Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1020) → Монастырь на Русском Севере – место для людей, сильных духом

Монастырь на Русском Севере – место для людей, сильных духом

№27 (1020) / 15 июля ‘19

По святым местам

Шесть часов – ровно столько добиралась наша съемочная группа до этого монастыря. Святая обитель удалена от крупных городов и построена на том месте, где были обретены мощи святого Артемия Веркольского. 6 июля в монастыре отмечается день памяти праведного отрока, а мы начнем знакомство со святым местом.

Программа «По святым местам» продолжает знакомить вас со святынями Архангельской митрополии. Ехали мы от города Архангельска примерно шесть часов и прибыли в Артемиево-Веркольский монастырь, что на берегу реки Пинега. Монастырь на Русском Севере – место для людей, сильных духом.

Год 1532-й – уже 60 лет, как Пинежье вошло в состав Русского государства, на престоле которого был Великий князь Василий III. А в небольшом местечке Верколо (1,5 тыс. км от Москвы) в семье крестьян Космы и Аполлинарии рождается сын Артемий. Но мальчик прожил на свете всего двенадцать лет.

Архимандрит Иосиф (Волков), наместник Артемиево-Веркольского монастыря: – Он помогал своим родителям на поле, но вдруг набежали тучи, был гром, молния – и Господь забрал его душу. По тогдашнему языческому обычаю запретили родителям хоронить его в земле. Считалось, что такая смерть попускается за большие и тяжкие грехи. Якобы он тайный грешник и не угоден Богу. Поэтому и запретили хоронить его в землю, будто бы земля от таких людей оскверняется, потом засухи случаются и тому подобное. И вот такая скорбь родителям – положили его на этом месте, где мы сейчас находимся, где основан монастырь, в лесу...

Тело мальчика осталось лежать в лесу, но спустя 33 года клирик местного храма отправился по грибы, по ягоды и забрел в то место, где оставили тело отрока. Оно все еще было нетленным.

Архимандрит Иосиф: – Все мощи сохранились целиком, как будто он только-только заснул. А прошло 33 года. Морозы, ветра, дожди, звери – ничто не коснулось его.

В то время в этих краях свирепствовала страшная лихорадка, и люди в своих молитвах стали обращаться к святому за исцелением от болезни. Так, у местного воеводы Афанасия Пашкова выздоровел сын Иеремия. В благодарность Афанасий построил на месте обретения мощей храм. С него и началась история монастыря. Поначалу все постройки в монастыре были деревянные, поэтому не раз горели, но в 1785 году начали строить вот этот храм, посвященный святому Артемию, здесь же пребывали его честные мощи. Так было до революции. В 1918 году сюда был направлен особый отряд ВЧК, но тогда братия успела спрятать мощи святого Артемия от поругания. Уже позже, в 1940–1941 годах, НКВД занимался поиском мощей здесь, в окрестностях святой обители, но и по сей день эта святыня остается скрытой от нас.

Когда монастырь вернули Православной Церкви, то первые службы начали проходить именно в Артемиевском храме. Поначалу здесь сделали приделы во имя святителя Николая Чудотворца и постепенно стали обустраивать главный придел.

Архимандрит Иосиф: – Конечно, было холодно, немножко потом отопление сделали... Я просто вспоминаю (не знаю, как раньше было): мы каждый день служили, и морозы были такие, что приходилось даже на клиросе об лампочку руки греть… Там были не батареи, а какие-то трубы, и отопления было недостаточно. Холодно было – некий подвиг несли в то время.

Следующий храм, который мы посетим, Успенский собор. Чтобы вы могли представить его былую красоту, вот страница из журнала «Строитель» за 1895 год. Даже с наружной стороны храм был украшен иконами, также вокруг всего собора располагалась висячая галерея для крестных ходов. А внутри на стенах была великолепная роспись и золоченые иконостасы. Успенский храм – одна из самых грандиозных построек монастыря. Здесь есть два храма – верхний, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, и нижний, посвященный Рождеству Христову. Кстати, нижний придел освятил праведный Иоанн Кронштадтский. В годы советской власти в нижнем храме располагалась тракторная мастерская, но в главном приделе все долгое время выглядело как прежде.

Иконостас и роспись Успенского собора долгое время оставались нетронутыми, а все потому, что их сохраняла местная учительница Екатерина Александровна Стручкова. Но в 70-е годы она уехала отсюда, и ситуация изменилась.

Архимандрит Иосиф: – Она была дочерью священника. Конечно, она не пропагандировала веру, но у нее была закваска того времени (она стала заслуженной учительницей РСФСР), и она детям внушала нужное отношение к храмам...

Но когда в 90-е сюда пришли первые насельники, они увидели собор без купола и практически без крыши. На стенах плесень, полы взломаны, иконостас полностью разграблен… Для восстановления собора по-прежнему нужны огромные средства.

Архимандрит Иосиф: – Там холодно очень, отопления нет, мы служим там только летом. Иногда даже на Успение там не служим по той причине, что очень холодно. Рассказывали когда-то те, кто приехал в 90-е годы, что в потолок можно было палец воткнуть – настолько все мягкое было… Как это все не обвалилось, непонятно. На крыше росли уже восьмиметровые березы. А так я думаю, храм полностью бы сохранился, если бы не сняли железо.

Ну а теперь, чтобы согреться и посетить монастырскую службу, зайдем в храм Казанской иконы Божией Матери. В 1907 году здесь было начато строительство трехэтажного корпуса с трапезной и церковью. За годы безбожия здание Казанской церкви пришло в ужасное состояние, но сейчас трудами насельников преобразилось.

Архимандрит Иосиф: – Тогда Господь давал какой-то силы, благодати. Сейчас даже думаешь: как это все было? Сейчас, наверное, многие и не пошли бы на это, когда с такими трудностями столкнулись, как-то привыкли уже к комфорту. Сейчас в храме Казанской иконы Божией Матери тепло, все оборудовано, удобно – только молись, служи.

Здесь часто говорят, что монастырь святого отрока Артемия детский. Насельники, трудники и даже паломники, приходящие сюда, в чем-то дети. И даже если вы серьезный взрослый человек на ответственной должности или, например, родитель строгих правил, то будьте уверены: приехав сюда, вы откроете в себе непосредственность и искренность ребенка. Монастырская лошадь по имени Иртыш особой мезенской породы, она может работать даже при низких температурах – очень выносливая, ее низкий рост и крепкие ноги позволяют ей так трудиться…

Мне, городскому жителю, здесь многое в новинку. Вот, например, вода. В наших домах, чтобы пить чай, мы или устанавливаем на кран фильтры, или покупаем воду в бутылках, но в монастыре все по-другому. А сейчас мы на выносливой монастырской лошади едем на родник за питьевой водой для святой обители. Сквозь глубокий снег по лесной дороге наша съемочная группа едет исполнять монастырское послушание. Приезжайте сюда и вы. Может, не зимой, как мы, а, например, 6 июля на праздник Артемия Веркольского.

Итак, монастырь святого Артемия Веркольского был основан в XVII веке, через сто лет после того, как на этом месте были найдены нетленными мощи праведного отрока.

Архимандрит Иосиф: – В этой местности свирепствовала лихорадка. Люди стали обращаться к отроку Артемию, брать что-то из того, чем был прикрыт гроб (части бересты и тому подобное), и получали исцеление. С того времени его останки перенесли на паперть Никольского храма и стали его почитать.

Почти 400 лет стоял на берегу реки Пинега монастырь, но в 1918 году сюда пришли красноармейцы, убили монахов, а их тела бросили в реку. После этого в разное время в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей и общеобразовательная школа.

Архимандрит Иосиф: – Рассказывали, что здесь был некий преподаватель труда, который заставлял детей соскабливать золото с иконостаса, поощрял, чтобы били окна (здесь были фрески из цветного стекла).

И хотя за 70 лет монастырские постройки пришли в упадок, с другого берега Пинеги они напоминали белокаменный город из прошлых веков. Еще в советские годы писатель Федор Абрамов, уроженец Верколы, с болью смотрел, как разрушается святая обитель. В 1985 году по одному из его произведений «Братья и сестры» Малый драматический театр Санкт-Петербурга решил поставить спектакль. Чтобы напитаться особым духом этой земли, артисты приезжали сюда и даже жили в монастырских кельях. После этой поездки в театре стали устраивать благотворительные вечера для сбора средств на восстановление обители. Спустя годы поездка повторилась уже с другими актерами. Удивительно, но этот спектакль до сих пор идет в театре, местные жители считают это особым благословением.

За дело в возрождении монастыря взялась и супруга писателя Федора Абрамова – Людмила Крутикова. Людмила Владимировна организовала православную общину, которая в 1989 году добилась возвращения епархии Артемиевского храма, а через год – и всего монастыря.

Особенность Русского Севера – колодец-журавль. Вот так наши далекие предки доставали воду. Хотя так доставать воду только с непривычки трудно, а если пожить здесь, подышать северным воздухом...

Знакомьтесь – отец Илья Еремеев, настоятель православного храма деревни Верколы и клирик монастыря. Пятнадцать лет назад вместе с женой и старшей дочерью они переехали сюда из Москвы. В Верколе в семье появилось еще пять девочек.

Священник Илья Еремеев, настоятель храма Николая Чудотворца (д. Веркола):– Первая дочь – Евфросиния («радость»), вторая – София («премудрость»), третья – Анна («благодать Божия»), четвертая – Василиса («царственная»), пятая – Анастасия («воскресение») и шестая – Иустина («справедливая»).

Люди в Верколе сплоченные: и горести, и радости переживают вместе. Это первое, что заметил батюшка. Такая поддержка и помогла организовать здесь ни много ни мало научный форум.

Священник Илья Еремеев: – Четыре раза (не считая прошлого года) проводились Артемиевские чтения. Начинались они именно здесь, в Верколе, охватывали монастырь и место преставления отрока. Монастырь – наша радость, мы всегда всей семьей приходим к отроку: батюшка – в алтаре, а вся семья в храме молится.

Раз уж мы пришли в семью, где столько замечательных девочек, давайте вспомним еще об одной святой, память которой чтут в Веркольском монастыре. В Артемиевской церкви на иконостасе можно увидеть образ святой Параскевы – по древнему преданию считается, что это сестра Артемия Веркольского. Обретение ее честных мощей состоялось в 1610 году в церкви местечка под названием Пиринемь.

Архимандрит Иосиф: – О ней стало известно, когда были явлены ее святые мощи. Местные предания говорят о том, что это именно сестра отрока Артемия, хотя официальных записей об этом нет. Видимо, родители Косьма и Аполлинария были угодники Божии, потому что родить двух святых – это все-таки показатель того, что и корень свят (раз плоды святы).

Но вернемся в уютную трапезную Никольского храма. Активная часть прихода – местная интеллигенция – сотрудники музея писателя Федора Абрамова. За ними, как водится, потянулись и другие люди.

Священник Илья Еремеев: – Больше хотелось участвовать именно в общественной жизни деревни. Ведь деревня сворачивается. В том числе такая же судьба и у Верколы: она сжимается – нет перспектив, нет работы. Молодежь готова здесь оставаться, но нет рабочих мест. Сельское хозяйство здесь очень тяжелое по сравнению со средней полосой – понятно, что молодые в большинстве своем едут в город. Поэтому была задача оживить деревню хотя бы тем народом, который есть. Мы организовали вместе с жителями совет развития деревни, проводим какие-то мероприятия. Северный народ, поморы – народ не быстро переформатируемый: люди долго сохраняют старые уклады, традиции, живут в том числе и советским периодом. Поэтому здесь сложно «на лихом коне въезжать», надо сначала вжиться.

Со своей супругой батюшка познакомился еще в столице, где в одном из храмов он, будучи еще простым прихожанином, исполнял несколько послушаний. Когда перед молодой семьей встал вопрос о том, где растить детей, стали выбирать место поближе к природе. Но, живя в деревне, теплые воспоминания о Москве сохранили.

Священник Илья Еремеев: – Честно могу сказать, что скучаю по своему мегаполису. Я люблю свою Москву, тем более мои подмосковные, московские корни уходят далеко в XIX век. Что касается друзей, знакомых, общественной деятельности, родного московского асфальта – все это мне дорого, и я с удовольствием туда приезжаю. Но приезжаешь и окунаешься в энергетику города – и, конечно, тяжело: не воспринимается она. Мы в январе там были, оформляли детские пособия, и мне показалось, что Москва даже успокоилась: город нынче как-то обеспечен, все в нем сложилось. И правительство Москвы нацелено и на оформление зеленых насаждений, двориков и прочего... Конечно, от суеты она не успокоилась, но успокоилась каким-то своим ритмом, обустроенностью… И несмотря на то, что мы оторваны от Москвы, суеты у нас не меньше.

Хотя суета здесь другого толка – скорее, не суета, а наполненность, проживание каждой минуты здесь и сейчас. Паломники, приезжающие в Верколу, погружаются и в эту атмосферу, и в многовековую историю, встречаются с гостеприимством местных жителей. Путь сюда не близкий, да и о переправе подумать надо. Монастырь находится на берегу реки, поэтому зимой добраться сюда можно по ледяной переправе – специально намывают воду для того, чтобы лед был крепче и стоял дольше. Летом добираются на лодках, а весной или осенью, во время распутицы, в святую обитель добраться практически невозможно.

Архимандрит Иосиф: – Места эти намоленные. И хотя мощи отрока Артемия сокрыты, все равно он пребывает здесь, в этом монастыре, и люди получают помощь. Некоторые приезжают, чтобы поблагодарить отрока Артемия, потому что, обращаясь в монастырь, прося помолиться об исцелении или каких-то житейских делах, они получают помощь. И в благодарность приезжают помолиться в святой обители.

Здесь продолжают восстанавливать стены древних храмов, но главным считают сохранение монашеской жизни.

Архимандрит Иосиф: – Как только восстанавливается корпус, он сразу заполняется – Господь посылает людей и трудников. Монахов не так много, но и не так уж мало для северных обителей. Сейчас монахов здесь 14 человек, еще есть на подворье в Карпогорах в Архангельске. Планы – именно сохранить монашескую жизнь. Если Богу угодно, надеемся, что постепенно с Божией помощью все восстановится. Мы каждый год что-то делаем своими усилиями, конечно, не такими темпами, как хотелось бы, но все равно потихонечку все движется.

По дороге загляните в храм апостолов Петра и Павла в местечке Карпогоры. Здесь есть образ Николая Чудотворца, который, как известно, является небесным покровителем всех путешествующих. Когда-то местные жители молились в приспособленном под храм помещении при минусовой температуре, а теперь у них есть не только теплая церковь, но и духовно-просветительский центр. Вот что делает любовь и вера северян, неважно – коренных или приезжих. Посетите Верколу и убедитесь в этом сами.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/po-svyatym-mestam-artemievo-verkolskiy-monastyr-chast-1;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/po-svyatym-mestam-artemievo-verkolskiy-monastyr-chast-2

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс