Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В Грузии есть небольшой старинный город Мцхета. Сюда едут почтить память святого преподобно-исповедника Гавриила (Ургебадзе) паломники со всего мира. Мужественно проповедуя Православие в 1960-е богоборческие годы, он своим служением доказал, что нет большего героизма в духовной жизни, чем монашество.
Родился Годéрдзи (так звали его в миру) в 1929 г. С детства он хотел стать иноком, знал текст Евангелия практически наизусть. Постриг принял в 26 лет и жил в строгой аскезе. Без денег, своими руками восстанавливал разрушенные храмы в деревнях. Во дворе своего дома в Тбилиси отец Гавриил из подручных средств построил церковку. Сюда он приносил иконы со свалок, очищал их, реставрировал, делал оклады. С любовью украшая свой храмик, сам спал здесь же, в холодной яме.
В 1965 г. после поджога портрета Ленина на демонстрации его признали душевнобольным и поместили в больницу, а после ему запретили служить и причащаться – даже на порог храма не пускали. Это стало самым тяжелым испытанием для отца Гавриила. С 1980-х гг. юродивый монах жил в Мцхете при монастыре Самтавро, собирал милостыню на улицах Тбилиси, но себе не оставлял ни гроша, все раздавал бедным. Обладал даром пророчества, строго, но с любовью наставлял сестер. К нему за молитвенной помощью и советом ехали многие верующие. Умер отец Гавриил в 1995 г. и уже через 17 лет после кончины был причислен к лику святых.
Отца Гавриила глубоко почитает вся Грузия. В Грузии был снят фильм «Диадема старца». В конце 2018 г. его автор и другие создатели картины побывали на православной выставке в Самаре. С собой они привезли икону святых Гавриила и Серафима Саровского, которая именуется «Дружбой русского и грузинского православных народов». Нескончаемая очередь верующих выстроилась к святыне. Посетители выставки смогли увидеть фильм «Диадема старца» и узнать прямо из уст авторов удивительную историю его создания.
Из фильма «Диадема старца»: – Православные со всей Грузии собрались у могилы за несколько дней до обретения мощей юродивого отца Гавриила. Прибыла паства и из многих других стран. На протяжении нескольких дней прихожане с великим благоговением терпеливо ожидали приближения к святым мощам старца.
В тот же день святые мощи крестным ходом были перенесены в собор Светицховели, о котором старец говорил: «После Царствия Небесного самое благодатное на земле место – Светицховели». Позднее при большом стечении народа святые мощи юродивого перенесли в кафедральный собор Пресвятой Троицы.
Присутствие отца Гавриила ощущали все православные. Люди чувствовали, что где-то рядом стоял их любимый старец, радовался и молился за всех скорбящих, верующих, пришедших к нему ради благословения. Неудивительно это чувство, ведь старец Гавриил завещал: «Я ухожу, но незримо всегда буду рядом, никогда вас не покину».
Константин узнал о существовании отца Гавриила еще в детстве. Хотя ему не удалось общаться с ним при жизни, всегда чувствовал участие архимандрита в своей судьбе.
Константин Церцвадзе, автор фильма «Диадема старца»: – Старец Гавриил стал для меня очень родным, прежде всего другом, который слушает тебя, когда ты приходишь, снисходительно на тебя смотрит, улыбается, и чувствуешь, как он подбадривает тебя. И то, что старец Гавриил проповедовал, – грех не страшен, страшно отсутствие любви. Всю жизнь старец Гавриил проповедовал только любовь. Это самое главное.
И сейчас он его наставляет, воспитывает.
К. Церцвадзе: – Есть такой старец (он живет в Аризоне) – Ефрем Аризонский, ныне здравствующий. Он очень духоносный отец, известен молитвенным дерзновением, у него очень сугубые, сильные молитвы. Матушка подарила мне его фотографию. Я подумал, что раз он Аризонский, значит – американец (на самом деле он грек), и перед его иконой начал говорить на английском языке. Радовался, что хорошо помню английский язык.
Спустя время Константину приснился сон.
К. Церцвадзе: – Во сне нахожусь во дворе монастыря Самтавро в Грузии. Старец Гавриил всех благословляет. Остановился вдруг, посмотрел на меня и говорит: «Костя! Ты ж филолог!». У меня сразу гордость пошла. А он говорит: «Вот странные вы, филологи, Костя! С греком – на английском языке разговаривать!».
Я звоню в монастырь Самтавро и рассказываю сон. Матушки смеются, и одна из них мне говорит: «Вот показал тебе старец Гавриил, что не надо выпендриваться. Если человек святой, он и на твоем родном языке услышит».
Помогал старец и в создании кинокартины.
К. Церцвадзе: – Делали этот фильм мы – люди, совершенно далекие от кинематографии. Я всегда говорю, что главный редактор, продюсер, автор этого фильма – старец Гавриил. Меня спрашивают: почему? Было явное ощущение того, что он рядом. Мы начали снимать обычным фотоаппаратом, у которого была функция видеозаписи. Нам приходилось просить, умолять респондентов: «Пожалуйста, держите телефон, мы включили звукозапись». Потом это чистили (как получалось), добавляли видео. В общем, было все мученически в прямом смысле.
Однажды мы должны были записывать одного грузинского митрополита, а у нас сломался штатив, сломался микрофон. Мы не смогли найти другие, а на следующий день была назначена запись. В подавленном состоянии я прихожу к раке старца Гавриила. Не могу сказать, что я помолился, – скорее, пообщался с ним, как внук, который давно не видел своего деда. Рассказываю: батюшка, вот так и так, помоги, пожалуйста.
Утром мне звонит главный продюсер одного ведущего телеканала и говорит: «С завтрашнего дня у вас будет съемочная группа – и операторы, и камеры, и дистанционное управление, и все остальное». И получилось так, что мы сняли этот фильм. Много чудес происходило во время съемок.
Когда однажды у отца Гавриила спросили, каков его крест, он ответил: «Вся Грузия и половина России». Видимо, по поводу самарского края у прозорливого старца были особые планы, потому что именно у нас (точнее, в Новокуйбышевске) произошли удивительные события, связанные с ним.
Протоиерей Артемий Мищенко, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца в г. Новокуйбышевске: – Он сочетал в себе высокую аскетичность, мудрость, имел Христову любовь в своем сердце и был педагогом. Через юродство, через мудрость он учил людей Христовой любви и духовной жизни. Мы знаем, что старец Гавриил юродствовал не только чтобы обличить грехи людей, но и чтобы смирять себя.
Он рассказывал, что, когда ему приходили в голову мысли, что он выше других подвижников, он надевал на себя медную корону и шел на улицы Тбилиси. Над ним все смеялись, а он говорил: «Вот, Гавриил, и чем ты выше других? Над тобой все смеются». А однажды он пошел на помойку и там сидел и молился. Сестры приходили и говорили: «Отче, что ты здесь делаешь? Здесь помойка». Он отвечал: «Раз мне приходят в голову посторонние мысли, моя голова – помойка. Чем я лучше этого места?».
Удивительным образом в его юродстве сочетались возможность смирить себя перед Богом, перед людьми и одновременно возможность быть орудием Промысла Божьего для того, чтобы люди пришли к Богу.
Идея написать икону старца Гавриила появилась у отца Артемия, когда прихожанин по имени Илья передал ему в дар от знакомого священника из Грузии бумажный образок святого Гавриила.
Протоиерей Артемий: – Хотели обратиться к иконописцам в Самаре. Грузины говорят: «А зачем нам русские иконописцы? Есть прекрасный грузинский художник. Давайте его попросим». И вот Джони (в Крещении Давид) приходит в храм. Он никогда не занимался написанием икон. И тут вдруг впервые в жизни исповедуется, молится и начинает писать икону.
Икона была написана по молитвам самарской блаженной схимонахини Мануилы (Елисеевой).
Протоиерей Артемий: – Она была прекрасным живописцем, иконописцем, хотя специально не училась. После смерти именно к ней мы обращались, когда писалась эта икона. Буквально за немногие дни без единого изменения был написан чудный образ, написан человеком, который до этого никогда иконы в принципе не писал. Джони исповедовался, молился, мы вместе молились в часовне блаженной старицы Мануилы – и получилось вот такое удивительное завершение.
Джони Шония, художник: – После того как я написал икону, я стал ближе к Церкви, к Богу. Так продолжается и до сих пор. Понимаете, икону я от души написал – мне самому так приятно было, что он у меня получается: вот он улыбается, вот он по-настоящему смотрит мне в глаза. Это укрепило во мне веру в Бога и в самого старца Гавриила.
Освятили образ в Грузии, на мощах старца Гавриила. Расходы на поездку взяли на себя две грузинские семьи из числа прихожан. Они же и сопровождали настоятеля в пути. Вместе с иконой объехали многие святые места Грузии, много общались с местными священнослужителями и простыми верующими. На обратном пути, когда летели самолетом, получается, икона освятила и часть России, как когда-то и говорил отец Гавриил. В Грузии нет традиции передачи святынь, поэтому в России совсем немного храмов, где есть частицы мощей старца Гавриила.
Протоиерей Артемий: – Они находятся или под спудом, или в таких раках, откуда их достать невозможно. Я знаю, что Патриарха Илию просили передать мощи в Россию, а он отвечал: «Я хочу, чтобы мне мощи передавали; я не хочу передавать мощи никому». Мы им передали частицы мощей святых мучениц, и таким образом нам в благодарность дали вот эту святыню, которую получила игумения Серафима, сотрудница Грузинской Патриархии, при обретении мощей, на которых она присутствовала. Последнюю частицу, что оставалась, она передала в наш храм. Я знаю, что еще в Оренбуржье есть частица мощей старца, и, наверное, всё. Очень много людей, не только русских, но и грузин, приходят сюда помолиться перед иконой, которую очень высоко оценили сестры старца Гавриила: когда они увидели образ, то сказали, что он как будто живой и только что проснулся.
Когда к нам приехал автор фильма про старца Гавриила из Грузии, он, увидев эту икону, изумился и сказал, что в Грузии нет подобной иконы, что нужно отвезти ее обратно. Но мы на это не согласны – если Господь даровал этот образ нашему самарскому краю, пусть он здесь и пребывает; те, кто захотят, приедут и поклонятся.
Галина Ермолаева, катехизатор храма Святителя Николая Чудотворца в г. Новокуйбышевске: – В наш храм приезжает очень много паломников из других городов, из Самары часто приезжают. Я очень люблю рассказывать про святого Гавриила. Он жил с нами в одно время – удивительно, что в то время, как мы жили грешно, были люди, которые молились. Может быть, по их молитвам сейчас и храмы открыты, и мы можем открыто исповедовать Господа.
Совместные молитвы, связанные с написанием и освящением иконы Гавриила, очень сплотили всех, кто в этом участвовал. Все чаще они встречаются в храме на богослужениях, и не только.
Протоиерей Артемий: – Грузины в России в каком-то смысле покинули свою родину, но здесь не все обрели вторую родину. И, конечно, потому для них важны святыни, которые напоминают им, что они православные люди и что в Православии действительно нет ни грузина, ни русского, а все равны во Христе. Эта икона – в каком-то смысле объединение двух православных народов.
Записал:
Игорь Лунёв
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.