порой такой «религиозный винегрет» бывает в головах у людей! Он может считать себя христианином и – одновременно верить в астрологию, колдунов, в «зеленых человечков» (я имею в виду каких-нибудь инопланетян), и это порой легко укладывается в одной голове. Или бывают такие «христиане» (каковыми они сами себя считают), которые не верят в вечную жизнь или верят в переселение душ – это настолько часто встречающиеся вещи, что когда начинаешь непосредственно работать с этим, вплотную с этим соприкасаться, я вам честно скажу, порой очень страшно становится. А сам-то человек думает, что он христианин! И вот приходит такой на Исповедь, а у нас же нет возможности проверять в этот момент веру человека – придет, например, какой-нибудь поклонник Заратустры, и откуда ты об этом узнаешь? Он пришел, благочестиво постоял, что-то из грехов назвал. Священник прочитал разрешительную молитву, благословил причащаться. А по вере-то он кто? Достойно ли он причастится? Нет, конечно. И получается, что этот второй пункт очень важен. Поэтому и нужно пройти оглашение, чтобы проверить себя на знание основ веры.
Третье: человек не должен быть на епитимье. Это тоже очень важный момент. К этому люди тоже, к сожалению, относятся невнимательно. Что такое епитимья? (Я думаю, мы потом это разберем подробнее, используя документы, святоотеческие сочинения; сейчас кратко отвечаю на вопрос.) Епитимья – определенное духовное упражнение, дающееся человеку, чтобы он глубже покаялся, исправил свою ошибку, если такое возможно. Это не наказание, а время для духовного труда. И если, например, священник находит нужным дать христианину епитимью за грехи, то тут не надо обижаться, говорить: «Вот у нас отец такой-то (Федор, Василий) злой – я вчера с мужем поссорилась, а он сегодня не благословил меня причащаться». Таких священников, напротив, надо беречь: это люди, которые очень внимательно к вам относятся.
Так вот, смотрите, что получается. Если священник говорит вам, что в такой-то срок вы должны сделать такие-то духовные дела (прочитать книгу, положить поклоны, оказать милостыню, при этом регулярно ходить на Исповедь), то к этому надо отнестись так же серьезно, как к рекомендации какого-нибудь врача. И когда дана епитимья, причащаться человек не должен: одно из условий епитимьи – человек на время отходит от таинства Евхаристии (Причастия), чтобы лучше подготовиться и снова начать причащаться – уже с другим сердцем, с другим опытом, с другим умом. Это третий пункт – нельзя причащаться тому, кто на епитимье.
Четвертый пункт говорит, что не должен причащаться христианин, который совершает сейчас смертные грехи, находится под их усиленным воздействием. Это тоже очень важное понятие – не все грехи одинаковые. Возьмем, например, страсть гнева: я внутренне раздражился на кого-то или убил кого-то – это ведь разные вещи, разные поступки; если за первое меня никто судить не будет даже с точки зрения светского законодательства, то второе – уголовно наказуемое преступление. Или, например, с вожделением посмотрел на женщину – или сблудил: тоже разные степени греха. У каждой страсти есть грехи, которые называются смертными. Смертные они потому, что если человек в них не покается, то гарантированно пойдет в ад. Это тоже учение Церкви – нравственное учение о грехах и добродетелях.
И если христианин продолжает жить в смертных грехах, в этом тоже надо разбираться. Конкретного списка смертных грехов, к сожалению, нет, поэтому надо всякий раз советоваться с вашим священником. Например, я регулярно слышал такую историю: церковные люди (например, певчие), живущие в блуде – представляете? Такое может быть. И они регулярно ходят причащаться. Священник их вразумляет, потом они идут в другой храм, причащаются – и довольны. Этого безумия не должно быть – зачем причащаться себе на погибель?
Так вот, правильное учение Церкви об участии в таинстве святого Причащения говорит, что человек, у которого сейчас есть смертный грех, не должен причащаться, поскольку он еще живет в нем, «под парами» этого греха.
И пятое, очень сложно воспринимаемое многими условие: если человек не борется со всеми другими страстями (не только со смертными грехами, но вообще со страстями), он тоже не должен причащаться. Что здесь имеется в виду? Если человек, хотя и никого не убил, в блуд не впал, не делает чего-то страшного, но не борется с повседневным проявлением страстей, то он недалеко ушел от того, кто впал в откровенные смертные грехи. (Это все говорит нам святитель Игнатий не чтобы мы сказали: «А, ну тогда меня это не касается, я причащаться не буду», – а, наоборот, для того, чтобы взбодриться, оценить себя).
Так вот. Если сестра, которая написала мне это письмо, крещеная, если она изучит основы веры, будет изучать Евангелие по святоотеческим писаниям, исследовать страсти по пособиям, искренне подготовится к Исповеди и у нее не будет смертных грехов (или они были, но раньше, а сейчас она раскаивается в них), если она заметила в себе проявление страстей и искренне хочет бороться, то (после Исповеди, конечно) по благословению священника может пойти причащаться – не надеясь на свою оценку (бывают крайности, когда человек сам себя оценивает слишком негативно), а именно доверяя священнику, его опыту, его решению, станет участвовать в таинствах.
И потом как раз можно увидеть, правильно ли человек поступил. Если после Причастия у него на душе тихо, спокойно, он может спокойно молиться, спокойно оценивать ближних, не осуждая их, если он тих, мирен, все у него в порядке, значит – он причастился хорошо (так скажем), благополучно. А если после Причастия он идет домой – и у него дома война (он всех «строит»), или начал объедаться, или в блуд впал, или еще что-то подобное, то в этом случае мы видим отрицательные плоды: это Причастие в осуждение. Тут уже теоретически не ответишь – тут надо разбираться, конкретно смотреть, чем человек нагрешил. Обычно если после Причастия у человека усилились страсти, это означает, что он в них каялся мало. Вот такой подход.
Почему так происходит? В Причастии мы принимаем не какой-то символ Христа, а реально Его Самого. И когда Бог входит в сердце человека, Он ему говорит: «Брат, ты Меня пригласил, а сам-то не подготовился». Ведь как бывает, когда мы хотим пригласить каких-то важных гостей? Мы делаем уборку, никто не оставляет кучу мусора посреди комнаты – гости пришли, а у тебя куча мусора посередине, или гора немытой посуды, или окна немытые, и гости спрашивают: «А ты точно нас приглашал? Может, мы в другой раз придем?». И Господь приходит к нам (мы Его принимаем в сердце) и говорит: «Брат, ты говоришь, что любишь Меня, а сам гору “мусора” (какую-либо страсть) оставил – не покаялся». Он нам показывает: «Ты это оставил, но это со Мной, Всемогущим Богом, несовместимо – невозможно в одном сердце сохранить стремление и к Христу, и к греху». И после Причастия Господь обличает такие страсти. Поэтому надо быть крайне внимательными как при подготовке к таинству, так и во время Литургии.
Тоже бывает горько, когда люди, готовящиеся (как они считают) к Причастию, во время Литургии позволяют себе ходить по храму (просто так, не по реальной потребности), шушукаться где-нибудь в углу на лавочке, быть невнимательными во время Причастия, после него начать болтать. Это мы должны изжить. Представьте – мы придем на прием к высокому начальнику, разве мы будем там сидеть и болтать? Да нет, мы будем вести себя вежливо, строго: нас пригласили земные власти. А Царь Небесный для нас менее важен? Но дела-то наши говорят, что Царь Небесный нам уже не так страшен. А ведь это очень опасно!
Так вот, получается, что первый, второй день после Причастия – это очень важные дни, когда можно посмотреть: мы действительно встретились со Христом или нет? И важно выстроить их так, чтобы они были днями особого духовного внимания к себе. Бывает невозможно закрыться, особенно если ты семейный человек, но внутри-то можно за собой следить, молиться… После Причастия молиться легче: Христос здесь, с тобой – не надо кричать, звать Его. После Причастия человеку легче бороться (когда у него не страсти проявляются так, что он уже не осознает себя, а именно легкое раздражение, увлекся какими-то разговорами дома, еще чем-то, начал унывать, запечалился немножко) – теперь это легче побороть, если тут же начать молиться, ведь Христос-то еще с тобой, ты Его еще не выгнал окончательно из своего сердца.
Это очень важная практика, братья и сестры, чтобы понять, что не так. Надо быть крайне внимательными, за трапезой смотреть, чтобы не объесться, тем более после Причастия христианину не баловаться алкоголем (или еще чем-нибудь) – это вообще странно: зачем тогда причащался? Готовился к Пасхе, а потом в праздник напился – и вообще все растерял, нагрешил. Это признак, что грех в нашей жизни, в нашем сердце действует сильнее, чем стремление к спасению.
Дорогая сестра, спасибо за очень хороший вопрос. Он заканчивается еще одним вопросом: «Можно ли прийти на первую Исповедь к Вам (то есть ко мне)?». Если Вы живете в Екатеринбурге, то я в первую очередь приглашаю сначала пройти наши курсы. Если Вы их пройдете, а потом захотите пообщаться, конечно, мы пообщаемся – мы никому не отказываем.
Спасибо вам, братья и сестры, за интересные вопросы, которые позволяют более внимательно отнестись к святоотеческому учению, снова вспомнить основы нашей веры и нравственной жизни. Если у кого-то будут еще вопросы, если что-то непонятно (например, я отвечаю слишком невнятно), то прошу вас писать на нашу почту. Бог даст, разберемся и ответим на ваши вопросы.
Желаю всем вам, братья и сестры, Божией помощи. Помоги нам Господь! (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Людмила Ульянова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.